Анализ стихотворения С. Есенина Нивы сжаты


Конспект анализа стихотворения.
Учитель читает стихотворение детям.
- Ребята, вы прослушали стихотворение С. Есенина. Какие чувства оно у вас вызывает? (Грустные, печальные)
- А почему ? (Потому что природа печальная, она готовится к зиме)
- Какова тема этого стихотворения? (Смена времен года с осени на зиму).
- В стихотворении Есенин описывает природу. А какие образы рисует воображение вам? (меняется время года, природа уже готова к наступлению зимы, деревья стоят без листьев).
- Давайте найдем в тексте приметы увядающей осенней природы. (Нивы сжаты, рощи голы, туман и сырость)
- Обратите внимание на слова «нивы сжаты» - что это значит? (урожай собран)
- Как вы понимаете «рощи голы»? (пусты, открыты, на них ничего нет).
- Послушайте: «колесом за сини горы солнце красное скатилось». Что хочет сказать нам автор? С чем сравнивает он солнце? (с колесом). А случайно ли такое сравнение? Колесо какое? (круглое, оно катится). Верно, колесо катится, оно не ходит, поэтому Есенин не сказал «солнце зашло», а сказал «скатилось» как колесо. Представьте, как солнышко, словно колесо, скатывается с неба по горам и прячется за них.
- Обратите внимание на необычную форму слова в словосочетании «сини горы»
- А может быть Есенин просто ошибся или в тексте опечатка?
- Нет, Есенин не ошибся. Он использовал не обычную форму слова, а старинную, чтобы приблизить нас к своим чувствам. Обратите внимание на оттенок сказки в этих словах, мы сразу испытываем трепет и благоговение перед природой. А возникли бы у нас такие чувства, если бы автор сказал просто «синие горы»? (Нет)
- А почему солнце автор назвал «красным»? на какое время суток это указывает? (вечер).
- Ребята. А вы знаете, что в народном творчестве слово «красный» означает не только цвет; «красный» значит «красивый». Издавна люди говорили «красна девица». Даже у нас в городе есть улица с красивым названием – Красная площадь.
- Давайте посмотрим дальше. «Дремлет взрытая дорога». Прочитав эту строку, какой вы ее себе представляете? (коричневая, перекопанная, с бугорками)
- Ребята, давайте хорошо произнесем: «дремлет взрытая дорога». Послушайте, звуки в словах как раз помогают нам представить эту картину. «Взрытая» - сразу чувствуется как колесо дребезжит по замерзшей дороге. Этот прием в литературе называется звукопись. Автор как бы пишет звуками, отсюда такое название. В старших классах вы будете изучать звукопись более подробно.
- А теперь обратите внимание, как автор наделил дорогу человеческими качествами: «дремлет». Кто может дремать? (человек). Верно, а что Есенин хотел этим сказать? ( Что природа живая, и она ждет наступления зимы). А в каких еще словах автор олицетворяет дорогу? (примечталось, ждать).
- Подумайте и приведите свой пример наделения неодушевленных предметов человеческими качествами. (грустная береза, спокойное море, идет дождь).
- Молодцы. А какой автор называет зиму? (седой) А что может быть седым? (борода у дедушки, волосы у пожилого человека) мы видим, что и здесь автор наделяет зиму человеческими качествами. Какой она вам представляется? (белой, седой, спокойной, унылой)
- Давайте прочитаем стихотворение дальше. Автор чащу называет звонкой. А что может звенеть в чаще? (волк воет, деревья скрипят, подают замерзшие ягоды) А почему мы можем расслышать все эти звуки? Самое главное в этой звонкой чаще – тишина! Каждый-каждый звук отчетливо слышен!
- Посмотрите Есенин о месяце говорит так: «Рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани». Как вы себе это представляете? (месяц ярко оранжевого цвета заходит за облака).
- Мы сразу представляем картины деревенского быта, которые так удачно передал автор с помощью этого сравнения.А почему месяц сравнивается с маленьким жеребенком? (Потому что месяц еще молодой)
- Вот мы с вами прослушали и разобрали все стихотворение. А теперь давайте подумаем: какая же у этого стихотворения идея? Что хотел передать нам автор, для чего он написал свое стихотворение? (Он хотел показать нам красоту осенней природы, которая ждет зимы. А главное, он хотел сказать нам, что природа живая, она может как человек о чем-то думать, мечтать.)
- А теперь давайте посмотрим в окно и каждый из вас скажет что-то о природе сегодня: какая она? (ясное небо, чистое небо, яркий, блестящий снег).
- Молодцы. Когда вы придете их школы домой и потом соберетесь гулять, понаблюдайте за снегом, опишите его, попробуйте так же, как Есенин, представить, что снег живой и что он может думать и переживать, когда жить ему осталось совсем немного, последние весенние денечки. А на следующем уроке каждый нам расскажет, что он увидел. Также все желающие могут найти интересные загадки и пословицы о весенней природе, мы их с интересом послушаем и разгадаем. А может среди нас найдутся такие, кто сможет сочинить стихотворение также, как и Есенин.