Конспект урока по русскому языку Пунктуационные знаки завершения


План урока Пунктуационные знаки завершения. 5 класс.
Устная разминка.
Учащиеся слушают предложение:
В траве по опушкам прячутся крепкие боровики, розовеют под палым листом мокрые сыроежки, краснеют по кочкам важные мухоморы, ярко желтеют на мху золотые лисички.
Вопросы: Боровики какие? А сыроежки какие? Мухоморы? Лисички?
Что делают боровики, сыроежки, лисички?
Предложение читается еще раз. Пересказать его. По слогам произнести: розовеют, сыроежки, желтеют, золотые.
А в какое время года может происходить то, о чем я прочитала?
Ассоциации к слову «осень».
Ну и осень! – с разочарованием.
– с восхищением.
Собрать стихотворение Е. Прутневой «Ходит-бродит осень».
Закружил осинку в красном сарафане.Вырос гриб-грибочек в красненьком платочке.
Разыгрался ветер на лесной поляне –
В ягодах брусники на зеленой кочке
Объявление темы урока.
Мы с вами будем говорить и работать с пунктуационными знаками завершения, то есть знаками, которые должны стоять в конце предложения. А какие знаки могут быть в конце предложения?
. ! ? …
Списать с доски:
Десятое октября.
Классная работа.
Текст I : Чудесное осеннее утро березки стоят в золотых сарафанах клены роняют свои резные листья осыпались последние цветы но что это кто нарушил тишину это красавцы журавли отправились в свой дальний пусть счастливого пути журавушки.
Пунктуационные знаки завершения.
Смысловые отрезки текста.
Работа с текстом . Прочесть самостоятельно. Один – вслух. Почему ученику было трудно читать, а нам слушать?
- Там нет знаков препинания.
Так для чего нужны знаки препинания?
Знаки препинания в тексте нужны для того, чтобы пишущий мог ясно и точно выразить свои мысли, а слушающий точно их понять.
Понятие текста. Мы получили текст.
Что такое текст? (Группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью).
Сейчас мы будем говорить о смысловых отрезках текста и предложения.
Текст делится на отдельные смысловые отрезки равные предложению и обладающие смысловым значением и особой интонацией.
Текст II : Хорош лес в ясные дни! В пурпурный и желтый цвет окрашена листва цветным ковром. Расстилаются под деревьями опавшие листья тут и там видны. Под ним красноватые шляпки грибов еще цветут Кое-где запоздалые лесные цветы.
Исправить ошибки. Выразительно прочесть.
Прочитайте.
Текст III: Отчего так опустело небо? Нет в нем острокрылых ласточек. Пустыми остались скворечники. Лесные птицы тоже собираются в предотлетные стаи.
Текст IV : Отчего так опустело небо? Нет в нем острокрылых ласточек, стрижей, полевых жаворонков. И скворцы заторопились в теплые края, поэтому пустыми остались уютные скворечники. Лесные птицы тоже собрались в предотлетные стаи, чтобы отправиться в дальний путь.
Можно ли разделить текст по-другому? Почему нельзя? (Нарушаются смысловые отрезки).
Чем текст IV отличается от текста III ?В самих предложениях есть отрезки равные слову, словосочетанию, предложению.
Смысловой отрезок текста равен предложению. Смысловой отрезок предложения может быть равен слову, словосочетанию, предложению.
Самостоятельная работа.
Прочтите текст, дополнив его смысловыми отрезками.
Смысловой отрезок текста – предложение. Переписывая текст, определите границы предложения. Найдите главные члены в предложениях.
Самостоятельная работа. Создание текста на тему «День в октябре».
Итог урока.
На уроке мы говорили о пунктуационных знаках препинаниях завершения и о смысловых отрезках текста.