Урок русского языка в 5 классе Предложение. Грамматическая основа предложения


Краткосрочное планирование
урок русского языка в 5 классе
КГУ «Гагаринская средняя школа» Уланского района
Учитель Кузнецова М.Д.
Неделя 2 День 10 17 октября 2015г Урок 1
Тема урока Предложение. Грамматическая основа. Двусоставные и односоставные предложения. Ссылка Календарно-тематическое планирование 5класс, 1четверть
Среднесрочное планирование октябрь 7-28 октября 2015г.
Общие цели Повторить материал о словосочетании; научиться отличать словосочетание от предложения;
уметь выделять грамматическую основу предложения ; различать двусоставные и односоставные предложения;
воспитывать интерес учащихся к русскому языку;
развивать умение работать в группе.
Результат обучения Учащиеся должны знать определение предложения, знаки препинания в конце предложения,
должны уметь выделять грамматическую основу предложения;
знать чем выражена грамматическая основа, определять тип предложения: двусоставное или односоставное;
владеть грамотной устной и письменной речью;
проявлять чувства взаимоуважения, взаимопомощи.
Ключевые идеи Предложение –это слово или несколько слов ,в которых заключается сообщение, вопрос, побуждение ( приказ, совет, просьба).При помощи предложений мы общаемся друг с другом, выражаем мысли и чувства. Для предложения характерны интонация конца предложения . К концу предложения голос понижается. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. Предложения, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов предложения-подлежащего и сказуемого, называются двусоставными.
Предложения , в которых есть только один главный член (подлежащее и сказуемое) называют односоставным.
Основных знаков препинания десять-точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки, многоточие.
Место в предложении или тексте , где нужно применить пунктуационное правило, называется пунктограммой (от лат. «пунктум-точка», от греч. грамма-«знак,буква».
Правильно ставить знаки препинания учит раздел науки о языке-пунктуация.
Ресурсы Учебник «Русский язык для 5 класса общеобразовательных школ».
Интерактивная доска.
Маршрутный лист. Презентация к уроку.
Организация деятельности Деятельность учителя Деятельность учеников
1 этап Организует работу учащихся.
Деление по группам с помощью мяча на первый-второй.
Опрос Д/З. Выполняя задание формулируют тему урока. Запись темы в тетради. Распределение ролей в группе(лидер, хронометражист, секретарь). Повторяют правила работы в группе.
Критерии оценивания работы в группе.
Заполнение таблицы «ЗХУ». Обсудили что знают, что хотят узнать.
Что называется словосочетанием?
Из чего состоит словосочетание? Приведите пример.
Оценивание учителем.
2 этап Презентация слайда №1
Теоретическая станция. Задания АВС. Выполняют задания теоретической станции. Самооценивание.
Оценка выставляется в маршрутный лист.
3 этап Презентация слайда №2
Станция практическая.
А-упр.№108 пис.
В-упр. №110 пис.
С- упр . №113 пис. Учащиеся выполняют дифференцированные задания.
Взаимооценивание. Оценка выставляется в маршрутный лист.
4 этап Слайд № 3
Станция творческая.
Все учащиеся распределяют роли между собой и инсценируют стихотворение С.Маршака «Знаки препинания». Распределение ролей. Инсценирование стихотворения.
Формативное оценивание учащихся стикерами.
5 этап Рефлексия.
1.Посмотрите свои таблицы «ЗХУ». Что вы сегодня узнали?
2. Над чем следует поработать?
3. Какую оценку вы поставили учащимся в группе за работу на уроке.
Комментирование оценок и выставление в дневник.
Домашнее задание по выбору Упр. № 115, № 116. Выучить определения по теме «Предложение» Работают с таблицей «ЗХУ».
Записывают Д/З в дневник.
Анализ урока русского языка в 5 классе
Учитель русского языка и литературы Кузнецова М.Д.
КГУ «Гагаринская средняя школа»
Тема : «Предложение. Грамматическая основа предложения. Двусоставное и односоставное предложение»
Цели урока: повторить материал о словосочетании ; научиться отличать словосочетание от предложения; уметь выделять грамматическую основу предложения; различать двусоставные и односоставные предложения; воспитывать интерес учащихся к русскому языку; развивать умение работать в группе.
Мною было запланировано 5 этапов урока. Учащимся было предложен маршрутный лист, в котором указаны станции: теоретическая, практическая, творческая. Запланировала на уроке использовать следующие модули: новые подходы в обучении ( показать работу в группах), развитие критического мышления ( работа по составлению и защите кластера),оценивание для обучения ( показать умения учащихся самооценивание, взаимооценивание, формативное и суммативное оценивание), обучение тому, как обучаться.
Решив изменить себя , изучив теорию , обозначила круг вопросов : «Как добиться от учащихся понимания процесса обучения?, Понимание того чему учиться?, Как структурировать учебный процесс? Как оценить результативность обучаемых?
На первом этапе поделила учащихся на 2 группы, учащиеся распределили роли, обсудили критерии работы в группе. Учащиеся самостоятельно сформулировали тему урока . По маршрутному листу учащиеся должны пройти станцию теоретическую, практическую, творческую, выставить оценки в лист. При опросе домашнего задания прошла актуализация знаний прошлого урока. Для знакомства с новым материалом была предложена стратегия «Инсерт», таблица «ЗХУ», работа с «Лестницей успеха». Учитель наблюдает за работой учащихся

На втором этапе учащиеся проходят станцию теоретическую, составляют и защищают кластер.

На третьем этапе для закрепления материала предлагается учащимся дифференцированное задание . Учащиеся взаимооценивают работу в группе. Выставляют оценку в маршрутный лист.
На четвертом этапе станции практической учащиеся получили задание в конверте: проинсценировать стихотворение С.Маршака «Знаки препинания». Формативное оценивание друг друга стикерами.

На этапе рефлексии учащиеся работают с таблицей «ЗХУ», применяют при анализе урока «Лестницу успеха». Зачитывают оценки в маршрутном листе. Учитель комментирует оценки и выставляет в дневник.
В дальнейшей работе планирую использовать групповую и парную работу. Продолжу работу над развитием критического мышления через чтение и письмо.
Домашнее задание буду предлагать индивидуальное и дифференцированное.