УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ: «ПРАВОПИСАНИЕ -Н- И –НН- В ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЯХ»

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ В ОБЛАСТИ СЕРВИСА И ГОСТЕПРИИМСТВА»












УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

ТЕМА: «ПРАВОПИСАНИЕ -Н- И –НН- В ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЯХ»
( по технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

(Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений "Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи". Авторы: Власенков, Рыбченкова. Издательство "Просвещение", 2009 год.)







Разработала
Гаврикова Ирина Владимировна,
преподаватель русского языка
для специальности
260807.01 Повар, кондитер
1 курс (45 мин.)







Красноярск


ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА


Тема
Правописание -Н- и –НН- в отглагольных прилагательных и причастиях

Цель обучения



Задачи:
Повторение и углубление изученного о правописании -Н- и –НН- в отглагольных прилагательных и причастиях.
- обобщить и систематизировать знания по теме «Причастие»;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;
- применять полученные знания в различных коммуникативных ситуациях;
- усваивать стилистические нормы устной и письменной речи;
- развивать любовь и уважение к русскому языку, к своей будущей профессии.
- - (ОК 2) организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных преподавателем;
- (ОК 3) оценивать результаты деятельности;
- (ОК 4) извлекать информацию по одному основанию из одного или нескольких источников и систематизировать ее в рамках заданной структуры;
- (ОК 6) работать в команде, эффективно общаться, распределять роли и придерживаться их выполнения»


Тип урока
Систематизация и обобщение изученного материала

Педагогическая технология
Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

Средства обучения
Иллюстративный, раздаточный, дидактический материал; кулинарные книги

Формы работы обучающихся
Индивидуальная, парная, групповая


Этапы урока
Цели этапа
Приемы и методы

Вызов
- Активизация каждого ученика;
- Актуализация имеющихся знаний;
- Развитие связной речи, развитие логического мышления.
- Пробуждение интереса к получению информации;
постановка учеником собственных целей обучения.
Совместная работа с кластером, верные и неверные утверждения


Осмысление
- Развитие умения сортировать информацию;
- Получение новой информации;
- Корректировка учеником поставленных целей обучения.
Прием «ИНСЕРТ» (маркировка текста с использованием значка), взаимопроверка, составление кластера, кулинарного словарика по теме урока

Рефлексия
- Вернуться к первоначальным знаниям;
- Установление связи и причинно - следственных отношений в новой информации
Оформление и презентация творческой работы в группе;
- Ответы на поставленные вопросы;
- Представление нового кластера
- Верные и неверные утверждения




Ход урока
1 стадия – Вызов
1.Оргмомент. 2. Мотивация.  Учитель. - Сегодня урок будет необычный - кулинарный. Мы не только усвоим правописание –Н- и –НН- в отглагольных прилагательных и причастиях, но и заметим, как в практической жизни важно правильное использование причастий и отглагольных прилагательных. На уроке вы выполните ряд заданий, которые, помогут вам в освоении выбранной профессии повара.
Что для вас является важным на уроке?  (Закрепить – Н- и –НН- в отглагольных прилагательных и причастиях. Познакомиться с рецептами, где используют причастия. Проявить активность на уроке, получить оценку). 3. Повторение изученного.  1) Назначение 3 помощников, которые к концу урока помогут систематизировать знания: Кулинарный словарь по теме урока составит Составят кластер, используя памятку - таблицу, слова по теме урока
2) Работа с группой по кластеру на доске при помощи приема «Верные – неверные утверждения» по теме «Причастие»
3) Работа с памяткой.
2 стадия – Осмысление
Усвоение содержания учебного материала.  1) Работа со словами: - Из одного и того же продукта можно приготовить множество разнообразных блюд. Как, например, можно приготовить капусту?
тушеная   соленая маринованная   квашеная жареная  
- Объясните, почему именно так написаны слова. К какой части речи они относятся? А можно ли изменить написание слов, не меняя сути самого блюда?
- Теперь сравните следующие выражения:
Мясо тушеное с овощами
Мясо, тушенное с овощами
(Разница в написании слов, как ни странно, зависит от «способа» приготовления блюда: в первом случае мясо тушится без овощей, они подаются уже к готовому блюду (поэтому перед нами отглагольное прилагательное, в котором пишется одна буква Н); в другом – мясо тушится вместе с овощами, и так как слово, образованное от глагола тушить, имеет зависимое слово, то в нем пишется – НН.)
2) Работа с дополнительным материалом. Найдите подобные примеры в кулинарных книгах, которые вы принесли на урок. Выпишите 3 – 4 примера. Объясните написание –Н- или –НН-.
3) Прием «Инсерт» (маркировка текста, ставим « - » над словом, в написании которого сомневаемся. Учимся писать названия кулинарных блюд. (Используем памятку, проверяем самостоятельно). Взаимопроверка. Сверка с образцом. Выставление оценок. Критерии оценок: нет ошибок – «5»;1 – 2 ошибки – «4»; 3 – 4 ошибки – «3».
Жаре(н, нн)ая рыба, нежаре(н, нн)ая рыба, свежемороже(н, нн)ая рыба; рыба, жаре(н, нн)ая в тесте; фарширова(н, нн)ые помидоры, запече(н, нн)ое мясо, пече(н, нн)ые пирожки, выпече(н, нн)ый без муки торт, пече(н, нн)ый в духовке яблочный пирог, жаре(н, нн)ая в сухарях рубле(н, нн)ая котлета, сваре(н, нн)ый борщ, засахаре(н, нн)ая вишня, слое(н, нн)ый пирог, соле(н, нн)ые огурцы, некипяче(н, нн)ое молоко, концентрирова(н, нн)ый сок.
(Жареная рыба, нежареная рыба, свежемороженая рыба; рыба, жаренная в тесте; фаршированные помидоры, запеченное мясо, печеные пирожки, выпеченный без муки торт, печенный в духовке яблочный пирог, жаренная в сухарях рубленая котлета, сваренный борщ, засахаренная вишня, слоеный пирог, соленые огурцы, некипяченое молоко, концентрированный сок.)
3 стадия – Рефлексия
Творческая работа в группе. «Званый обед». (На листе ватмана расположить предложенные иллюстрации, выбрать верное написание блюда, дать название «сервированному» столу, презентовать работу).
Систематизация знаний. Отчет о работе помощников:
- составление кулинарного словаря;
- работа над кластером –Н- и –НН- в отглагольных прилагательных и причастиях. Верные и неверные утверждения.
Домашнее задание: 1) индивидуальные задания: Составить рецепт с использованием причастий. 2) По кулинарным книгам: найти 15-20 словосочетаний с прилагательными и причастиями, где пишется –Н- или –НН-, и графически объяснить правописание.
Рефлексия. Итоги урока.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ВЗАИМОПРОВЕРКИ
(Используйте памятку в случае затруднения)

ЖАРЕ(Н, НН)АЯ РЫБА, НЕЖАРЕ(Н, НН)АЯ РЫБА, СВЕЖЕМОРОЖЕ(Н, НН)АЯ РЫБА; РЫБА, ЖАРЕ(Н, НН)АЯ В ТЕСТЕ; ФАРШИРОВА(Н, НН)ЫЕ ПОМИДОРЫ, ЗАПЕЧЕ(Н, НН)ОЕ МЯСО, ПЕЧЕ(Н, НН)ЫЕ ПИРОЖКИ, ВЫПЕЧЕ(Н, НН)ЫЙ БЕЗ МУКИ ТОРТ, ПЕЧЕ(Н, НН)ЫЙ В ДУХОВКЕ ЯБЛОЧНЫЙ ПИРОГ, ЖАРЕ(Н, НН)АЯ В СУХАРЯХ РУБЛЕ(Н, НН)АЯ КОТЛЕТА, СВАРЕ(Н, НН)ЫЙ БОРЩ, ЗАСАХАРЕ(Н, НН)АЯ ВИШНЯ, СЛОЕ(Н, НН)ЫЙ ПИРОГ, СОЛЕ(Н, НН)ЫЕ ОГУРЦЫ, НЕКИПЯЧЕ(Н, НН)ОЕ МОЛОКО, КОНЦЕНТРИРОВА(Н, НН)ЫЙ СОК.











ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1 Группа
САЛАТ ИЗ ПЕЧЕ(Н, НН)ЫХ ОВОЩЕЙ
СУП С ОБЖАРЕ(Н, НН)ЫМ ОСТРЫМ ПЕРЦЕМ
ШЕЙКА С ЗАМОРОЖЕ(Н, НН)ОЙ КУКУРУЗОЙ И ФАСОЛЬЮ
ЗАПЕЧЕ(Н, ННЫЕ) ЯБЛОКИ С ВЯЛЕ(Н, НН)ЫМ ИНЖИРОМ
КАРПАЧЧО ИЗ ЗАСАХАРЕ(Н, НН)ЫХ ФРУКТОВ

2 Группа
МАРИНОВА(Н, НН)АЯ СЕЛЬДЬ С КАРТОФЕЛЕМ
ФЕТТУЧЧИНЕ С ОБЖАРЕ(Н, НН)ОЙ КУРИЦЕЙ И ЗАПЕЧЕ(Н, НН)ЫМИ ЯБЛОКАМИ
ОКОРОК С ЯБЛОЧНЫМ СОКОМ И ГАЗИРОВА(Н, НН)ОЙ ВОДОЙ
РОМОВАЯ БАБА, ПРИГОТОВЛЕ(Н, НН)АЯ ИЗ ДРОЖЖЕВОГО СДОБНОГО ТЕСТА
КОМПОТ ИЗ СУШЕ(Н, НН)ОГО ИНЖИРА


3 Группа

РУССКАЯ КАША ИЗ ЗЕЛЕНОГО ГОРОШКА С ПЕЧЕ(Н, НН)ЫМ ЛУКОМ
ЗАПЕЧЕ(Н, НН)ЫЙ ЦЫПЛЕНОК В СЛИВОЧНОМ СОУСЕ
СВИНАЯ ЛОПАТКА С ПЮРЕ НА ТОПЛЕ(Н, НН)ОМ МОЛОКЕ
ВАРЕ(Н, НН)ИКИ С ТВОРОГОМ И ЯГОДАМИ
ГРУШИ С ШОКОЛАДОМ, МОРОЖЕ(Н, НН)ЫМ, И ЗАСАХАРЕ(Н, НН)ЫМИ ФИАЛКАМИ



Заголовок 315