Разработка урока по теме: Правописание Н и НН в полных причастиях и прилагательных


Н, НН в полных причастиях и прилагательных.
УМК: Русский язык. 6 класс /Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И.
Цели урока:
Познакомиться с условиями выбора Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Совершенствовать умение правильно писать причастия и объяснять выбор написания.
Формировать коммуникативную компетенцию учащихся
Стимулировать познавательную активность и творчество учащихся.
Ход урока:
Организационный момент. СЛАЙД 1
Проверка домашнего задания:
Учащиеся представляют выполненную домашнюю работу с использованием приема «Фишбоум».

А теперь поиграем в «Верю – не верю» ( работа с сигнальными карточками)

Причастия могут быть действительными и страдательными. ДА? НЕТ? 2. Причастие, обозначающее признак того предмета, который сам совершает действие, называется страдательным. ДА? НЕТ? 3. -НН-, -ЕНН-(-ЁНН-), -Т- – это суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. ДА? НЕТ? 4. Причастный оборот – это причастие + главное слово. ДА? НЕТ? 5. Причастный оборот в предложении всегда выделяется запятыми. ДА? НЕТ? 6.Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак по действию. ДА? НЕТ? 7. Страдательные причастия образуются с помощью суффикса -НН- от глаголов на -ать, -ять, -еть. ДА? НЕТ?
Запишите предложение, выделите причастный оборот, составьте схему предложения, укажите грамматические признаки причастия. ( С доски)

Стройные берёзки, украш…нные инеем, танцуют в лёгком хороводе.

Актуализация знаний:
- Сегодня мы с вами устроим настоящий праздник! А что для вас праздник? (варианты учащихся)
- Наш праздник начнется с лингвистической игры в кубик.
Используется прием «Кубик Блума»
- Чем отличаются страдательные причастия от действительных?
- Какие суффиксы причастия зависят от спряжения глагола?
- Что ты знаешь о полной и краткой форме причастия?
- В каких случаях пишется Н в прилагательных, образованных от сущ.?( суффиксы АН, ЯН, ИН)
- В каких случаях пишется НН в прилагательных, образованных от сущ.?(суффиксы ЕНН ОНН)
- В каких случаях пишется НН в причастиях?( страдательные, ЕНН, ЁНН, НН)

Мотивация на учебную деятельность, целеполагание:
- Давайте попробуем дать название нашему празднику. (сформулировать тему урока) СЛАЙД 2
«Н, НН в причастиях и прилагательных»
СЛАЙД 3
А какой же праздник без стихов?
1.Работа с текстом стихотворения Некрасова. СЛАЙД 4
Разбейте этот текст на две смысловые части. Какие это две части? А теперь запишите в тетрадь ту, в которой есть два слова, относящиеся к очень необычной части речи. А необычная она потому, что включает в себя признаки двух самостоятельных частей речи: прилагательного и глагола. Одни лингвисты относят эту лингвистическую единицу к самостоятельной части речи, другие же считают ее особой формой глагола. Так о как словах и языковом явлении я говорю? Какой отрывок вы запишите? Почему? Назовите причастия. На каком основании вы их выделили?
2.В предложении
Целый день я скитался по густому лесу и наконец увидел протоптанную
в ягодниках и мхах тропинку. найдите причастный оборот с определяемым словом и запишите его, поставив определяемое слово перед причастным оборотом. СЛАЙД 5
Работа с учебником. Теоретический материал.

Закрепление материала:
Работа с алгорифмом. СЛАЙД 6-7
Тренировочное задание : составить словосочетания. СЛАЙД 8
САМОПРОВЕРКА

Физ. Минутка
игра “Летает, не летает”: будем поднимать руки вверх, если слово – причастие, и опускать вниз – если другая часть речи.
Просмотренный
Ледяной
Вбежавший
ВидимыйСнежный
израненный
раненый
смеющийся
вымытые
Молодцы! Теперь можно продолжать работать!

- Составить СЕНКВЕЙН . Тема : « ПРАЗДНИК ЗНАНИЙ!»
* выборочное чтение нескольких работ с анализом
Оценивание.
- Мы с вами побывали на настоящем празднике, но, по-моему, чего-то не хватает. Как вы думаете, чего?
(Конечно же, подарков!)
- Подарками у нас сегодня будут ваши хорошие оценки.
( плохих оценок – НЕ ставить, дать возможность на след. уроке отработать)
Д.З.
Итоги урока
Рефлексия
- Что понравилось и запомнилось на уроке?
- Заполнение листка индивидуальных достижений.