Конспект урока по литературному чтению по теме: С.Есенин Нивы сжаты, рощи голы

С.А. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы"
3-й класс
Цели:
Познакомить учащихся со стихотворением С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» и отличительными особенностями творчества поэта;
Учить детей чувствовать и понимать образный язык стихотворения;
Развивать литературные способности, культуру речи, речевые умения, поэтический вкус учащихся, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, обогащать познавательный опыт и творческие способности учащихся;
Воспитывать любовь к родной природе на примере творчества С.Есенина, получать от чтения стихотворения эстетическое наслаждение.
Учить анализировать стихотворение, находить главную мысль.
Формировать умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении
Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала.

Задачи:
познакомить с жизнью и творчеством Есенина;
познакомить с основной темой творчества Есенина – темой Родины, родного дома;
отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;
развивать речь, образное и эстетическое мышление;
воспитывать любовь к Родине через любовь к природе:
учить замечать красоту в обычном.

Планируемые результаты.
Предметные: понимать и грамотно использовать в своей речи термины: стихотворение, ритм, рифма, эпитет. Подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению.
Метапредметные, творческой деятельности. Выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Оборудование: Проектор, музыкальные фрагмент - песня на стихи С. Есенина "Нивы сжаты, рощи голы", пьеса П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» (из цикла «Времена года»); презентация; портрет писателя С. А. Есенина.
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
Звучит музыка и учитель читает стихотворение «Я покинул родимый дом» С.Есенина.

II. Актуализация и фиксирование затруднения.

- Что я прочитала? (стихотворение)
- Назовите отличительные признаки стихотворения? (Ритм и рифма)
- Что представляли, когда я читала? Каким вам показалось это стихотворение?
- Каким должен быть человек, написавший такое?
- А вы хотели бы узнать, кому принадлежат эти строчки?
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (читать стихи)
- А может, кто-нибудь готов назвать имя поэта?
- Я предлагаю фотографии поэтов. Кто из них мог написать это:
Эти волосы я взял у ржи,
Если хочешь на палец вяжи,
Я нисколько не чувствую боли
- Как догадались? (тот старый клён головой на меня похож).
- Какие задачи перед собой поставим?

III. Знакомство с автором.
-Посмотрите на портрет С. Есенина, всмотритесь в это лицо. Давайте послушаем, что расскажут о нем ваши товарищи.
1уч. «Большую часть жизни Есенину суждено было провести в городе, только наездами бывал он в дорогих ему местах, где прошло детство и юность. Душа же оставалась вечно привязанной к отчему дому, родной семье, любимым рязанским просторам. Русская природа, крестьянский уклад, народное творчество, великая русская литература в лице А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Кольцова, И.С.Никитина – вот истинные источники его поэзии.
2уч. «Есенин сумел взять у природы даже черты своей внешности: синеву глаз – у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы – у российских нив, мягкие кудри – у крон родных берёз. А главное, что поэт взял у родины, у бескрайней России – глубокую и необъятную душу».

IV. Работа над произведением.

1. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися. - Откройте учебник и самостоятельно прочитайте стихотворение С.А, Есенина «Нивы сжаты, рощи голы»

2.Анализ первичного восприятия текста.
- Скажите, каким вам показалось это стихотворение?
- О чём пишет поэт?
- Что испытывал поэт, когда писал это стихотворение, что он переживал, ощущал?
-Какие непонятные слова встретились? (нивы)

3.Словарная работа.
- Что оно обозначает?
- Куда обратимся за помощью? (к толковому словарю).

Нивы – обработанное поле, пашня, посевы (словарь Ожегова)

4.Работа над содержанием.
-Я предлагаю вам ещё раз очень серьёзно поработать с текстом. Вы будете не просто читателями, а читателями внимательными, думающими, исследователями.

1 строфа
- Прочитайте только первую строку.
- О чём они говорят? (Осень)
- Какая это осень? (поздняя)
- Какие слова нам об этом говорят? (Нивы сжаты, рощи голы, сырость, солнце тихое скатилось).
- Как вы понимаете выражение «рощи голы»?
- Почему у Есенина «солнце тихое»? (Светит мало, греет не так как летом)
- Определите настроение.
Сожаление (нивы сжаты, рощи голы, значит уходит тепло)
Тревога (туман, сырость, неизвестно кто там спрятался)
- Найдите эпитет в первой строфе. (Сини горы, солнце тихое)
- Какой темп прочтения будет в 1-ой строфе? (Медленный)
- Будем читать громко или тихо? Почему? (не разбудить, не спугнуть, чтобы не услышали)

2 строфа
- Прочитайте вторую строфу.
- О чём пишет поэт в этой части? (О дороге)
- Что такое дорога? (Это путь)
- Какая эта дорога? (Взрытая)
- Как вы это понимаете?
- Верно, она неровная. Почему?( потому что уже давно туманы, сырость, а по ней возили с полей на телегах урожай))
- А сейчас чем она занимается? (дремлет)
- Как вы это понимаете?
- Какой приём использует автор? (олицетворение)
- Что это значит?
- Где ещё используется этот же приём? (ей примечталось)
-Прочитайте, что ей показалось? («Совсем - совсем немного ждать зимы седой осталось») - Почему? (очень холодно)
- А как вы думаете, что в такой холод происходит с изъезженной, грязной дорогой, со всеми её ранами и шрамами? (Она замерзает)
- А о чем же мечтает дорога? Верно о зиме. А почему о зиме? Ведь зимой холодно, зимой как будто все умирает. (Дорога устала. Она хочет отдохнуть. Зимой выпадет снег, и её больше не будут ранить колёса. По ней, по снегу заскользят полозья саней. Сани, как будто, гладят дорогу.)
- И вот по этой дороге по замерзшим буграм и колдобинам едет телега. Вчитайтесь в стихотворение, вслушайтесь в него. Может, вы услышите, как трясет телегу? Она дребезжит по замерзшей дороге. Вот почему столько звуков «р».
Дремлет взрытая дорога,
Ей сегодня примечталось

- Где ещё встречается олицетворение? (Зима седая)
- Кого она вам напоминает? (Старуху)
- Может, вы мне объясните, почему С.Есенин написал о зиме «седая», а не белая?
- Зима похожа на старость. Дорога мечтает о спокойной старости.
-Определите настроение.
Усталость (дремлет дорога)
Мечтательность (примечталось)
- Каким тоном будем читать эту строфу? (Спокойным, мечтательным)
- Какой темп будем соблюдать? (Медленный)
– С какой громкостью прочитаем эту строфу? (Тихо)

3 строфа
- Прочитайте 3-ю строфу. Кто же едет в той телеге? Чьё настроение можно почувствовать, понять? (Автора)
- Может быть «ах и сам я» тоже здесь не случайно? (С.Есенин тоже устал, он мечтает о том, чтобы отдохнуть)
- Верит он в то, что всё изменится к лучшему?
- Какие слова называют это настроение? ( в чаще звонкой)
- Когда мы говорим – «Ах»? (Когда удивляемся)
- Что его удивило? Какой образ увидел Есенин в тумане? (Рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани)
- Можем ли мы увидеть в серой, сырой осени «рыжего жеребёнка»?
- Как вы себе это представляете?
- В этом и заключается талант Есенина – видеть в самых простых вещах необычные образы.
- Какой приём использует поэт? (Сравнение)
- Определите настроение.
Усталость.
Надежда на лучшее.
- В каком темпе будем читать эту строфу? Каким тоном?

V. Физкультминутка.
– А перед тем, ребята, как вы будете отрабатывать выразительность чтения стихотворения, надо отдохнуть, набраться сил. Встаньте, пожалуйста.

Осторожно ветер за калитку вышел, (поднять руки вверх, опустить)
Постучал в окошко, (постучать кулачками по парте)
Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько ветками черёмух (помахать руками вправо, влево)
Пожурил за что-то воробьёв знакомых (погрозить пальчиком)
И, расправив гордо молодые крылья, (взмахи руками)
Полетел куда-то вперемешку с пылью.

- Ребята, догадайтесь, кто автор этого стихотворения? Да, это С. Есенин.

VI. Самостоятельная работа над выразительностью чтения.
- Ваше задание: подготовиться к выразительному чтению стихотворения.
- Что значит прочитать стихотворение выразительно? (Расставить паузы, логическое ударение, выбрать нужный темп)
Ученики отвечают по одному – зачитывают стихотворение выразительно.
- Спасибо, ребята.
- Давайте попробуем самостоятельно составить синквейн к этому стихотворению. Работать будем группами по четверостишиям. Вспомним правила работы в группе.
Учитель раздаёт алгоритм составления синквейна.
VII. Итог урока.
- Назовите главную мысль стихотворения? Что хотел сказать автор? ( Осень - печальная пора. Осень наводит поэта на грустные мысли, но автор стихотворения верит, что скоро придет зима, все обновится и все будет хорошо.)
- Что передал Сергей Есенин через это стихотворение? (свою любовь к родной земле, родному краю?)
- А мы здесь причём?
- Какие художественные приёмы используют авторы для написания стихотворений? (Олицетворения, сравнения, эпитеты)
- Как вы думаете, можно из этого стихотворения сделать песню?
- Что для этого надо сделать?
- Если бы вы были композиторами, какую музыку сочинили?
- Мелодичность, музыкальность этого стихотворения, искренняя любовь к родному краю затронула душу композитора Л. Накарякова, который написал на слова Есенина музыку.
(Слушание песни «Нивы сжаты, рощи голы»)
VIII. Рефлексия.
- Выберите одну из фраз и закончите её:
« На уроке мне было интересно, потому что
На уроке мне было не интересно, потому что»
- Спасибо вам за работу.

IX. Домашнее задание.
- Вы были сегодня внимательными, думающими читателями. Всем хочется сказать спасибо за ваши исследования и находки. Дома вы ещё раз прочитаете стихотворение С. Есенина. Каждый по-своему. Постарайтесь передать все настроения, которые вы в нем почувствовали. Дома выучите его наизусть.

X.