Формы и методы работы с материалами краеведческого курса «Морянка»


Формы и методы работы с материалами краеведческого курса «Морянка»
Перфильева Маргарита Альбертовна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 29г.Северодвинска
Реализация содержания регионального компонента позволяет учителю начальной школы пробудить интерес к малой Родине; способствовать сохранению и развитию культурного наследия и традиций жителей края на основе формирования субъективного опыта ребёнка; способствовать становлению и развитию ключевых компетенций учащихся: познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной, социальной. В содержании «Морянки» предусмотрено знакомство со сказками северных писателей С.Г. Писахова, Б.В. Шергина.
Изучение сказок данных авторов способствует литературному развитию младших школьников. При чтении сказок ребята должны прочувствовать изумительную точность и лаконичность обыденной разговорной северной речи, свойственную сказкам, многое объясняющей в характере северян, понять бережное и серьёзное отношение народа к слову. Знакомство с северной сказкой происходит с помощью метода творческого чтения, когда учитель рассказывает сказку, сохраняя её колорит, напевность, интонации рассказывания. Ребята тем самым усваивают особенности сказочного языка, обилие диалектных и просторечных слов и форм слов в северных сказках. Данные сказки изобилуют северными словами, не спешу разъяснять их значение, предлагаю по контексту догадаться, что означает то или иное слово, особенно близкое по звучанию к литературному синониму, употребляемому сейчас. Если смысл не может быть понятен из контекста, отправляю детей к Словарю-справочнику Архангельской области. На «писаховских» уроках всегда присутствуют каргопольские игрушки- герои сказок. При работе над сказками предлагаю такие задания:
Слайд 2,3
- стилистический эксперимент ( детям предлагается два текстовых варианта сказки, один - стилизованный, очищенный от диалектных форм, второй - без литературной обработки; Слайд 4
- драматизация сказки ( постановка маленьких эпизодов, произнесение реплик, чтение по ролям, развёрнутая драматизация вплоть до инсценирования сказки целиком);
Слайд 5
- игра при знакомстве со сказками о животных (игра «Узнай по голосу»; игра-показ без слов с использованием жестов, мимики, передавая чувства);
- игра по составлению рифм;
- кукольная игра (инсценирование с помощью каргопольских игрушек);
- игра после знакомства со сказками ( игра «Проверь себя» - найти в сказке просторечные и диалектные слова, формы слов, выражения из сказок и подобрать к ним литературные аналоги);
Слайд 6
- творческая мастерская (сочини продолжение, придумай три испытания, придумай хитрость, найди «свои» слова для описания предмета, явления); Слайд 7
- постановка сказки (при завершении изучения северных сказок проводится урок- спектакль, где одни становятся артистами, другие отвечают за музыкальное оформление, декорацию и т.д.);
Слайд 8
- литературный кроссворд (сначала предлагаю групповую работу над разгадыванием кроссворда, предложенного учителем, затем разгадывание кроссвордов, составленных другими учениками класса);
Слайд 9
- викторина (одна часть класса составляет вопросы, другая- отвечает);
Слайд 10
- выбор «чудес» (выбрать из текста чудеса, небылицы);
Слайд 11
- выбор описания (выбрать описание северной природы, быта северян);
- литературный аукцион (определить по предложенной вещи – сказку);
- сборка фильма по кадрам (словесное рисование, титры);
- сказка «по образцу» ( сказка сочиняется после работы на уроке над волшебной сказкой, где ученики сначала выделяли постоянные элементы ее сюжета , а затем придумывали свои сюжеты, сочиняют стихи и рассказы) ;
СЛАЙД 12
- проект (мини- проекты по ходу урока, проекты после знакомства с несколькими сказками автора; темы проектов : «Семь Чудес Писахова», «Распорядок дня главного героя», «Северна природа»);Слайд 13
-«заочные путешествия по карте Архангельской области» (где нужно определить и записать: «соседей» нашего района; продолжительность времен года; вписать на карту названия рек области; обозначить стоянки древних поселений); экскурсии в музеи города и области;
- стихосложение (сочини стих, сочини акростих, сочини загадку);
- художественно-коммуникативная игра (дети находятся в различных позициях: автор, вдумчивый читатель, критик, теоретик, историк поочерёдно).
Слайд 14
Перечисленные выше задания обогатят представления ребят о своём крае, расширят круг их чтения, помогут воспитать любовь к малой родине, заставят задуматься над её проблемами, а главное - сформируют вдумчивого читателя-творца, мастера художественного чтения, разовьют литературные способности младших школьников.
Слайд 15
Спасибо за внимание.