Конспект занятие курса краеведения «Морянка» в 4 классе


Занятие курса краеведения «Морянка» в 4 классе
Тема:  «Архангельская область – ворота в Арктику».
Цель: знакомство учащихся с историей освоения Арктики, её природными условиями.
Задачи:
познакомить с историей освоения Арктики, с полярными исследователями;
формировать у учащихся представление об Арктике;
способствовать развитию познавательной активности детей;
формировать умение анализировать, проводить обобщения, делать выводы;
создать условия для организации самостоятельной работы детей в группах;
воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Оборудование: карта Арктики, глобус, учебная хрестоматия «Морянка», рабочая тетрадь «Морянка», тексты для групповых заданий, мультимедийный проектор (презентация PawerPoint).Ход занятия
Этапы урока Оборудова-
ниеДеятельность
учителя Деятельность
учащихся Универсальные учебные действия
Организа-ционный момент глобус Россия – самая большая страна в мире. Посмотрите на глобус. Сегодня мы совершим путешествие на Северный полюс и побываем в Арктике. Регулятивные действия: саморегуляция как способность к преодолению препятствий.
Постановка цели занятия А что бы вы хотели сегодня узнать?
Посмотрите на доску, прочитайте тему занятия.
Какие цели мы поставим перед собой?
Что узнаем?
Ответы детей
Архангельская область – ворота в Арктику.
Мы узнаем об Арктике, углубимся в историю исследования Арктики, поговорим о природных условиях, животном и растительном мире. Познавательные действия: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели чтения;
Коммуникативные действия: планирование учебногосотруд-ва с учителем и сверстниками.
Ход занятия

В каждой группе текст с ошибками
Приложение 1

На столах текст для групповой работы
Приложение 2







На чём будем путешествовать на Северный полюс?
Арктика – это крайний север России, край удивительной природы. Что вы знаете об Арктике?
А чтобы картина была полной, выполним в парах задание в тетради «Морянка» на странице 8. Исправьте ошибки в тексте.
Арктика – это огромное пространство Тихого океана, с морями и островами. Полярный климат мягкий. Зимой в Арктике полярная ночь. Темноту иногда освещают: солнце, луна, звёзды, северное сияние. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до минус 20 градусов. Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет. Температура лишь на несколько градусов выше 0. Даже в разгар лета осадки выпадают в виде дождя.
Проверяем.
Подведём итог.
Арктика – это царство льдов и снегов.
Зима в Арктике суровая и снежная. Температура зимой может достигать до минуса 50 градусов. Зимой не увидишь солнца, и поэтому наступает полярная ночь. Лето здесь короткое и холодное. Летом в Арктике почва оттаивает всего на несколько десятков сантиметров и покрывается цветущим ковром.
Продолжаем работать в группах. На столах у вас текст. Прочитайте текст, найдите информацию и подготовьтесь к ответу.
1 группа находит ответ на вопрос: «История освоения Арктики»;
2 группа: «Природные ресурсы Арктики»;
3 группа: «Животный и растительный мир Арктики».
Расскажите, что вы узнали об истории освоения Арктики.
Назовите тему занятия.
Почему город Архангельск называют воротами в Арктику?
Из Архангельска провожали в далёкий и опасный путь на Северный полюс экспедиции Василия Чичагова, Петра Пахтусова, Владимира Русанова, Георгия Седова, Владимира Воронина и многих других исследователей. В Архангельске строились и ремонтировались суда для этих экспедиций, изготовлялось специальное снаряжение и оборудование для покорителей Арктики, набирались экипажи судов из опытных и закалённых мореходов.
Послушайте, какие сообщения к занятию подготовили ребята о полярных исследователях.
Проверяем.
Какой вклад в освоение Арктики внёс Русанов?
Прочитайте самостоятельно статью в тетради на странице 9 об экспедиции Георгия Седова.
Какой вклад в освоение Арктики внёс Седов? Воронин?
Мы подплываем к островам в Северном Ледовитом океане. А зачем нужно изучать Арктику?
Продолжаем работу с текстом.
Вторая группа нашла информацию по теме «Природные ресурсы Арктики».
Слово «Арктика» в переводе с греческого языка означает «медведь». Как вы думаете, почему так назвали этот край?
Расскажите о животном и растительном мире Арктики.
Вот мы и добрались до Северного полюса.
Делаем вывод: Назовите тему занятия?
Какую учебную задачу мы поставили?
Почему Архангельск называют воротами в Арктику? На ледоколе.
Ответы детей.
Работа в парах.
Дети читают исправленные варианты текста.
Дети читают в группах текст, выбирают ответы на вопросы.
Ученик рассказывает об освоении Арктики.
Архангельская область – ворота в Арктику.
Ответы детей.
1 группа: сообщение о Русанове Владимире Александровиче;
2 группа: о Седове Георгии Яковлевиче;
3 группа: о Воронине Владимире Ивановиче.
(Учащиеся рассказывают о полярных экспедициях)
Ответы детей.
Самостоятельное чтение.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ученик рассказывает о природных ресурсах Арктики.
Ответы детей.
Ученики рассказывает о животном и растительном мире Арктики.
Ответы детей. Познавательные действия:
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели чтения.
Коммуникативные действия:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные действия:
оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качество и уровня усвоения;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона и его результата.
Познавательные действия: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели чтения.
Коммуникативные действия:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение диалогической и монологической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Познавательные действия: анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков; синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований для сравнения объектов;
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные действия:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение диалогической и монологической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Познавательные действия: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели чтения; анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных призна- ков; синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недоста-ющих компонентов;
выбор оснований для сравнения объектов;
построение логической цепи рассуждений.
Закрепле-ние Да, Архангельск называют воротами в Арктику. Много было экспедиций на Север из города Архангельска. Что объединяет всех исследователей Арктики?
Несмотря на суровые природные условия, учёные продолжают исследовать Север.
А какие черты характера исследователей вам бы помогли достичь успехов в учёбе? Ответы детей.
Самоотверженность, целеустремлённость, бесстрашие, настойчивость, любознательность, служение делу освоения Севера.
Самоотверженность, целеустремлённость, бесстрашие, настойчивость, любознательность. Регулятивные действия:
оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качество и уровня усвоения; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Итог занятия
Закончилось наше путешествие.
Что вы узнали нового сегодня?
Дома предлагаю выполнить задание по выбору. Прочитайте задание в тетради:
Представь, что ты являешься участником полярной экспедиции. Сочини об этом рассказ.
Можно найти информацию о других полярных исследователях. Я желаю вам успехов в учёбе, быть любознательными и находчивыми, добиваться цели, гордиться своим городом и людьми, которые внесли большой вклад в изучение Арктики. Ответы детей.
Коммуникативные действия:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Литература
Большая детская энциклопедия. /М. Издательство «Росмен», 1994.
Советский энциклопедический словарь. / Под ред. Прохорова А.М. – М.: «Советская энциклопедия», 1985.
Сто великих мореплавателей / авт.– сост.: Е. Н. Авадяева, Л. И. Зданович- М.: Вече, 2000.
Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах/ науч.ред.Э.И. Николаева – Архангельск:ГАОУ «АО ИППК РО», 2012.
Морянка: Рабочая тетрадь для 4-ых классов общеобразовательных учебных заведений / Под общей ред. И.Ф. Поляковой. – Архангельск, 2012.
http://ru.wikipedia.org.
Приложение 1
Задание 1.
Исправь ошибки в тексте.
Арктика – это огромное пространство Тихого океана, с морями и островами. Полярный климат мягкий. Зимой в Арктике полярная ночь. Темноту иногда освещают: солнце, луна, звёзды, северное сияние. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до минус 20 градусов. Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет. Температура лишь на несколько градусов выше 0. Даже в разгар лета осадки выпадают в виде дождя.
Приложение 2
Долгое время Арктика считалась территорией, не приспособленной для жизни людей, непроходимой ни водным, ни наземным путём. В XI веке русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана. В XII—XIII веках открыли острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV века — острова архипелага Шпицберген, остров Медвежий. В первой половине XVI века появилась первая карта бассейна Ледовитого океана. Позже открыт остров Земля Франца-Иосифа. В начале XX века было организовано несколько арктических экспедиций по изучению Арктики и Северного морского пути. Некоторые экспедиции не вернулись.
Россия — первая страна, использующая дрейфующие полярные станции. Каждая такая станция представляет собой установленный на дрейфующей льдине комплекс станционных домиков, в которых живут участники экспедиций, и находится необходимое оборудование. Благодаря существованию дрейфующих станций российские учёные получили возможность исследовать Арктику круглый год. Первая дрейфующая экспедиция под названием «Северный полюс» была высажена у полюса 21 мая 1937 года. И в наши дни ведутся исследовательские работы по изучению Арктики.
Арктика богата природными ресурсами. В Арктике находится большое количество энергоресурсов — нефти и газа. На материке располагаются уникальные запасы медно-никелевых руд, олова, золота, алмазов, ртути, черных металлов. При этом добыча природных ресурсов в Арктике сложна и опасна с точки зрения экологии. В условиях сурового климата Арктики возрастает вероятность аварийных ситуаций. Многочисленные штормы, густой туман и многометровые льды осложняют добычу природных ресурсов. Если авария произойдет во время полярной ночи, которая длится здесь несколько месяцев, то работы по устранению последствий придётся проводить в темноте. Ещё одна опасность — айсберги, столкновение с которыми может стать роковым для нефтедобывающей платформы.
Арктика – это владение белого полярного медведя. Зимой здесь часто бушуют вьюги и метели, свирепствуют морозы. Несмотря на огромные льдины и вечную мерзлоту, там есть такие обитатели, которые больше нигде не встречаются. Арктика — место обитания целого ряда уникальных животных: овцебык, дикий северный олень, снежный баран, белый медведь. К травоядным обитателям тундры относятся: заяц - арктический беляк, лемминг, овцебык и дикий северный олень. Они являются пищей для песца и волка. Полярный медведь также является хищником, он предпочитает охотиться на морских животных со льда. Кроме того, в Арктике обитают росомахи, горностаи и длиннохвостые суслики. Полярным летом в тундре гнездятся миллионы перелетных птиц. В морях Арктики обитают тюлени, моржи, а также несколько видов китообразных: усатые киты,  касатки и белухи.
Растительный мир в Арктике беден: растут карликовые кустарники, злаки, травы, лишайники и мхи. Низкие летние температуры обусловливают малое разнообразие видов и небольшие размеры растений. В Арктике нет деревьев, однако в теплой её части нередко встречаются кустарники, достигающие двух метров в высоту, а осока, мхи и лишайники образуют толстую подстилку. Арктическая пустыня - самая северная из природных зон — практически лишена растительности; преобладают клеточные растения - мхи и лишайники, изредка встречаются такие травянистые растения, как полярный мак.