Конспект урока литературного чтения «С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы….»»

Литературное чтение в 4 классе
Тема: С.А.Есение «Нивы сжаты, рощи голы.»
( коллективная подготовка к сочинению – отзыву )
Цель урока:
Создать условия для коллективной подготовки к сочинению – отзыву о стихотворении С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы...»
Развивать технику чтения учащихся, умение выразительно читать поэтический текст, анализировать поэтическое произведение, умение выделять настроение, способствовать расширению словарного запаса учащихся, умению рассуждать.
Через любовь к поэзии, воспитывать бережное отношение к природе, способствовать повышению нравственного потенциала учащихся.
Оборудование:
Мультимедийная установка, магнитофон, аудиокассета с записью симфонического отрывка музыки ., карточки настроений, словарь настроений.
Ход урока:
Организационный момент.
1. Этап актуализация знаний известного способа действия.
Учитель:
- Сегодня на уроке литературы мы с вами окунемся в мир поэзии. Но сначала я хотела бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня на урок.
- А в конце урока мы посмотрим изменилось ли ваше настроение.
а) Работа с анаграммой.
Учитель:
-Для того что бы продолжить урок вы должны отгадать фамилию и имя поэта, о котором мы будем сегодня говорить.
(Слайд № 1).
- Да , ребята сегодня мы будем говорить о поэте Сергее Есенине. О его жизни и творчестве коротко расскажет Бархатов Юрий, а ваша задача вслушаться в музыку, которая будет сопровождать его рассказ.
б) Биография С.Есенина.
(Подготовленные заранее ученики знакомят детей со страницами биографии поэта.) (Тихо включаю музыку и перехожу на обсуждение)
-Родился в селе Константинове, Рязанской губерне и уезда, в семье бедного крестьянина, но с двухлетнего возраста был взят на воспитание зажиточным дедом, с сыновьями которого, «ребятами озорными и отчаянными», провел детство. «Среди мальчишек, вспоминает о себе Есенин., всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах».
-Сочинять Есенин стал очень рано, лет с 9.
-Первоначальное образование Есенина. получил в церковно-учительской школе: его воспитатели хотели сделать из него сельского учителя.
- После окончания школы в 1912 г. Есенин приехал в Москву. Работал в книжном магазине, затем поступил в типографию.
- Для Есенина стали открыты литературные салоны, его стихи печатали «Северные записки», «Русская мысль», «Ежемесячный журнал».
-Поэзия Есенина пронизана глубокой любовью к России, ее природе и обычаях.
в) Немного продолжает звучать музыка ...
-Какие картины навеяла вам эта музыка?
-К какому времени года подходит эта музыка?

(Это композиция Чайковского «Времена года»)
(Ответы детей).
-Итак, это поздняя осень. (Слайд №2) (Это композиция Чайковского «Времена года»).
2. Этап выдвижения гипотез.
В 3 классе мы учили стихотворение Сергея Есенина посвященной этой поре, название этого стихотворения зашифровано в анаграмме, предлагаю вам вспомнить и назвать его.
(Слайд № 3)
- Может, кто - нибудь помнит наизусть это стихотворение и сможет прочитать его?
3. Поиск недостающего способа действий.
- У нас сегодня первая попытка письменно выразить свое читательское отношение к стихотворению. Наша задача сегодня написать отзыв о стихотворении С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы..». Вы уже писали отзыв о рассказе А.П.Чехова «Ванька» и они у вас получились замечательными, а вот о стихотворении мы отзыв еще не писали.
- Давайте вспомним, по какому плану мы писали отзыв:
- Какие три пункта нужно соблюдать при написании отзыва?
Герой. Какие его душевные качества – мысли, чувства, настроение?(Слайд4) по щелчку)
Автор. Какие мысли и чувства хотел вызвать автор у нас, читателей?
Читатель. Какие чувства и настроение вызывает у нас, читателей, это произведение? Что вы думаете о его героях, об авторе?
Обсуждение:
- Кто рассказчик в стихотворении? (ЛГ)
- Что главное в стихотворении должен увидеть читатель, чтобы потом написать хороший отзыв? (Настроение ЛГ, как оно развивается, как меняется)
-( В стихотворении главное – описание настроения.)
4. Контроль и оценка найденного способа действия.
- Попробуем применить свои «открытия», вчитываясь в прекрасное стихотворение С.А.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы».
Откройте учебники стр.12 Часть 2
(Чтение произведения детьми про себя.)
а) Словарная работа. (Слайд 4)
- В стихотворении встречаются такие слова, объясните значение этих слов.
Нивы сжаты– засеянное поле рожью, прижавшись друг к другу.
Роща – небольшой, чаще лиственный лес.
Примечталось – что-то созданное в воображении, в мечтах.
Живые картины природы в стихах Сергея Есенина учат любить и хранить мир земной красоты, быть добрыми, милосердным и гуманными.
б) Анализ стихотворения.
-А сейчас еще раз прочитаем стихотворение по строфам
И будем наблюдать какие картины рисует автор, попробуем услышать звуки природы, какое настроение вызывают у нас эти картины?
в) Чтение стихотворения по строфам с комментированием (медленное чтение).
1-я строфа (после чтения вслух) (словесное рисование)
- Какую картину вы можете нарисовать?
-А какое настроение вызывает эта картина?
- Настроение у ЛГ ГРУСТНОЕ потому что. Даже солнца нет, «тихое», потому что уже не греет сильно, неяркое светит слабо. И природа молчит; тихо – закат солнца не сопровождается пением птиц, звуками природы, все замерло.
-«Колесом» – солнце сравнивается по форме с колесом, «скатилось» – быстро скрылось.
НАСТРОЕНИЕ – ТИХАЯ ГРУСТЬ (Слайд № 6).
2-я строфа.
Прочитайте 2-ю строфу. (Ученик читает вслух.)
Какую картину вы увидели?
А какое настроение вызывает эта картина?
НАСТРОЕНИЕ СОННОЕ –«дремлет взрытая дорога» - МЕЧТАТЕЛЬНОЕ – «ей сегодня примечталось» (Она мечтает, что скоро придет зима. Дорога с нетерпением ждет зимы, почему?
(На дороге глубокие, грязные колеи, ездить по ней очень сложно, началась распутица, и она ждет с нетерпением, когда она замерзнет и по ней опять поедут люди, вот об этом мечтает дорога)
Какую картину вы увидели?(Слайд № 7).
3-я строфа
-Прочитаем 3-ю строфу. (ученики читают вслух)
Какую картину вы увидели?
А какое настроение вызывает эта картина?
-ЛГ, как и дорога («ах, и сам я») с нетерпением ждет зимы. И ему, как и дороге, видится зимняя картина «рыжий..». Это ожидание радостное, уже готовы сани, ЛГ мечтает о том, что скоро будут какие то перемены, пора унылая, дремотная скоро кончится, встанет , как говорили раньше «санный путь». Для крестьянина, это много значило, потому что в пору распутицы деревня была отрезана от всего мира, все ждали, когда встанет «санный путь» (Слайд №8)
-Давайте посмотрим изменилось настроение ЛГ?
ВЫВОД: тихая грусть ЛГ в начале стихотворения сменяется нетерпеливым радостным ожиданием скорого прихода зимы. (Слайд № 9)
5. Контроль и оценка овладения открытым способом действия.
а) Групповая работа
А теперь предлагаю поработать в группах. Объединитесь в группах, и покажите свою готовность. Каждая группа получает задание. Прочитайте задания
Давайте повторим правила работы в группах.
Прочитайте задания
а) Коллективно творческая работа.
ПОДУМАТЬ, КАК ОТНОСЯТСЯ К СТИХОТВОРЕНИЮ АВТОР, ГЕРОЙ И ЧИТАТЕЛЬ, и сделать наметки.
6. Определение следующего шага в движении.
а) Рефлексия.
- Как вы думаете получился ли у ребят отзыв?
Итог урока:
- Какая задача стояла перед нами?
Изменилось ли ваше настроение в конце урока? Почему?
Для Есенина природа - это вечная красота. Своими стихами о природе он призывает нас остановиться хотя бы на мгновение, посмотреть вокруг себя, увидеть эту красоту, ценить ее и беречь.
б) Домашнее задание:
- Написать сочинение - отзыв о стихотворении С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы..), и придумать самим название.

Спасибо за урок!

15