Урок литературы для 6 класса «Робин Гуд и золотая стрела. Баллада о благородном разбойнике»

Тема: «Робин Гуд и золотая стрела». Баллады о благородном разбойнике.
Урок литературы в 6 классе.
Учебник: А.Г.Кутузов.- Москва, «Дрофа»,2012

Автор-составитель: учитель литературы Толстых О.А.
МБОУ «СОШ № 4» г. Абакана
Республика Хакасия

Задачи: 1) доказать, что «Робин Гуд и золотая стрела»- баллада; закрепить понятие «баллады».
2) выяснить, почему Робин Гуд стал национальным героем Англии.
Стратегии: поисковая работа по разным источникам учебной и справочной литературы;
Составление разных видов вопросов; работа в микрогруппах.

Оборудование: 6 столов (для шести групп), таблички- названия столов:
Историки;
Языковеды;
Умники;
Художники;
Чтецы;
Литературоведы.

На 1-й стол: учебник, рефераты, сообщения «Робин Гуд»

На 2-й стол: Толковый словарь, Словарь иностранных слов, 10 листов А3, скотч, ножницы, 4 маркера

На 3-й стол: учебник

На 4-й стол: стенд с рисунками о Робин Гуде (домашняя работа), учебник, 15 листов А4, 5 маркеров, булавки

На 5-й стол: учебник

На 6-й стол: Школьный словарь литературоведческих терминов, Справочник по МХК, тетради по литературе.

На каждом столе – карточка с заданием:
Историки.
Просмотрев предложенный материал, приготовьте связный рассказ по вопросам:
Кто такой Робин Гуд? Существовал ли он на самом деле?
Что происходило в Средневековой Англии? (учебник стр. 110-114)
Почему появились легенды, сказания и баллады о Робине Гуде?
Подготовка – 8 мин.
Выступление – 4 мин.
Языковеды.
Объяснить значение слов:
Благородный
Разбойник
Шериф
Епископ
Феодал
Законность
Справедливость (или справедливый)
Каждое слово и его значение записать на отдельном листе, прикрепите на доску.
Подготовка – 8 мин.
Выступление – 3 мин.

Художники
Найдите в тексте баллады и выпишите эпитеты, рисующее образ Робин Гуда, его стрелков
(каждый эпитет на отдельном листе,
прикрепить на стенд).
Сравните эпитеты с вашими рисунками- портретами. Какой из портретов наиболее точный? Докажите, используя выписанные эпитеты.
Подготовка – 8 мин.
Выступление – 4 мин.
Умники
Составьте по тексту баллады вопросы, проверяющие, насколько хорошо читатели поняли балладу.
(6-7 вопросов)
(загляните на стр. 119 учебника)
подготовка - 8 мин.
Беседа с классом – 7 мин.
Чтецы
Подготовьте выразительное чтение отрывка баллады. «Описание стрельбы» стр. 116-117, строфы 15-24.
Ответьте на вопрос:
Почему Робин Гуд не до конца доволен своей удачей?
Подготовка – 8 мин.
Выступление – 4 мин.

Литературоведы
Подготовьте связный ответ на вопросы:
Что такое баллада?
Почему можно утверждать, что «Робин Гуд и золотая стрела»- это баллада? По каким признакам определили?
Подготовка - 8 мин
Выступление – 4 мин.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя (Объяснить цели и особенности работы)

3. Групповая работа
(Подготовка групп к ответам по данным заданиям)
4. Выступление групп. Беседа.

Историки.
-Кто такой Робин Гуд? Существовал ли он на самом деле?
(Баллады о Робин Гуде появились в 10-11веках в Англии. Никто не может сравниться с Робин Гудом – самым знаменитым героем в английском фольклоре. Подобные герои- благородные разбойники - есть у каждого народа.
Баллады о Робин Гуде говорят, что вначале герой жил нормальной жизнью, но был несправедливо изгнан со своей земли, потерял дом и семью.
Не важно, существовал ли герой в действительности, но такое личное знакомство балладного персонажа с несправедливостью было понято слушателю, сближало его с героем.)
-Что происходило в Средневековой Англии? (см учебник, стр. 110-114)
-Почему появились легенды, сказания и баллады о Робин Гуде?
(Причины их появления - мечта о справедливости на земле, о наказании зла.)

Языковеды.
Благородный- 1) высоконравственный, самоотверженно честный и открытый;2) исключительный по своим качествам, изяществу; 3) дворянского происхождения.
Разбойник- 1) человек, промышляющий разбоем, грабитель; 2) шалун, баловник, негодник.
Шериф- должность в Англии.
Епископ - высшее духовное звание.
Феодал- владелец поместья.
Законность- соблюдение законов.
Справедливый - действующий беспристрастью, в соответствии с истиной; осуществляемый на законных и честных основаниях; истинный, правильный.

-Какой смысл вкладывается в словосочетание «благородный разбойник»?

(Он отбирает награбленное и возвращает тем, у кого отобрали. Он честен, так как ничего не оставляет себе и старается для людей. Он стремится восстановить справедливость, помочь беззащитным. Но, тем не менее, он нарушает закон, он разбойник)

-То, что делает Робин Гуд со своими друзьями законно? Справедливо?

(Нет. Виновные должны ответить по закону, наказанные должны быть по закону Робин Гуда сам нарушает закон.)

-Чьи интересы нарушает закон?

(Тех, кто поступает несправедливо по отношению к народу, кого и наказывает Робин Гуд- шерифа, судью, аббата).
-Почему Робин Гуд остался героем, несмотря на то, что его действия незаконны?

(Он стремился защищать народ. Народ остался благодарен Робин Гуду за то, что он боролся против зла и несправедливости).

Умники (здесь вопросы в помощь группе, если они затруднились)

-Как Робин Гуд относится к шерифу? К бедным людям?

-Почему по-разному?

(Шериф для Робина и народа - враг. С народом Робин Гуд друзья.)

-Кто и почему выступает врагом Робин Гуда?

-Только ли для героя шериф, судья, аббат - враги?

- О чем это говорит?
- Кого и за что наказывает Робин Гуд?
- В чем смысл западни для Робин Гуда?

- Почему шериф уверен, что Робин Гуд захочет выступить в соревнованиях?

- Почему в 14-й строфе герои решили надеть разноцветные плащи?

- Чем заканчивается баллада?
- Кто остался победителем?

4. Художники
(см карточку с заданием)

5.Чтецы (строфы 15-24)

- Почему Робин Гуд не до конца доволен своей удачей?

6. Литературоведы

- Что такое баллада?
(- небольшое лироэпическое (сюжетное) произведение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай или историческое событие. Нередки в балладе таинственные происшествия, часто встречается диалог).

- Почему можно утверждать, что это произведение – баллада?

- По каким признакам вы это определили?

(есть сюжет, диалог, тайна).

5. Подведение итогов.
- Итак, можно ли утверждать, что Робин Гуд - национальный герой Англии? Почему?

6. Домашнее задание: составить синквейн «Робин Гуд»





























План-конспект урока с использованием стратегий технологии
«Развитие критического мышления через чтение и письмо»


Тема: «Робин Гуд и золотая стрела». Баллады о благородном разбойнике.
(урок для 6 класса)


Автор: учитель русского языка и литературы
I категории МОУ «СОШ № 4»
Толстых О.А







15