А.С. Пушкин. Капитанская дочка. 2 урок. Воспитание Гринева.

УРОК 2
ВОСПИТАНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА И ВЗГЛЯДОВ ПЕТРУШИ ГРИНЕВА

Знать: автор и рассказчик.
Понимать: ирония, иронический тон.
Словарная работа: честь, достоинство, провинциальный, патриархальный, долг, чувство долга.

ХОД УРОКА
На этом уроке мы рассмотрим первую главу повести «Сержант гвардии».
I. Опрос домашнего задания.
1. Нужно обратить внимание учеников на то, что данное произведение написано в форме воспоминаний записок Петра Андреевича Гринева. Но последняя фраза повести: «Мы решились, с разрешения родственников, издать ее особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена. Издатель».
Знаком ли нам такой прием у Пушкина? (Да, учащиеся вспомнят повести Белкина. Итак, рассказчик П. А. Гринев, а «издатель» сам А. С. Пушкин. «Приличные, т.е. подходящие», соответствующие эпиграфы «приискал» автор А. С. Пушкин.)
Обратим внимание ребят на эпиграф, стоящий сразу после названия «Береги честь смолоду», это эпиграф ко всей повести. А мы знаем, что полностью пословицу как наказ сыну произнесет Андрей Петрович Гринев: «...Служи верно, кому присягнешь: слушайся начальников, за их лаской не гоняйся... и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
Что же такое честь?
Задание. По толковому словарю определите значение данного понятия.
2. Отвечая на вопрос о быте дворянской усадьбы ХVIII века, учащиеся должны по отдельным деталям воссоздать картину жизни и быта усадьбы Гриневых.
Интересен переход от эпиграфа первой главы к самому тексту
«...Да кто его отец?..
Отец мой Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил при графе Минихе...»
Учащиеся заметят перекличку эпиграфа и мнения А. П. Гринева о службе в гвардии. Совершенно очевидно, Петруши человек независимый, живет «волнением желчи» читает «Придворный календарь», презирает карьеризм и подхалимство. (Вспомним материал предыдущего урока о графе Минихе. Видимо, отец Петруши вынужден был уйти в отставку, так как был верен своему командиру.)
Задание. Определите по толковому словарю значение слов «провинциальный», «патриархальный». Докажите, что мнение отца имеет решающее значение в семье Гриневых.
3. Рассказ о воспитании недоросля. Ученики должны уловить иронический тон повествователя.
Задание. По толковому словарю определите значение термина «ирония».
Ирония сквозит в рассказе об успехах Петруши в науках под руководством стремянного Савельича, о мосье Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером...», затем поменял еще ряд профессий и, наконец, стал учителем, хотя не очень понимал значения этого слова.
4. Последний вопрос домашнего задания о первом дне на «воле» предполагает пересказ, который не затруднит учащихся. Почему, вспоминал об этом дне, рассказчик пишет о себе: «С неспокойной совестью и безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска...»? Почему Гриневу стыдно и в чем он раскаивается?
Можно сделать вывод о том, что добрый и неглупый молодой человек поступил, как истинный ученик мосье Бопре. Но Петруша считает своим долгом вернуть проигранные 100 рублей (деньги по тем временам немалые). Честь дворянина требует немедленного возвращения долга. Из-за этого Гринев грубит своему воспитателю, который категорически отказывается выдать деньги. Долг Зурину возвращен, но какой ценой! Самому Гриневу стыдно, а старый Савельич плачет. Не этому учил сына отец.

Домашнее задание.
1. Перечитать главу II «Вожатый».
2. Найти описание метели: с чего она началась, как росла, во что превратилась?
З. Найти описание портрета вожатого.
4. Каково значение сна Петруши в дальнейшем сюжете повести?
5. Как вы понимаете смысл воровского разговора?
6. Как характеризует Петрушу Гринева подарок, сделанный им вожатому?
Индивидуальное задание.
Сравнить изображение бурана во и главе «Капитанской дочки» с метелью из повести «Метель» и из стихотворения «Бесы».

По материалам методических рекомендаций:
Турьянская Б. И., Комиссарова Е. В., Гороховская Л. Н., Виноградова Е. А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. 3-е изд., М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово РС», 2002. 240 с.
 Литература. 8 класс / Автор-составитель Г. И. Беленький. М.: Просвещение, 1997. С. 126.