Задания по трансформации текста для развития речевых умений


Задания по трансформации текста для развития речевых умений
Проблемой многих современных учащихся является неспособность понять содержание текста, его проблематику, выявить причинно-следственные связи в структуре и фактическом материале текста.
В 6-8 классах в целях последовательного развития речевых умений можно применить задания, основой которых является трансформация, дополнение, моделирование текста. Например:
Предположите по названию текста, каким будет его содержание.
Восстановите пропущенные слова и словосочетания.
Распространите предложения заданными элементами.
Подберите окончания к данным предложениям.
Продолжите текст в заданном направлении.
Предположите содержание по аннотации.
Разверните абзацные фразы.
Определите тему по опорным словам.
Учащимся 7-8 классов можно предложить следующие задания:
Восстановите текст. Подберите стилистически корректные и отвечающие содержанию отрывка слова. (В одном из абзацев пропускается каждое третье слово. Учащиеся должны дописать предложения, ориентируясь на контекст). После выполнения задания учащиеся отвечают на вопрос: Почему глагол читать употребляется 11 раз?
Когда папа------ еще маленьким, ---- очень много---. Он научился ---- в четыре года и ------ ничем не хотел----. Пока другие ---- прыгали, бегали, ---- в разные интересные ----, маленький папа ----- и читал. Наконец ---- обеспокоило дедушку и ----. Они решили, что ----- время читать. Они перестали ---- ему книги и ---- читать только ---- часа в день. Но---- не помогло, и маленький ---- все равно ----- с утра до ----. Свои законные ---- часа он ---- , сидя на виду. ----- он скрывался . ---- прятался под ---- и читал под кроватью, ----- на чердак и читал ----. Он уходил на ----- и читал на сеновале. ----- было особенно ---- и пахло свежим -----.
Ключ:
Когда папа был еще маленьким, он очень много читал. Он научился читать в четыре года и больше ничем не хотел заниматься. Пока другие дети прыгали, бегали, играли в разные интересные игры, маленький папа читал и читал. Наконец это обеспокоило дедушку и бабушку. Они решили, что все время читать вредно. Они перестали дарить ему книги и позволили читать только три часа в день. Но это не помогло, и маленький папа все равно читал с утра до вечера. Свои законные три часа он читал, сидя на виду. Потом он скрывался. Он прятался под кровать и читал под кроватью, прятался на чердак и читал там. Он уходил на сеновал и читал на сеновале. Здесь было особенно приятно и пахло свежим сеном. (Раскин)
Дополните текст причастными оборотами или причастиями.
Я …. посмотрел на море, неожиданное, непередаваемое ощущение захлестнуло меня. Я увидел теплую синеву моря, ---- лицо девушки, которая, оглядываясь, входила в воду, парня на спасательной лодке с сильными загорелыми руками, ---- , берег,---- и все это было так мягко и четко освещено и столько было вокруг доброты и покоя, что я замер от счастья.
Ключ:
Я..... посмотрел на море, неожиданное, непередаваемое ощущение захлестнуло меня. Я увидел теплую синеву моря, смеющееся лицо девушки, которая, оглядываясь, входила в воду, парня на спасательной лодке с сильными загорелыми руками, отдыхающими на веслах, берег, усеянный людьми, и все это было так мягко и четко освещено и столько было вокруг доброты и покоя, что я замер от счастья.
По данным элементам текста определите его тип. Расскажите биографию какого-либо писателя, используя данную модель текста.
В детстве… В юности…. Через… лет….. Уже когда….. До этого…. Затем…. Потом….. На протяжении всей жизни…..
Продолжение текста в заданном направлении. В предложении подчеркните наречия. Допускаем, что это - начало текста. Это текст-описание? Повествование? Рассуждение? Сколько он может содержать микротем? Как они могут развиваться дальше?
Вчера здесь много и по-хорошему говорили о нем, но он остался по-прежнему недоволен.
Ключ:
о нем говорили – что именно – кто;
он недоволен – причины недовольства, описание недовольного.
Определение темы по опорным тематическим словам. Напишите небольшое сочинение, используя предложенные слова.
Франция, цветок, поход, девушки, парни, война, цветы, пожелание, любимые, дом, победители.Ключ:
Во Францию этот цветок завезли из последнего крестового похода.
Французские девушки, провожая парней на войну, дарили им эти цветы, выражая тем самым пожелание, чтобы любимые скорее вернулись домой победителями.
Представления о храбрости, отваге были так крепко связаны с этим растением, что Наполеон, утверждая 15 мая 1802 года орден Почетного легиона, избрал цвет его лепестка цветом ленты для высшего французского знака отличия, чем увековечил этот цветок в истории Франции.
Использование подобных заданий способствует развитию у школьников умения понять особенности текста в целом: его стилистическую и жанровую принадлежность, замысел, содержание, структуру, языковые средства.