Конспект к уроку по русскому языку Односоставные предложения


Бекітемін: Келісемін:
Мектеп директоры Әдістеме ісі жөніндегі орынбасары
Ж. Абдикалыкова Сералиева Г.С .

День : 21.12.2015
Учитель: Даниярова ГульнарТема урока: “Односоставные предложения”
Класс: 8 класс
Предмет: Русский язык
Цель урока: 
 1). Создать условия для формирования умения различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам. 2). Создать условия для развития критического мышления.
3). Создать условия для совершенствования умения работы в группе, совершенствования умения выполнять тестовую работу.
4). Создать условия для развития эстетического вкуса, повышения культурного уровня через обращение к образцовым текстам художников слова.
Тип урока: 
 Закрепления темы “Односоставные предложения”
Используемые учебники и учебные пособия: 
Учебный комплекс под редакцией В.В. БабайцевойИспользуемое оборудование: 
Презентация "Односоставные предложения"
  
  Ход урока:
1.       Исследовательская работа в группах.
 Даны 5 предложений, напечатанных на полосках бумаги.
 
     Я умею читать книги.
Люблю классическую музыку.
По радио объявили о посадке самолета.
Мне не спится.
Какая ночь!
 
-Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, как их можно разделить на 2 группы.
 
     Я умею читать книги.
  Люблю классическую музыку.
По радио объявили о посадке самолета.
Мне не спится.
Какая ночь!
 
- По какому принципу вы их поделили?
(Принцип разделения – состав основы предложений.Предложение двусоставное и односоставные.) 
2.        Определение темы урока учениками.
 
- Что мы уже знаем?
Двусоставные предложения.
-Чем выражены главные члены в этом предложении?
Я умею читать книги.
 Подлежащее выражено местоимением,
сказуемое составное глагольное. (Глагол вформе 1 лица, ед. числа + инфинитив)
- Какова же тема нашего урока?
(Односоставные предложения.)
 
 3. Чтение образцов художественных поэтических текстов русских поэтов.
 
- Как вы думаете, односоставные предложения часто встречаются?
1. Не спится, няня: здесь так душно! (А. Пушкин)
2. В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М. Лермонтов)
3. Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья. (А. Фет)
4. Пора, пора насмешкам света прогнать спокойствия туман
(М. Лермонтов).
5. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!
( А.С.Пушкин)
5.   Представление тестовых заданий
1 площадка.
Продолжи пословицы, определи вид односоставных предложений (максимальный балл – 6 б.)
-От добра…(добра не ищут)
-На чужой роток.. ( не накинешь платок.)
-Из песни… (не выкинешь слова)
-Цыплят по осени… (считают)
-Осла узнаешь по ушам, а дурака… (по словам)
-Не рой другому яму- … (сам в нее попадешь)
        2 площадка.
Тест. Теория.
1. Укажите неверное утверждение.
А)  Односоставные предложения могут быть распространенными.
Б)  Неполные предложения  те, в которых пропущен главный член предложения.
В)  Назывные предложения имеют один главный член предложения - подлежащее.
Г)  В односоставном предложении второй член предложения не нужен  для понимания смысла предложения.
2.Укажите верное утверждение.
Односоставное предложение - это предложение, в котором:
А) опущено подлежащее,
Б) опущено сказуемое,
В) нет второстепенных членов предложения,
Г) грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения.
3. В неопределённо - личных предложениях сказуемое может быть выражено:
А) существительным в именительном падеже.
Б) глаголом в форме 1-го или 2-го лица.
В) глаголом в  форме 3-го лица множественного числа в настоящем  
и будущем времени.
Г) глаголом - инфинитивом.
1) Определенно-личные предложения 2) Неопределённо-личные предложения 3) Безличные предложения 4) Назывные предложения ОТВЕТЫ:
Б
Г
В
        3 площадка.
Реши кроссворд, определи ключевое слово.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 1д о по л н е н и е 2о пре д е л е н и е 3р а с про с т ра н е н н о е 4о с н о в а 5с у щ е с т в и т е л ь н о е
6п о д л е ж а щ е е 7с о ю з 8п о б у д и т е л ь н о е 9о б ра щ е н и е 10о б с т о я т е л ь с т в о 11
о д н о ро д н ы е 12
про с т о е 13
о б о б щ а ю щ е е 1. Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня.
- Подчеркните как члены предложения слова меня (№1), сосновых (№2), ты (№6), давно (№10), занесите в кроссворд под соответствующим номером названия этих членов предложения.
2. Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился.
- Определите вид предложения по наличию второстепенных членов предложения. Запишите вид предложения в кроссворд под №3.
3. Зимы ждала, ждала природа.
- В клеточки кроссворда под №4 запишите термин, которым обозначается подчеркнутая часть предложения.
4. Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня.
- Определите, к какой части речи относится слово бег в предложении. Запишите название этой части речи в клеточки под №5.
5. В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит.
- Запишите под №7 название части речи, перед которой стоит запятая.
6. Караул, лови, лови, да дави его, дави!
- Определите вид предложения по цели высказывания, запишите под №8.
7. Удивился старик, испугался.
- Название подчеркнутой группы членов предложения запишите в клеточки под №11.
8. Пора, красавица, проснись!
- Определите синтаксическую роль существительного красавица и запишите в клеточки под №9.
9. Герой, я не люблю тебя!
- Определите вид предложения по наличию грамматических основ, запишите в кроссворд под №12.
10. Сегодня мы вспоминали любимые произведения:  стихи, сказки, поэмы Пушкина.
- Вспомните, как называется выделенное слово с точки зрения его синтаксической роли, и запишите под №13.
6. Исследовательская работа по определению типов односоставных предложений.
 
- Перед вами односоставные предложения. Они разные. Их тоже можно поделить на две группы. Какие?
Люблю классическую музыку.По радио объявили о посадкесамолета.Мне не спится.Какая ночь!
 
-По какому принципу вы разделили предложения?
(Распределение зависит от того, чем выражен главный член предложения.)
-Чем выражены главные члены в данных предложениях?
 
Какая ночь!
(Главный член предложения – существительное в именительном падеже)
 
Люблю классическую музыку.
По радио объявили о посадке самолета.
Мне не спится.
-Посмотрите, в какое из этих предложений нельзя подставить подлежащее.
 Мне не спится.
-Чем выражен главный член предложения?
(Главный член предложения – безличный глагол)
 
- А в оставшиеся два можно подставить подлежащее?
Люблю классическую музыку.
По радио объявили о посадке самолета.
 - Чем выражен главный член предложения?
(Главный член предложения в первом предложении выраженглаголом в форме 1 лица, ед. числа
Главный член второго предложения – глагол в форме 3 лица, мн. числа) 
7. Итак, обобщим
 
В 1, 2, 3 предложениях главный член выражен глаголом,
а в 4 - существительным.
 
 Односоставные предложения в соответствии с морфологическим выражением главного члена делятся на две большие группы:
 
1). Глагольного типа
2). Именного типа
 
8.       Создание алгоритма.
- Давайте, восстановим ход нашего исследования
 
(1. Находим грамматическую основу предложения.
2. Определяем, двусоставное предложение или односоставное.
3. Смотрим, чем выражен главный член предложения.
4. Можно ли вставить в предложение подлежащее.
5. Определяем, чем выражен главный член предложения.) 
-Ход наших рассуждений и будет алгоритмом к определению типов односоставных предложений. Вставьте нужные слова на месте пропусков
 
Алгоритм определения типов односоставных предложений.
1.     Определяю основу предложения. 
Основа имеет и подлежащее, и сказуемое.
                                                                       
                                              В предложении один главный член
 2. Предложение ____________________
                                                       Предложение односоставное
  3.Смотрю, чем выражен главный член предложения?
  4. Если оно подлежащного типа   
                                                                                       если глагольного оно_______________________________
 
 5.     Можно ли вставить в него подлежащее?
Нет.                                                Да.
 
 Безличное
 6.     Определяю, чем может быть выражен главный член предложения?
 Если местоимением ________лица ед. числа
 Определённо- лично
      Если местоимением 3 лица мн. числа
  ___________________________
  9. Прочитайте предложения — отрывки из поэтических текстов. Выпишите простые односоставные предложения (в том числе в составе сложных). Попробуйте определить их тип.
 1)    Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести... (А. Майков) 2) В окно повеяло весною... (А. Плещеев) 3) Пахнет сеном над лугами... (Л. Майков) 4) Спой мне песню, как синица тихо за морем жила (А. Пушкин). 5) Не расти траве после осени... (М. Кольцов) 6) Только мне не плачется — на душе светло (С. Есенин). 7) Фронт. Война. А вечер дивный по полям пустым идет (А. Твардовский). 8) И на обломках самовластья напишут наши имена! (А. Пушкин)
 
10 Выполните тест (с самопроверкой).
•         1. Односоставные предложения делятся на сколько групп?
а). 10
б). 2
в). 3
г). 4
 
•         2.Какое предложение не является односоставным?
 
а). На морозном воздухе было трудно дышать.
б).На востоке синело.
в). Дело словом не заменишь.
г). Свод неба был тих и чист.
 
•         3. Укажите односоставное предложение.
а).Наступил вечер.
 б).Вечереет.
 в).Вечером мы пойдём в кино.
 г). Как хороши в России летом вечера!
 
•         4. Найдите назывное предложение.
    а). Светало.
б). Утро.
в). Наступило зимнее холодное утро.
г). В дверь постучали.
 
•         5. Укажите определённо-личное предложение.
а). Утренний сон сладок.
б). Не забуду этой встречи.
в). В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всём.
г). Я люблю Балтийское море.
 
Проверь себя.
•         1. г).
•         2. г).
•         3. б).
•         4. б).
•         5. б).
 
 
11.    Информация о домашнем задании
 
Всем изучить §180.
 
                         По группам
1. Составить таблицу «Односоставные предложения»
2. Составить рассказ, используя односоставные предложения.
3. Написать конспект §180
4. Выполнить в тетрадях упражнение № 192
 
12.    Рефлексия
Рефлексия проводится с применением опоры:
·        Сегодня на уроке я узнал …
·        В группе работать мне было…, потому что …
·        Помогал мне …
·        Мешал мне ...
·        Больше всего мне понравилось…
·        Труднее всего было …
- В опоре второе предложение сложное, а его первая часть какое предложение?
(Односоставное. Безличное.
Фрагмент обьяснения новой темы.

Определение темы урока.


Работа в группах.


Тестовые задания.


Закрепления темы и информация домашнего задания.