Презентация по теме:« Работа над интонацией, как средства развития речевых возможностей у слабослышащих школьников в 5-9 классах ».


Учитель русского языка и литературы ГКС(к)ОУ «Волгоградская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I и II вида №7» Тема опыта: « Работа над интонацией, как средства развития речевых возможностей у слабослышащих школьников в 5-9 классах». « От качества фонетического оформления речи слабослышащих школьников зависит, в какой степени она доступна пониманию окружающих и насколько она может служить базой владения языком, выполнять роль орудия мышления». Ф.Ф. Рау Актуальность опыта В настоящее время массовая педагогическая практика испытывает следующие затруднения:Увеличение количества слабослышащих школьников с маловнятной и невнятной речью. Снижение интереса слабослышащих школьников к общению с окружающими людьми интонированной, эмоционально-окрашенной устной речью.Низкое качество речи слабослышащих школьников (обогащение словарного запаса, адекватного определенной ситуации общения; правильное грамматическое оформление высказываний и др.).Недостаточное обеспечение техническими средствами.Несовершенство звукоусиливающей аппаратуры.Недостаточное обеспечение дидактическим материалом. Педагогические задачи, успешно решаемые в опыте В описанном опыте эффективно решены следующие задачи: Сформировала систему работы над интонацией, как средства развития речевых возможностей у слабослышащих школьников.Выработала систему тренировочных упражнений.Научила слабослышащих школьников общению с окружающими людьми интонированной, эмоционально-окрашенной устной речью. Сформировала навыки самоконтроля у обучающихся над своим произношением.Повысила качество речи слабослышащих школьников (обогащение словарного запаса, адекватного определенной ситуации общения; правильное грамматическое оформление высказываний и др.).Выработала у слабослышащих школьников стремление к совершенствованию своего общения с окружающими людьми. Реализация задач ДиагностикаСистема упражненийПрименение педагогических средств Система упражнений при первичном усвоении произносительных навыков при закреплениипроизносительных навыков при формировании навыка самоконтроля Методы обучения интонированной, эмоционально-окрашенной устной речи. 1. Аналитико-синтетический концентрический полисенсорный.2. Фонетическая ритмика. Педагогические средства Форма индивидуальное занятие ЗУА ТСО Компьютерные программы Наглядный и дидактический материал Фонетическая ритмика Педагогические средства « Унитон ТР» « Верботон Г-20» «Соло» Слухоречевые тренажеры Педагогические средства «И -2 М» Вибратор Компьютер ТСО Педагогические средства «Профессор Хиггинс» «Практикум по русской фонетике» «Видимая речь - 3» Компьютерныепрограммы Компьютерная программа «Speech Viewer - III» («Видимая речь - III») Компьютерная программа «RUS UNI» («Профессор Хиггинс») Компьютерная программа «Langua Much» («LM») Эти программы рассчитаны на работу со зрительным анализатором Звуковая информация, поступающая в компьютер через микрофон, преобразуется в графические изображения, которые появляются на экране.В ярких и доступных для ребенка образах отображаются все акустические компоненты речи.Процесс обучения основан на максимальном приближении произношения обучающихся к эталонному. Работа с компьютерными программами Анимация и визуализация правильной артикуляции звуков позволяет обучающимся контролировать свое произношение. Использование компьютерных программ в обучении интонированной, эмоционально-окрашенной устной речи дает возможность: существенно повысить мотивацию к занятиям произношением и учебную активность; сократить время на формирование речевых навыков; делать видимым уровень достижений школьников в произношении; формировать навыки самоконтроля над произношением. Педагогические средства Таблички Карточки Вертолина Дидактические игры Картинки Наглядный и дидактическийматериал Использование разнообразных педагогических средств создает на индивидуальных занятиях эмоциональный и психологический настрой у ребенка, необходимый для успешной работы, обеспечивает реальное продвижение обучающихся по пути освоения интонированной, эмоционально-окрашенной устной речи. Результативность опыта Научила слабослышащих школьников общению с окружающими людьми интонированной, эмоционально-окрашенной устной речью.Речь слабослышащих школьников стала более интонированной, эмоционально-окрашенной.Сформировала навыки самоконтроля у слабослышащих школьников над своим произношением.Повысился интерес слабослышащих школьников к совершенствованию своего общения с окружающими людьми.Обучающиеся стали более уверенно вступать в общение с окружающими, выступать на праздниках.На речевых конференциях обучающиеся занимают призовые места.Поддерживается тесный контакт с родителями обучающихся. Процентные показатели коррекционного обучения по всем разделам интонации в речи обучающихся. Мелодические рисунки интонационных фраз. Логическое ударение. Темп. Речевая конференция Выступления на общешкольных мероприятиях Конкурс : « Веселая грамматика» Научно –практическая конференция. Публикация об опыте Педсоветы. Темы:« Развитие остаточного слуха с помощью звукоусиливающей аппаратуры и индивидуальных слуховых аппаратов у детей с нарушениями слуха в образовательных, познавательных и коммуникативных ситуациях».(18.01.2010)« Качество образования - залог успеха работы школы -интерната».(01.11.2010)« Качественные критерии оценки внятности произносительной стороны устной речи учащихся с нарушениями слуха ».(17.01.2011) Семинар для воспитателей Тема семинара: « Совершенствование устной речи с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и звукоусиливающей аппаратуры во внеклассное время ». Внеклассная деятельность (литературные салоны, балы, гостиные) Семинар для родителей Тема семинара: « Совершенствование устной эмоционально-окрашенной речи глухих и слабослышащих детей с помощью индивидуальных слуховых аппаратов ». Семинар для родителей Тема семинара: « Работа над речевым дыханием и голосом ». Спасибо за внимание!