Урок литературы по произведению А.де Сент-Экзюпери Маленький принц


Правила для нашей жизни от Маленького принца
По сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
(урок внеклассного чтения в 5 классе)
Цели и задачи:
развивающая:
развивать читательский интерес учащихся; развивать умения сопоставлять и делать выводы, кратко формулировать свои мысли;
развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление;
обучающая:
учить осмысливать идейное содержание сказки, постигнуть нравственную сторону произведения;
учить анализировать художественное произведение;
воспитательная:
вызвать личностно значимые переживания, побудить к активной деятельности по разрешению проблемных ситуаций и поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте;
воспитывать уважительное отношение к чувствам другого человека, душевную чуткость, чувство ответственности за тех, кто рядом.
Донести до каждого учащегося заряд нравственности, заложенный в образную и смысловую систему художественного произведения. Побуждать делать добро, быть непримиримым ко злу, жить по совести. Понять философский смысл сказки "Маленький принц".
Метапредметная цель урока: формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер.
Учебно-организационные:
определять учебную задачу,
формулировать гипотезы,
оценивать свою учебную деятельность.
Учебно-информационные:
работать с художественным текстом.
Учебно-коммуникативные:
формировать умение вступать в диалог, высказывать свою точку зрения,
развивать умение выслушивать мнение других и работать в группе.
Тип урока: проблемный урок изучения нового материала с использованием групповой формы работы и ИКТ.
Методы и приёмы: беседа, наблюдение, сопоставление, решение проблемных вопросов, анализ, групповая работа и использование ИКТ.
Оборудование: презентация в “Microsoft Office PowerPoint», текст.
Ход урока
I. Мотивационно-ориентировочный этап.
1. Эмоциональный настрой. (видео –звездное небо)
2. Объявление темы урока, целеполагание.
- Прочитайте тему нашего урока и скажите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. 
- Исходя из темы, определите цель урока. О чём мы с вами будем размышлять? 
-Что такое правило?
Пра́вило — требование для исполнения неких условий (норма на поведение) всеми участниками какого-либо действия (игры, правописания, судебного процесса, организации, учреждения), за выполнение которого предусмотрено поощрение, а за невыполнение наказание.
-Какой скрытый смысл заложен в словах писателя?
Будем учиться анализировать художественное произведение и работать в группе
II. Анализ произведения.
1. Беседа с классом.
- Прочитав сказку “Маленький принц”, вы соприкоснулись с чудом. Это чудо – мальчик, который жил на планете величиной с дом. Мальчик с золотыми волосами, хрупкий, любознательный, настойчивый. 
- Как он относился к своей планете? (Он каждый день чистил вулканы, на которых разогревал завтрак, выпалывал ростки баобабов.)
- Какое у него было правило? (“Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”).
- Какая ещё правила были у Маленького принца? Об этом мы узнаем, когда вместе с Маленьким принцем отправимся в путешествие по планетам, которые он посетил.
- Почему герой сказки отправляется в путешествие? Как он сам об этом говорит?
2. Путешествие Маленького принца (работа в группах).
- Сейчас я предлагаю вам поработать в группе.
1. Возьмите зелёный лист с заданием. (Приложение 1)2. Прочитайте вопросы и распределите их между членами группы.
3. Обсудите совместно, что каждый из вас будет отвечать.
4. При ответе вы можете использовать опорные слова из правой колонки.
- Кому не понятно задание? Приступайте к работе. У вас 10 минут.
3. Выступление групп. (1-6) 
- Сейчас вам предстоит выполнить задание на жёлтом листе (Приложение 2), где указаны обитатели планет. Слушая внимательно выступления одноклассников, запишите, пожалуйста, главную черту характера каждого из них (1-2 слова).
После выступления групп.
- Итак, называем обитателя планеты и главную черту его характера. 
- Путешествуя с Маленьким принцем, мы увидели целую галерею человеческих пороков: властолюбие, честолюбие, тщеславие, эгоизм, пьянство, жадность, ограниченность. Это те силы, которые разрушают душу человека. Избежать их помогут правила, выработанные Маленьким принцем.
- Ребята, но в современной жизни есть ещё множество пороков, с которыми каждый должен бороться.
Вывод. Итак, если за планетой не следить, не развивать в себе такие качества, как аккуратность, трудолюбие, планета может погибнуть. И, если душа человека не ухожена, то человек станет дурным и тоже погибнет для мира людей, останется один.
- Ребята, а как противостоит этим порокам Маленький принц?
- Какие добродетелям приобрёл Маленький принц, побывав на планете Земля? 
Задание VII группе.
1. “Земля – планета не простая!..” (Продолжите цитату)
2. Что испытал и понял Маленький принц на Земле?
3. Кто появляется перед принцем в тяжёлую минуту разочарования?
4. Какие жизненные истины открыл ему Лис? (Главный урок – урок науки любви. Любовь – это труд.)
- Почему Маленький принц возвращается на свою планету? (Чтобы защитить Розу)
- А. де Сент-Экзюпери писал: “... я совсем не хочу, чтобы мою книгу читали просто ради забавы”. Если не ради забавы, то ради чего стоит читать сказку “Маленький принц”? (Чтобы стать умнее, узнать новое, побеждать пороки, воспитывая добродетель, научиться дружить, любить.)
Обобщение. Эта книга – завещание. Какие же заветные мысли выразил Сент-Экзюпери в своём произведении?
Какие правила Маленького принца пригодились бы вам и вашим близким? Почему?
Напишите мини-сочинение «Мои правила от Маленького принца».
(Пишут сочинение под музыку к песне «Маленький принц»)
III. Подведение итогов
- Наш урок подходит к концу. Мне бы хотелось узнать, получили ли вы ответы на вопросы, поставленные вами в начале урока?
Рефлексия 
- Выберите одну фразу и продолжите её:
Сегодня на уроке я научился (ась)...
Сегодня на уроке я узнал(а) .....
Сегодня на уроке мне понравилось....
 Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету.
 Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
Если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь.
Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом.
Я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр.
Дети должны быть очень снисходительны к взрослым.
Нужно стерпеть двух-трех гусениц, если хочешь познакомиться с бабочками. Когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце.
У каждого человека свои звезды.
Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники.
Иная работа может и подождать немного, вреда не будет. Но если дашь волю баобабам, беды не миновать.
С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной.
Наверно, звезды светятся затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою.
Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.
Если любишь цветок — единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, — этого довольно: смотришь на небо — и ты счастлив.
Это очень печально, когда забывают друзей. Не у всякого был друг.
Раз о чем-нибудь спросив, не отступайся, пока не получишь ответа.
Все дороги ведут к людям.
Когда очень хочешь сострить, иной раз поневоле приврешь.
Слова только мешают понимать друг друга.
Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать.
Хорошо, когда есть друг, пусть даже надо умереть.
Узнать можно только те вещи, которые приручишь. Ты живешь в своих поступках, а не в теле. Ты — это твои действия, и нет другого тебя.
Люди забираются в скорые поезда, но они сами не понимают, чего они ищут, поэтому они не знают покоя, бросаются то в одну сторону, а то в другую... И все напрасно. Глаза слепы. Искать надо сердцем.
Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
Источник: http://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/pravila-zhizni-malenkogo-princa-710660/ © AdMe.ru