Урок развития речи Архитектурные памятники России (8 класс)


Архитектурные памятники России. Урок развития речи в 8-м классе. У каждой столицы есть свой символ, по которому она безошибочно узнается. Для Москвы это Покровский собор на Красной площади, более известный как храм Василия Блаженного. Целиурока: знакомство с архитектурными памятниками России; познакомиться с отличительными архитектурными особенностями храма Василия Блаженного;развивать умения сжатого пересказа текста с использованием в письменной речи архитектурной лексики;развивать умение воспроизводить архитектурные детали памятника. Эпиграф урока: Архитектура – тоже летопись мира, она говорит тогда,когда уже молчат и песни, и преданияи когда уже ничто не говорит о погибшем народе. Н. В. Гоголь Словарь урока: Зодчий – строитель, архитектор (специалист в области архитектуры).Архитектура – искусство проектировать и возводить здания и сооружения.Летопись – совокупность, собрание каких–либо записей, произведений, кинолент и т. п., в которых нашли отражение отдельные моменты развития, хода чего – либо.Юродивый, блаженный – у православных христиан: добровольный нищий скиталец, принявший образ человека, лишённого здравого ума, но обладающий даром прорицания.Храм – здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.Собор – главная или большая церковь в городе, в монастыре.Столп – башня, колонна.Подклеть – нижний ярус в церкви.Придел – пристройка православного храма со стороны южного или северного фасада. Василий Московский, Христа ради юродивый (1468 – 2.08.1551). Василий Московский, Христа ради юродивый К изумлению знавших его, Василий оказывался пророком и ясновидцем. Уйдя от мастера-сапожника, вскоре обрел он у москвичей славу юродивого Христа ради, то есть блаженного человека, принявшего на себя смиренную личину юродства, но отнюдь не юрода-безумца, а, напротив, мудреца. Юродивых исстари почитали на Руси, считая Божьими людьми. Они отказывались от всех благ жизни, от собственных родных, не боялись говорить правду в глаза кому угодно, истязали себя голодом и холодом. Икона: Артемий Веркольский и Василий Блаженный Многие москвичи обращались к блаженному за советом. Василий был ясновидцем и на торговой площади бесстрашно обличал нечестных торговцев, подливавших в молоко воду, а в муку — мел. Он не боялся ни бояр, ни самого грозного царя Ивана Васильевича, а они, напротив, боялись нищего пророка. 20 июня 1547 года его увидели горячо молящимся и безутешно плачущим возле церкви Вознесенского монастыря, что стоял на Остроге. (Ныне это улица Воздвиженка.) Необычайно долгой была молитва Василия и чрезвычайно глубоким казалось всем его горе.На следующий день в Вознесенском монастыре вспыхнул пожар и одновременно началась, как сообщал летописец, “буря велика, и потече огонь яко же молния”. Это был самый грандиозный из всех пожаров, какие когда-либо случались в городе. Царь Иоанн Грозный с семьей бежал из Кремля на Воробьевы горы и смотрел, как превращалась в пепел его столица. Через десять часов Москва выгорела дотла — не осталось ни одного дома, погибло людей “без числа”. Период правления Василия Грозного Вскоре после пожара Василий заболел и 2 августа 1551 года скончался. Сам Иван Грозный нес его гроб и повелел похоронить блаженного у Троицкой церкви, что на Рву.А в 1555 году над могилой Василия Блаженного по приказу Ивана Грозного начали строить новый храм в честь покорения Казани, названный Покровским собором, что на Рву. 1555-1561 г.г. Гениальными русскими зодчими Бармой и Постником через шесть лет собор был построен, но через 30 лет москвичи стали называть его храмом Василия Блаженного, потому что в 1588 году к собору был пристроен придел Василия Блаженного, который и дал новое имя всему собору, ставшее общепризнанным, хотя официально храм и сейчас называется собором Покрова Богоматери.Архитектурный шедевр, Покровский собор, - неповторимый пример столпообразной шатровой каменной архитектуры на Руси. Его восемь башен, поставленных на высокий цокольный этаж, увенчаны фигурными многокрасочными главами, которые окружают девятую, центральную башню, завершенную высоким пирамидальным шатром. Впечатление воздушности и легкости достигается умелым сочетанием и разнообразием украшающих собор деталей - карнизов, нишек, кокошников, обрамления граней башен и окон. Чудеса в храме С 1588 г. стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Царь Феодор Иоаннович велел устроить в покровском соборе придел во имя Василия Блаженного, на месте, где он был погребен, и соорудил для мощей его серебряную раку. Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большою торжественностью: служил сам патриарх и при богослужении присутствовал обыкновенно сам царь. Покровский собор- храм Василия Блаженного “Храм – памятник Василию Блаженному”- архитектурное или скульптурное сооружение в память лица и события.Центральный храм был посвящен Покрову Богоматери: взятие Казани совершилось 1 октября в праздник Покрова. Церкви возведены во имя святых, в чьи дни происходили наиболее значительные события Казанских походов 1545-1552 годов Здание было возведено из кирпича (из белого камня были выполнены фундаменты, цоколь и некоторые элементы декора). Строители, желая подчеркнуть, что здание кирпичное, расписали его сверху донизу "под кирпич". Вплоть до конца XVI в. собор был самым высоким зданием в Москве. В 1918 г. Покровский собор одним из первых был взят государством под охрану как памятник национального и мирового значения. С 21 мая 1923 г. он открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. При этом до 1929 г. в церкви Св. Василия Блаженного проводились богослужения. В 1928 г. Покровский собор вошел в состав Государственного Исторического музея. Настенное «иконное» письмо конца XIX в. выполнено маслом. Иконостас конца XIX в. В церкви находится рака Св. Василия Блаженного. Орнаментальная роспись покрывает выстроенные своды, опорные столбы галерей и парапеты. Роспись выходит и на наружные стены галерей. Основные башни сохраняют в этом время роспись "под кирпич", лишь наличники окон украшает полихромная живопись.В музее хранятся рукописные и старопечатные книги в основном богослужебного содержания, в том числе Евангелие напрестольное, написанное в 1540-х гг. для митрополита Иоасафа , "Апостол" с вкладной записью 1591 г., Житие Николая Чудотворца (1671 г.), Евангелие молебное на грузинском языке XVII в. и др.Здесь находится также архив Покровского собора. История храма: Храм Василия Блаженного (Покровский Собор)Главный престол храма освящен в честь Покрова Божией Матери. Собор имеет приделы:восточный - в честь Троицы Живоначальной (древнейшая часть собора),западный - в честь Входа Господня во Иерусалим,северный - в честь мучеников Адриана и Наталии (первоначально был освящен в честь свв. Киприана и Иустины (2/15 октября),южный - во имя свт. Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой, из г. Вятки),юго-восточный - в честь прп. Александра Свирского (17/ 30 апреля и 30 августа/12 сентября),юго-западный - в честь прп. Варлаама Хутынского (6/19 ноября и 1-я пятница Петрова Поста),северо-западный - в честь св. равноап. Григория Армянского (30 сентября/ 13 октября),северо-восточный - в честь свт., Иоанна Милостивого (до XVIII в. в честь свтт. Павла, Александра и Иоанна Константинопольских (6/19 ноября),с северо-востока также приделы св. Василия Блаженного (2/15 августа, устроен в 1588 г.) и Рождества Пресвятой Богородицы (возведен над могилой Блаженного Иоанна Московского, вначале был освящен в честь Ризположения, но в 1680 г. переименован в Рождество-Богородицкий; здесь почивают мощи св. Иоанна Блаженного, обретенные в 1672 г.). Храм на Красной площади Немыслимо представить себе Красную площадь без всемирно известного, неповторимого по своей красоте памятника архитектуры XVI века - Покровского собора. В русской архитектуре нет ничего удивительнее собора Василия Блаженного. Он поражал путешественников в XVI веке, а со временем и для иностранцев, и для нас самих стал символом отечественной истории и национального характера. Собор Василия Блаженного не похож ни на одну русскую постройку предыдущих эпох. Подобного храма нет и в тысячелетней византийской строительной традиции. Он характерен именно для Московского царства середины XVI столетия, когда стремление к монументальности, усложнению и повествовательности проявилось не только в архитектуре, но и в литературе, иконописи, ювелирном искусстве. План описания 1) По какому поводу был построен храм Василия Блаженного?2) Оригинальность “архитектурных деталей” храма.3) Какова история храма Василия Блаженного? Кто его авторы? Какова легенда о храме?Стиль текста: Публицистический: цель – донести до читателей красоту храма, показать его оригинальность и удивительную судьбу; сфера применения – статья в журнал; лексика – специальная, архитектурная терминологияТип речи: Повествование с элементами описания Памятники – это наша история и наша память, и мне кажется, пока мы помним об истории страны, мы продолжаем её жизнь.