День Суверенитета Республики Саха (Яктия)


Что такое «суверенитет»? «Суверенитет» – немецкое слово, в переводе означает «Верховная власть». В более широком понимании – государственная независимость. Суверенное государство самостоятельно решает свои внутренние и внешние проблемы. Суверенное государство не позволяет вмешиваться в свои дела другим государствам. Вот такой суверенитет был объявлен в нашей республике 27 сентября 1990 года. Гимн республики Музыка Кирилла ГерасимоваСлова Саввы Тарасова, Михаила ТимофееваПеревод Владимира Фёдорова Якутия, ты светом зариК добру и счастью всех нас зовешь,Алмазной радугой ты горишьИ нас к победам грядущим ведешь.Припев:Цвети и крепни родная земля,Расти и славься, Якутия.Краса и гордость России всей,Тебя раздольней нет и щедрей.Привольно Лена наша течет,Водой живой до края полна.Она согласье и силу несетДарует мир всем народам она.Припев.Земля Саха, святыни твоиС вершин веков напутствуют нас.Мы путь продолжим предков своих,И с честью мы их исполним наказ.Припев. Герб Государственный герб Республики Саха (Якутия) представляет собой круг, в центре которого – изображение древнего всадника с наскальных рисунков, найденных по берегам Лены, на фоне солнечного диска – щита, помещенного в обрамление с традиционным национальным орнаментом в виде семи ромбических кристаллообразных фигур и надписями «Республика Саха (Якутия)» и «Саха Республиката» Флаг Государственный флаг Республики Саха представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из четырех разновеликих горизонтальных полос соответственно голубого, белого, красного и зеленого цветов. На середине голубой полосы расположен круг белого цвета. По мифологии народ саха считает себя «детьми белого солнца». Флаг сразу обращает на себя внимание белым солнцем в зените на фоне яркого голубого цвета. Под ними – более узкие полосы белого, красного и зеленого. Белоснежная полоска в сочетании с солнцем на фоне голубого неба раскрывает суровую красоту Севера, экстремальные условия жизнедеятельности людей, чистоту нравов и помыслов народов, породненных Севером. Зеленый цвет - символ плодородия, возрождения, дружбы и братства. Это – короткое жаркое лето, цвет таежных просторов, а также олицетворение тюркского происхождения народов саха, давшее название республике. Красный цвет - не только символ жизненных сил, но и символ красоты и верности родной земле. Включение красного цвета в сочетании с белым и зеленым всегда было характерно и для народного прикладного искусства Якутии.  Представитель в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Правительства Республики Саха (Якутия), Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.Государственный советник Республики Саха (Якутия)Президент Российской Академии естественных наук отделения Арктики и Крайнего Севера и Национального общественного комитета «Российская Семья»Председатель Совета учредителей автономной некоммерческой организации «Здоровье работающего населения России» Инициатор создания общественного Совета по развитию кооперации в РоссииПочетный Председатель организации «Северный Форум»Учредитель Фонда содействия развитию культуры, науки, образования Михаил Ефимович Николаев –первый Президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Анатольевич ШтыровВторой Президент Республики Саха (Якутия) 27 января 2002 -  31 мая 2010 Борисов Егор Афанасьевич Глава Республики Саха (Якутия) 2010-2014 гг. – Президент Республики Саха (Якутия) 14 сентября 2014 года избран Главой Республики Саха (Якутия).27 сентября 2014 года вступил в должность Главы Республики Саха (Якутия) сроком на 5 лет. * БЛАГОРОДНЫЙ ОЛЕНЬ ЯКУТИИ САМЫЙ БОЛЬШОЙ НАЗЕМНЫЙ ХИЩНИК ЯКУТИИ Ондатра была выпущена впервые в 1930 г. в пойму р. Токко (бассейн Лены). Впоследствии расселялась сама и в результате многочисленных вторичных выпусков в новые районы. Интересен выпуск в бассейн р. Колымы, где из 18 зверьков, завезенных в 1943 г., уже к середине 60-х годов образовалась мощная популяция, дававшая в среднем по 180 тыс. шкурок в год при максимуме в 252 тыс.Главные местообитания ондатры — озера различных типов. В якутских реках ондатра почти не живет. Длина тела около 35 см. Спина и верх крыльев серо-сизые, голова, грудь и брюшко розовые, на шее узкий чёрный ошейник. Клюв чёрный, ноги красные. На места гнездований прилетает не с юга, как большинство перелётных птиц, а с севера. Розовый цвет оперения этой птицы доставляет много хлопот и работникам зоологических музеев. Птицы хранятся с особой тщательностьюКак редкий с ограниченным ареалом вид внесён в «Красную книгу СССР". КАКУЮ ПТИЦУ НАЗЫВАЮТ ЖАР-ПТИЦЕЙ СЕВЕРА? КАКУЮ ПТИЦУ В ЯКУТИИ НАЗЫВАЮТ СВЯЩЕННОЙ ПТИЦЕЙ ЯКУТИИ? По-русски «стерх – белый журавль Якутии», по-якутски «кыталык». Редчайшая птица - белый журавль или стерх внешне выглядит скорее как цапля. Самые крупные достигают высоты 1,5 м; все они имеют длинные шею и ноги, но короткий клюв. Масса тела около 6-8 кг, рост 1,2-1,4 м, размах крыльев 2,3-2,6 м.  Стерх – удивительная магическая птица. Она славится не только своей красотой и грацией, но и умением танцевать. У древних якутов есть легенда, что человек, увидевший этот волшебный танец, станет самым счастливым человеком на земле. САМЫЙ КРУПНЫЙ ИЗ ЯКУТСКИХ СОКОЛОВ Встречается в тундрах и редколесье северной Якутии. Гнезда устраивает на скалах и лиственничных деревьях. Зимой кречет откочевывает в более южные широты, но часть птиц остается в районах тундры и лесотундры.Внесен в Красные книги СССР, Якутской АССР. КОСУЛЯ ДИКАЯ КОЗА ЯКУТИИ САМОЕ КРУПНОЕ ЛЕСНОЕ ЖИВОТНОЕ ВЕЧНОЗЕЛЕНЫЙ ПОЛУКУСТАРНИК, ПОЛУДЕРЕВО? Кедровый стланик, кедровник - вечнозелёный сильно ветвистый стелющийся кустарник, реже деревце (высотой до 3-5 м) семейства сосновых. Шишки яйцевидные или удлинённые, длиной 3,5-4,5 см, светло-бурые, блестящие. Водный настой хвои — хорошее противоцинготное средство. Семена содержат ореховое масло. Как декоративное разводят в садах и парках НАЗВАНИЕ ЦВЕТКА - СИМВОЛА ЧИСТОТЫ И КРАСОТЫ, КОТОРЫМ НАЗЫВАЮТ ДЕВОЧЕК? По-якутски «сардана», по-русски – «лилия». В устном фольклоре якутского народа есть сказание о том, что давным-давно, пролетая в зимнюю стужу над Якутией, бог обморозил себе руку и выронил мешок с драгоценными камнями. Они рассыпались по высоким горам, бескрайним долинам рeк и тундре.Дыхание ангела застыло и обратилось в капли, сверкающие в солнечном свете всеми цветами радуги. Опустились эти капли света в землю якутскую и остались в ее недрах. Вот так, считают якуты, и появились алмазные месторождения, обнаруженные спустя несколько веков.Сегодня якутские алмазы и бриллианты прославились на весь мир своей красотой и высоким качеством. В Алмазном фонде, созданном еще при СССР, хранятся крупные алмазы Якутии высокого ювелирного качества - свыше 100 драгоценных кристаллов, названных в честь важных событий, знаменитостей и почетных профессий. * Оранжевый бриллиант Бесцветный бриллиант Голубой алмаз Зеленый алмаз Черныйалмаз Коричневый, коньячный, шоколадный бриллиант Желтый алмаз Красныйалмаз Розовыйалмаз Фиолетовыйалмаз Серый алмаз Цвет натурального цветного алмаза получается или из-за пластических деформаций в кристаллической решетке, или под действием естественной природной радиации, возможно и попадание примесей в камень во время его образования. Бриллианты «хамелеон»  В комплект шаманского костюма входили кафтан, шапка, обувь, рукавицы, штаны и нагрудник. Кроме костюма атрибутами шамана были бубен и колотушка. Одеяние белого шамана шилось из шкуры жеребенка светлой масти. Головной убор изготавливался из конского волоса или из мехов.   При всем внешнем разнообразии шаманский костюм воссоздавал образ зверя-птицы, и символизировал птицу не простую, а “чистую”, небесную. Только надев такой костюм, шаман получал возможность летать и таким образом выполнять возложенные на него обязанности посредника между человеческим миром и миром духов. Наиболее ярко этот смысл отражен в семантике бахромы, которой обшивался подол, рукава, а иногда и ворот; бахрома осмыслялась как птичьи перья. Ответ: судьбу человека. Волосяная веревочка с застежками, подвесками, использовалась в качестве размещений на ней амулетов, оберегов, предметов для изгнания злых духов и для привлечения добрых. Шама́н — согласно религиозным верованиям, человек, наделённый особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами, входя в экстатическое состояние. КАКОЕ ОЛОНХО ПЕРЕВЕДЕНО НА ФРАНЦУЗСКИЙ, АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫКИ? Нюргун Боотур Стремительный – самый великий и известный памятник якутского народного творчества, который выполнен в виде олонхо. Термин "олонхо" обозначает как эпическую традицию в целом, так и название отдельных сказаний.Величайший памятник якутского народного творчества - олонхо "Нюргун Боотур Стремительный" воссоздан на рубеже 20-30 гг. основоположником якутской советской литературы П.А. Ойунским. В мифологизированных образах олонхо отразилась древнейшая история якутов - скотоводческого народа южного происхождения. Вот почему глубоко оригинальный якутский эпос обнаруживает родство с преданиями других тюркоязычных народов, живущих в настоящее время за несколько тысяч километров от якутов. На русский язык "Нюргун Боотур Стремительный" в записи П.А. Ойунского переведен впервые. ЫСЫА́Х (дословно можно перевести как изобилие) — день празднования Нового года в Якутии, праздник  лета. Представляет собой весенне-летний праздник в честь божеств айыы и возрождения природы.Национальный праздник, знаменующий собой завершение «Дьыл» (прошлый год) и начало нового «Сыл» (новый год), завершение хозяйственного годового цикла.Кульминация праздника — обряд окропления огня, травы и деревьев традиционным напитком, приготовленным из кобыльего молока — кумысом. Ритуал символизирует рождение  Вселенной и человека. Якутский хомус - один из основных музыкальных и духовных инструментов. Мастера по производству хомусов занимали высокое социальное положение. Первый и самый крупный в мире музей хомусов находится в городе Якутске. КАК НАЗЫВАЕТСЯ инструмент ВАРГАННОЙ МУЗЫКИ? Самый большой хомус длиной 98 см Самый маленький хомус длиной 1 см ЯКУТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БОРЬБА? Борьба хапсагай, как и мас-рестлинг, признаны Всемирной федерацией объединенных стилей борьбы (FILA). Бастынга – головной убор-начельник в виде ободка. Его солярный обычно расположен посреди верхней части лба, на месте третьего глаза, остальные два круга или же подвески, свисающие по обеим сторонам висков, активизируют дремлющие чакры.Изготавливается из различных материалов – ткани, серебра, золота, бересты. Украшают драгоценными камнями, бисером, вышивкой.  Байанай (Баай Байанай, Барылах Байанай) — дух леса и покровитель охоты.Иччи — духи-хозяева предметов, вещей, явлений природы или определённых мест в традиционных верованиях якутов. Согласно этим верованиям,  природа — живая, все ее объекты и явления имеют своих духов иччи. В их мифологизации сформировались анимистические образы духов-хозяев. К иччи обращаются с помощью молитв алгыс. Им приносят жертвы в виде украшений из конских волос и лоскутков ткани (салама), пищи неживотного происхождения, кумыса, денег. Финал Викторины ЯКУТЯНИН - ГЕРОЙ СССР, ЗНАМЕНИТЫЙ СНАЙПЕР Уничтожил 429 немецко-фашистских солдат и офицеров, подготовил свыше 30 снайперов.Получил 12 ранений и контузий. Защищал Калининщину и Смоленщину, освобождал Белоруссию. 6 мая 1965г. Ему присвоено звание Героя Советского Союза. Участник Парада Победы в Москве.Ф.М. Охлопков похоронен в родном селе. Родился в селе Крест-Хальджай Томпонского района Якутской АССР. Сержант, прославленный снайпер. КТО ТАКОЙ МАКСИМ КИРОВИЧ АММОСОВ? Советский государственный, политический и общественный деятельОдин из основателей автономной Якутии Арестован и расстрелян в МосквеЕго именем назван Якутский государственный университет   КОГО ИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ ССЫЛЬНЫХ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ НАЗЫВАЮТ «ВИЛЮЙСКИМ УЗНИКОМ»? ПАМЯТНИКИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОМУ В Москве В Саратове ОСНОВАТЕЛЬ ГОРОДА ЯКУТСКА? ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВ, ИЛИ МАНЧААРЫ - якутский Робин Гуд (06.1805-8.11.1870гг.) — национальный легендарный герой якутского народа, выступивший против гнёта местных феодалов. Широко известный сказитель и запевала, мастер импровизации, народный певец и олонхосут. Игры Манчаары — соревнования по национальным видам спорта, которые проводятся в Якутии каждые два года с 1968 года. В молодости богатый родственник Фёдорова, В. Слободчиков-Чоочо унизительно наказал его за незначительный проступок. Фёдорова высекли на площади, что у якутов равносильно лишению чести, а потом отправили в тюрьму на каторжные работы в Охотский солеваренный завод. В 1830-1840 годах Манчаары был руководителем стихийных возмущений бедноты против социальной несправедливости, отнимая богатство у богатых, раздавал его бедным. Его вместе с сообщниками неоднократно ловили царские власти, которые называли его разбойником и грабителем, но он совершал побеги из тюрьмы.В 1847 году Манчаары приговорили к 10 годам тюремного заключения, прикованным цепью к стене. По окончании срока он оставался прикованным ещё 2 года, до 1859 года. После этого его выслали на поселение в I  Мальжагарский наслег Нюрбинского улуса, где он и скончался. ЯКУТСКИЙ СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ, УЧЁНЫЙ-ФИЛОЛОГ , ДРАМАТУРГ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, ОСНОВОПОЛОЖНИК ЯКУТСКОЙ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Сын крестьянина-бедняка. В 1917 году окончил Якутскую учительскую семинарию. Первое стихотворение опубликовал в 1917 году. В 1919 году написал ставшее широко известным в то время в Якутии стихотворение «Син биир буолбаат?» (Не всё ли равно?). Его рассказы, повести, драмы вошли в золотой фонд литературы народа саха. Переводил на якутский язык классику русской и мировой литературы.Был  репрессирован: 3 февраля 1938 года арестован, а 31 октября 1939 года умер в тюрьме. Полностью реабилитирован 15 октября 1955 года. Родился в 1917 году в семье бедного охотника-эвенка на берегу реки Тяни. Участник Великой Отечественной войны, снайпер 23-й отдельной лыжной бригады 7-го Гвардейского воздушно-десантного полка, один из десяти самых результативных снайперов Второй мировой войныБоевое крещение Кульбертинов получил в жестоком бою под городом Демьяновском ноябрьским утром 1942 года. Рядовой Кульбертинов из своей винтовки стрелял по цепи, уничтожил 487 фашистских солдат и офицеров. За войну Кульбертинов обучил снайперскому искусству 35 молодых бойцов. Молодым снайперам он советовал: «Поменьше подражайте, ищите собственные приёмы борьбы. Находите новые позиции и новые способы маскировки. Не бойтесь ходить в тыл врага, помните: не надо рубить топором там, где можно применить иголку».Дважды был представлен к званию Героя Советского Союза, но так его и не получил.Умер Иван Николаевич в 1993 году, на 76-м году жизни. Похоронен в селе Тяня Олекминского улуса Якутии. Тыгы́н Дарха́н (XVI век — 1632) — тойон (князь, якутский царь) кангаласского племени якутов, известный герой многочисленных якутских преданий.Тыгын – якутский вождь, стремящийся объединить вокруг себя роды и племена с целью создания основ государственности.Держал много конного и крупного рогатого скота, воинов, холопов, зависимых табунщиков и коровников и прочей прислуги. Его именем названа гостиница«Тыгын Дархан» в центре города Якутска. Перу якутского писателя Яковлева В. С. -Далана принадлежит роман «Тыгын Дархан».