Конспект урока Повторение темы Причастие и деепричастие(10 класс)

Конспект урока русского языка в 10 классе
учителя Благодарной СШ города Актобе
Дарибай Р.М.

Тема: "Космическое путешествие на планету "Причастие и деепричастие" Цель: обобщение и систематизация знаний по теме «Причастие и деепричастие» Задачи:
1.закрепление практического умения находить в тексте причастия и деепричастия, причастные и деепричастные обороты;
2.закрепление умения составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему;
3.развитие логического мышления, навыков самостоятельной работы с текстом; 4.воспитывать любовь к русскому языку, творческие способности, интеллект;
5.способствовать   патриотическому  воспитанию  учащихся Тип урока: обобщение знаний Форма урока: игра Оборудование: экран,карточки с заданиями
Эпиграфы:
Они [причастия] служат сокращением человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.
М.В.Ломоносов
[Деепричастные обороты] являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность
Д.Э.Розенталь
Ход урока: Слово учителя:Разные бывают даты. Об одних помнят только несколько человек, другие даты отмечают все люди.Именно к такой дате относится день 12 апреля 1961 года. С того праздничного утра началось освоение космоса. Сегодня все более мощные ракеты поднимаются к звездам. Но чем дальше уходит от нас год первого полета человека в космос, тем громче, торжественней звучит имя первопроходца Вселенной. Сегодня -День Космонавтики  и  хочу  начать наш урок  словами  О.О.Сулейменова «Земля, поклонись  Человеку!» Виднейший казахский поэт Олжас Омарович Сулейменов в 1961 году, потрясенный полетом Ю.А.Гагарина написал поэму «Земля, поклонись Человеку!».Эти слова были высечены на памятнике Ю.Гагарину.Мы все преклоняемся перед умом, силой и мужеством человека, совершившего космический полет.
«Разгадай:
Почему  люди  тянутся  к  Звездам
Почему  в  наших  песнях
Герой- это  сокол?
Почему  все  прекрасное
Что  он  создал,
Человек, помолчав,
Называет – Высоким?»
  Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие. И совершим мы это удивительное путешествие в Галактику.А как она называется,вы сможете узнать,из слов Ломоносова и Розенталя.( Зачитывают предложения,добавляют недостающие слова: причастие, деепричастный оборот.) «Причастие и деепричастие». В него отправятся 3 экипажа знатоков русского языка: «Умники», «Знатоки», «Эрудиты». В каждом из них есть капитаны. Их задача- оценивать работу каждого и вносить результаты сначала в их бортовой журнал, а потом итоговую оценку работы всего экипажа. На столах у вас есть маленькие звездочки, они обозначают оценку: желтый цвет –«3», синий цвет –«4», красный цвет –«5»
Прежде чем отправиться в путешествие, нужно подготовить свои космические корабли. Откройте свои бортовые журналы, запишите сегодняшнее число и тему урока "Космическое путешествие на планету "Причастие и деепричастие".
И вот мы уже направляемся к Галактике, перед нами звездное небо. Во время нашего путешествия мы побываем с вами на многих планетах и звездах Галактики «Причастие», «Деепричастие:«Морфологическая», «Синтаксическая», «Экспериментальная» , «Орфо». Чтобы попасть в Галактику, нужно пролететь сквозь Звездные врата, которые охраняют инопланетяне. Не всех они пропускают через них, а только самых смелых, отважных, а главное – знающих. Вам необходимо ответить на вопросы инопланетян: (2мин.) 1.Что такое причастие? 2.Какова синтаксическая роль причастия в предложении? 3.Чем отличается причастие от деепричастия? 4.Что общего между причастием и деепричастием?

II.Опрос домашнего задания.
1.Заполнение таблицы:отличительные признаки причастия и деепричастия.
На каждое положение таблицы дети приводят примеры из домашнего задания.

Отличительные признаки причастия и деепричастия

Грамматические признаки
Причастие
Деепричастие

1. На какой вопрос отвечает?
Какой? Какая? Какое?

Что делая? Что сделав?


2. Что обозначает?
Признак предмета по действию: человек, который думает – думающий человек
Добавочное действие: смотрел, восхищаясь

3. К какому слову в предложении относится?
К имени существительному: падающие листья; сыновей, учившихся в бурсе
К глаголу: пошли, беспрестанно оглядываясь

4. Как изменяется?
По падежам, числам и родам: глядевший – глядевшая; глядевший – глядевшие; глядевший, глядевшего, глядевшему и т.д.
Не изменяется

5. Какие признаки глагола имеет?
Вид, время, возвратность: глядевший – поглядевший; смеющийся
Вид, возвратность: смотря, посмотрев, рассмеявшись

6. Как образуется (суффиксы)?
ащ-ящ (смотрящий);
ущ-ющ (тающий);
вш, ш (строивший, несший)
ом-ем-им (ведомый, видимый, читаемый);
енн, нн, т (увиденный, прочитанный, сжатый)
а, я (глядя, слыша)
в, вши, ши (поужинав, остановившись, прилегши)

7. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)?
Определением: И вывели на вал скрученных веревками запорожцев.
Обстоятельством: Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи.

8. Когда выделяется на письме знаками препинания?
Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова: Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом.
Одиночное деепричастие и деепричастный оборот всегда выделяются запятыми: Рыдая, глядела она им в очи.

2.Прослушивание лингвистических рассказов об образовании причастия и деепричастия.
Учитель: Итак, вы получили разрешение пройти через Звездные врата и очутились в открытом космосе. Перед нами первая планета «Грамматическая»

4.Выписать глаголы,образовать причастия и деепричастия.

Идея соединить космическое и земное направление человеческой деятельности принадлежит основателю теоретической космонавтики К.Э. Циолковскому. Он говорил о рациональном преобразовании природы нашей планеты силой разума. Люди, утверждал учёный, «изменят поверхность Земли, ее океаны, атмосферу, растения и самих себя»

Соединить- соединивший, соединив
Принадлежит-
· принадлежащий, принадлежа
Говорил- говоривший, говоря
утверждал- утверждавший, утверждая
изменят- изменённый, изменив

Морфологическая планета.
5.Цифровой диктант.
1.Виднейший казахский поэт Олжас Омарович Сулейменов в 1961 году, потрясенный полетом Ю.А.Гагарина написал поэму «Земля, поклонись Человеку!».
2.Человек, пробив земную атмосферу и преодолев земное притяжение,впервые полетел в космос.
3.Тохтар Аубакиров- первый представитель казахского народа,побывавший в космическом пространстве.
4.Сара Нургалиева написала книгу «Знак равенства»,рассказывающую о космической и земной жизни лётчика-космонавта Талгата Мусабаева.
5. Произошли качественные изменения и в области пилотируемых полетов.

1
2
3
4
5

Ст.прич.прош.в.


Дееприч.

Дейс..прич.прош.вр.
Дейс.прич.наст.вр.
Ст.прич.наст.в.


6.Составление диаграммы Венна.Сходство и отличие деепричастия и
причастия.

Причастие Сходство Деепричастие
Особая форма глагола








Планета«Орфо».

7.Почему так объединены части речи?Заполните таблицу примерами.
Слитное и раздельное употребление частицы НЕ
1.С существительными,прилагательными
Невежда,невзгода; неприятель(враг); неправда (ложь),не осторожность,а трусость;невзрачный, небрежный; небольшой(маленький);проблема не простая,а сложная

2.с глаголами,деепричастиями
Не читал,не читая;недоумевая,ненавидел

3.с причастиями
Незамеченный;не проверенные учителем тетради;работа не выполнена;не законченная,а только начатая работа.



Планета «Синтаксическая»
Задание:расшифруйте эту схему:
Деепричастие и деепричастный оборот


·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·,
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·,
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

8. Составьте по данным схемам предложения с деепричастным оборотом,расставляя необходимые знаки препинания.

1.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· ,
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
2.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·,
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
3.
·
·
·
·
·
· ,
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· ,
·
·
·
·
·
·

«Экспериментальная»
9. Замените,где возможно, придаточные предложения причастными оборотами и глаголы причастиями,выпишитепричастияс определяемыми словами.Найдите ответ.
1. Пространство, которое окружает Землю, звезды и планеты. (космос)
Пространство,окружающее Землю,звёзды и планеты.
3.Одежда,которая предназначается для космонавта. (скафандр)
Одежда,предназначенная для космонавта.
4.Кто из женщин первой побывала в космосе? (Валентина Терешкова)
Первая женщина,побывавшая в космосе.
5. Комплекс сооружений,который предназначается для сборки, подготовки к пуску и пуска космических ракет.(космодром)
Космодром -комплекс сооружений, предназначающийся для
сборки, подготовки к пуску и пуска космических ракет.
6.Первый и крупнейший в мире космодром, который располагается на территории Казахстана.
Байконур - первый и крупнейший в мире
космодром,располагающийся на территории Казахстана.

Задание 10. Тестирование
Тестовые задания:
1.Укажите возвратное деепричастие:
а)крича б) улыбаясь в)украшая г)сочиняя
2.Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?
а)Признаки существительного б) наречия в) глагола г)прилагательного
3. В каком ряду все слова являются причастиями? а) истёкши, расплавленный, нырнувший, начав б) выучен, гонимый, увлекая, назначено в) держащий, слышимый, связан, нагретая г) посаженный, побывав, позволено, несерьёзно
4.В каком ряду все слова являются причастиями? а) истёкши, расплавленный, нырнувший, начало б) выучил, гонимый, увлекая, назначено в) держащий, слышимый, связан, нагретая г) посаженный, побывав, позволено, несерьёзно
5. Что такое причастный оборот: а) причастие с определяемым словом б) причастие с зависимыми словами
6.Укажите слово , называющее добавочное действие основного глагола-сказуемого: Тихо улыбнувшись ему, она вошла в комнату. а) улыбнувшись б) тихо в) ему
7.Краткие причастия образуются от: а) действительных причастий; б)страдательных причастий прошедшего времени; в)действительных причастий настоящего времени; г) действительных и страдательных причастий д) действительных причастий прошедшего времени
8.Деепричастный оборот не обособляется: а)Солнце спрятавшись за узкое сизое облако золотит его край. б)Закаркав отлетала ватага чёрных ворон. в) Мы принялись за работу засучив рукава

11.Возвращение на Землю.Подытоживание.
Ну что ж, пришло время покидать Галактику и отправляться домой. Нам снова нужно пролететь "Звездные врата”. А для этого вам нужно написать синквейн Причастие,Деепричастие.
Синквейны: (Причастие (2 прилагательных (3 глагола (Предложение из 4-х слов (Синоним

(Деепричастие (2 прилагательных (3 глагола (Предложение из 4-х слов (Синоним

Вы все успешно провели полет в Галактику . Не справившихся с такой трудной работой, думаю, нет. Капитаны кораблей, поставьте оценки каждому члену вашего экипажа и сдайте на проверку бортовые журналы и ракеты для выставления оценок
14.Оценивание.
15.Домашнее задание:
используя деепричастия, деепричастные обороты,причастия,причастные обороты написать эссе «Сказка,ставшая былью».О чём мечтали люди; когда впервые был совершён полёт?



























Hђ Заголовок 2іђ Заголовок 315