Урок-обобщения по русскому языку в 8 классе на тему «Выразительные возможности односоставных предложений»


Урок-обобщения по русскому языку в 8 классе.
Тема «Выразительные возможности односоставных предложений»
Описание: конспект урока русского языка в 8 классе будет полезен учителям русского языка и литературы. На уроке учащимися осмысляются особенности односоставных предложений, особенности значения слова «усадьба». Через слово раскрывается культура, быт русского народа. Лексическая работа над словом может послужить одним из этапов создания проекта или исследовательской работы.
Цель: 1) обобщение знаний об употреблении односоставных предложений; 2) освоение новых видов работы с текстом и словом в тексте; формирование навыков исследовательской работы; развитие культуры речевого общения; 3) воспитание осознанного отношения к языку и культуре русского народа.
Оборудование:
тексты произведений И.А. Бунина «Антоновские яблоки», С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» глава «Чурасово», И.С.Тургенева «Дворянское гнездо» глава XVIII, стихотворение А.С.Пушкина «...Вновь я посетил…» ( если класс большой, то можно рассмотреть фрагменты произведений Л.Н.Толстого, И.А.Гончарова, И. Северянина)
словари
фотографии с изображениями музеев-усадеб русских писателей
проектор, ноутбук.
презентация
Ход урока.
– Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на очередную беседу о русском языке как источнике нескончаемых открытий. Посмотрите на высказывания выдающихся людей, и скажите, какая задача стоит перед нами.
Это непростое простое предложение. (И.И.Постникова);
«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит» (М.В.Ломоносов).
Люблю обычные слова,
Как неизведанные страны.
Они понятны лишь сперва,
Потом значенья их туманны.
Их протирают как стекло.
И в этом наше ремесло. (Д.Самойлов)
(данные высказывания служат эпиграфом к каждому этапу урока)
– Сегодня мы обобщим знания об односоставных предложениях, рассмотрим их выразительные возможности, попробуем через слово постигнуть культуру русского народа.
Задания на закрепление.
Это непростое простое предложение.
И.И.Постникова
– На предыдущих уроках вы изучили и систематизировали материал об односоставных предложениях. Предлагаю вам несколько заданий на закрепление знаний.

(Раздаю карточки (см. приложение)Над заданиями каждого уровня учащиеся работают самостоятельно, затем проверяем, можно сдать на проверку).
Задания 1 уровня.
Расставьте знаки препинания и сделайте синтаксический разбор 1 предложения, в остальных определите вид односоставных предложений.
Помню раннее свежее тихое утро. (И.А.Бунин) (о-л.)
А в доме старинном так грустно среди (не)погоды ночной! (безл.)(А.К.Толстой)
(Не)бойся скуки деревенской предай забвенью мишуру! (о-л.)(И.Северянин)
(Во)дворе снова становится сумрачно и сыровато. (безл.) (И.С.Тургенев)
Без вещей Пушкина без природы пушкинских мест трудно понять его жизнь и творчество.(безл.) (Гейченко)
После выполнения проверяем.
Задание 2 уровня, первое предложение выполняем вместе с классом.
Найдите двусоставные предложения(1,3, 6) и перестройте их в односоставные неопределенно-личные.
За рекой девушки поют в два голоса.
У нас в доме любили в эту пору «сумерничать» (И.А.Бунин)
Зимою ставни закрывались рано.(А.С.Пушкин)
В новый дом первой впускают кошку. (С. Аксаков)
Через час прислуга запирает двери. (И.С.Тургенев)
Меж тем сено начали копнить. (И.А.Бунин).
Задание 3 уровня. По данным формам составьте предложения, определите их тип.
Глагол 3 лица ед.числа.
Глагол 3 лица мн.числа.
Глагол 2 лица ед.числа.
Глагол среднего рода.
Существительное в им.падеже.
– Согласны ли вы с тем, что простое предложение является очень даже непростым? ( т. к. формы глагола могут употребляться как в двусоставных, так и в односоставных предложениях).
«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит», так писал М.В.Ломоносов.
– Как понимаете это выражение?( отмечаем важную особенность нашего языка, не терпящего избыточности средств выражения одного и того же значения. Использование односоставных предложений делает повествование более лаконичным, динамичным, эмоциональным. Чтобы убедиться в этом, прочитаем отрывок из рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки». Читает отрывок ученик.
– Какова тема и основная мысль отрывка? (это лирическое воспоминание, отрывок о прошлом, о воспоминаниях героя, о событиях, которые происходили в усадьбе, поэтому они наполнены грустью, так как уходит быт, дворянская культура. Воспоминание приятное, но грустное)– Почему герой грустит, тоскует, воспоминание наполнено грустью? (уходит дворянская культура, быт)
– Найдите слова и выражения, которые указывали бы на прошлое, дворянский быт и культуру.
(Дедовские книги в толстых кожаных переплетах, с золотыми звездами на сафьяновых корешках, книги пожелтевшие, толстая шершавая бумага, заметки, гусиным пером, жизнь старинная, мечтательная, портреты аристократически-красивые, полонезы, клавикорды и т.д.(если учащимся еще не знакомы выделенные курсивом слова, можно провести лексическую работу над словами:
Сафьян – тонкая мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет.
Полонез – польский торжественный танец-шествие, а также музыка в ритме этого танца.
Клавикорд – старинный ударный клавишный музыкальный инструмент) – Какие предложения преобладают?( Односоставные назывные)
–Каково их художественное назначение? (назывные предложения сообщают о предмете, явлении в настоящем) также есть безличные, неопределенно-личные, определенно-личные). В данном случае неопределенно-личные, определенно-личные предложения имеют значение обобщенного лица, т.е. действие может производиться любым лицом. В центре судьба не только одного героя, но и общее состояние жизни. Именно эти предложения создают эмоциональную атмосферу доверительности при разговоре автора с читателем.
–Так каковы же возможности односоставных предложений? Почему в некоторых случаях целесообразнее использовать односоставные предложения? (так как «украшению и важности служат», следует сделать вывод о выразительных возможностях односоставных предложений).
IV. Люблю обычные слова,
Как неизведанные страны.
Они понятны лишь сперва,
Потом значенья их туманны.
Их протирают как стекло.
И в этом наше ремесло.
Д.Самойлов
– Как вы считаете, какие это обычные слова?
(«Обычные слова» – слова, которые используют писатели в художественных произведениях, мы в обыденной речи, эти обычные слова наполняются определенным смыслом. Но кроме всего слово может указать и на культуру народа. Сегодня мы будем говорить о слове УСАДЬБА.
– Какие ассоциации вызывает слово УСАДЬБА? (связь поколений, что-то прочное, вечное, большой дом, дворянская усадьба, роща, пруд, музей-усадьба и т.д.) – Что же такое УСАДЬБА, дайте лексическое значение этого слова.
(сообщение по словарям В.И.Даля и С. И.Ожегова о лексическом значении слова)
– Какой синоним можно подобрать к слову? (Дом)
– Между тем слово «Усадьба» не имеет эквивалентов в других языках, так как обозначает понятие характерное для нашей жизни, для жизни русского народа. Дворянская усадьба – это не только место жизни, это традиции семьи, рода, культура дворянская, крестьянская. Мир усадеб разнообразен, богат, в нем отражаются особенности каждой семьи, рода, нашей культуры. Перед вами тексты произведений, проведите небольшое исследование и попытайтесь определить, какие особенности мира дворянской усадьбы отражены в этих отрывках.(учащиеся работают в группах над отрывками произведений (см. приложение) и должны убедиться в том, что усадьба – это малая родина, родительский дом, который наполнен с детства определенным запахом, запахом сена, запахом старых книг, определенными звуками, цветами. Это большая семья, это события, которые происходят в усадьбе, праздники, обряды, традиции. Это «когда хорошо на душе». Это Россия.
Творческая работа.
– Мы убедились, что слово УСАДЬБА очень емкое и приобретает сокровенный смысл. Предлагаю по предложенным вам текстам составить синквейн, где ключевым словом будет слово усадьба.
(УсадьбаВосхитительная, красивая
Люблю, смотрю, удивляюсь
Я знал один кабинет
Воспоминание)(синквейн ученика)
V. Рассмотрим усадьбы выдающихся людей.– Назовите имения, где жили и творили русские поэты и писатели, художники и композиторы (А.С.Пушкин – Михайловское, Л.Н.Толстой – Ясная Поляна, И.С.Тургенев – Спасское-Лутовиново и т.д. сейчас являются российскими культурными ценностями)
– Чем была для них усадьба? (Усадьба для русского человека – это воплощение ценностей. Это детство, семья, традиции семьи, Родина.
VI. Вывод.
– Слово тянет за собой заложенный в нем смысл, толк, определенный порядок. Все это должно быть и в нас с вами. Этот порядок должен быть ориентирован на высшие человеческие ценности.
- Что вы отнесете к человеческим ценностям? (дом, семья, счастливое детство, родина, жизнь) мы должны ценить все то, что оставлено нам историей, а в нашем случае это усадьбы замечательных писателей, которые дают нам возможность узнать об их жизни, быте, культуре и просто восхищаться красотой.
– Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание. Напишите эссе на одну из выбранных тем:
«Вспоминается мне…»
«Семейная реликвия»
«Родительский дом – начало начал…»


Приложение.
Задания 1 уровня.
Расставьте знаки препинания и сделайте синтаксический разбор 1 предложения, в остальных определите вид односоставных.
Помню раннее свежее тихое утро. (И.А.Бунин)
А в доме старинном так грустно среди (не)погоды ночной! (А.К.Толстой)
(Не)бойся скуки деревенской предай забвенью мишуру! (И.Северянин)
(Во)дворе снова становится сумрачно и сыровато. (И.С.Тургенев)
Без вещей Пушкина без природы пушкинских мест трудно понять его жизнь и творчество. (Гейченко)
Задание 2 уровня.
Найдите двусоставные предложения и перестройте их в односоставные неопределенно-личные.
За рекой девушки поют в два голоса.
У нас в доме любили в эту пору «сумерничать» (Бунин)
Зимою ставни закрывались рано.
В новый дом первой впускают кошку.
За обедом нас всегда сажали прямо напротив дедушки.
Через час прислуга запирает двери. (И.С.Тургенев)
Меж тем сено начали копнить. (И.А.Бунин)
Задание 3 уровня.
По данным формам составьте предложения, определите их тип.
Глагол 3 лица ед.числа.
Глагол 3 лица мн.числа.
Глагол 2 лица ед.числа.
Глагол среднего рода.
Существительное в им.падеже.
Отрывок из рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки».Когда случалось проспать охоту, отдых был особенно приятен. Проснешься и долго лежишь в постели. Во всем доме — тишина. Слышно, как осторожно ходит по комнатам садовник, растапливая печи, и как дрова трещат и стреляют. Впереди — целый день покоя в безмолвной уже по-зимнему усадьбе. Не спеша оденешься, побродишь по саду, найдешь в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко, и почему-то оно покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие. Потом примешься за книги, — дедовские книги в толстых кожаных переплетах, с золотыми звездочками на сафьянных корешках. Славно пахнут эти, похожие на церковные требники книги своей пожелтевшей, толстой шершавой бумагой! Какой-то приятной кисловатой плесенью, старинными духами... Хороши и заметки на их полях, крупно и с круглыми мягкими росчерками сделанные гусиным пером. Развернешь книгу и читаешь: «Мысль, достойная древних и новых философов, цвет разума и чувства сердечного»... И невольно увлечешься и самой книгой. Это — «Дворянин-философ». <…> А вот журналы с именами: Жуковского, Батюшкова, лицеиста Пушкина. И с грустью вспомнишь бабушку, ее полонезы на клавикордах, ее томное чтение стихов из «Евгения Онегина». И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою... Хорошие девушки и женщины жили когда-то в дворянских усадьбах! Их портреты глядят на меня со стены, аристократически-красивые головки в старинных прическах кротко и женственно опускают свои длинные ресницы на печальные и нежные глаза...
1 группа С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» глава «Чурасово»  
Я нетерпеливо желал воротиться из шумного Чурасова в тихое Багрово, в бедный наш дом; я даже соскучился по бабушке и тетушке. Но главною причиною скуки, ясно и тогда мною понимаемою, было то, что я мало проводил времени наедине с матерью. Я уже привык к чистосердечному излиянию всех моих мыслей и чувств в ее горячее материнское сердце, привык поверять свои впечатления ее разумным судом, привык слышать ее живые речи и находить в них необъяснимое удовольствие. В Чурасове беспрестанно нам мешали Миницкие, и особенно Александра Ивановна; они даже отвлекали от меня внимание матери, - и много новых вопросов, сомнений и предположений, беспрестанно возникавших во мне от новых людей и предметов, оставались без окончательного решения, разъяснения, опровержения или утверждения: это постоянно беспокоило меня. Сестрицу я любил час от часу горячее; ее дружба очень утешала меня, но я был старше, более развит и мог только сообщать ей свои мысли, а не советоваться с ней. Несознаваемою мною тогда причиною скуки, вероятно, было лишение полной свободы. Я знал только один кабинет; мне не позволяли оставаться долго в детской у братца, которого я начинал очень любить, потому что у него были прекрасные черные глазки, и которого, бог знает за что, называла Прасковья Ивановна чернушкой. Кроме же кабинета и детской, только на короткое время, непременно с Евсеичем, позволяли мне побегать в столовой. Прасковьи Ивановны я не понимал; верил на слово, что она добрая, но постоянно был недоволен ее обращением со мной, с моей сестрой и братцем, которого она один раз приказала было высечь за то, что он громко плакал; хорошо, что маменька не послушалась. Итак, весьма естественно, что я очень обрадовался, когда стали поговаривать об отъезде.
2 группа. Стихотворение « ...Вновь я посетил…» А.С.Пушкина
 ...Вновь я посетилТот уголок земли, где я провелИзгнанником два года незаметных.Уж десять лет ушло с тех пор — и многоПеременилось в жизни для меня,И сам, покорный общему закону,Переменился я — но здесь опятьМинувшее меня объемлет живо,И, кажется, вечор еще бродилЯ в этих рощах.       Вот опальный домик,Где жил я с бедной нянею моей.Уже старушки нет — уж за стеноюНе слышу я шагов ее тяжелых,Ни кропотливого ее дозора.
Вот холм лесистый, над которым частоЯ сиживал недвижим — и гляделНа озеро, воспоминая с грустьюИные берега, иные волны...Меж нив златых и пажитей зеленыхОно, синея, стелется широко;Через его неведомые водыПлывет рыбак и тянет за собойУбогий невод. По брегам отлогимРассеяны деревни — там за ними
Скривилась мельница, насилу крыльяВорочая при ветре...       На границеВладений дедовских, на месте том,Где в гору подымается дорога,Изрытая дождями, три сосныСтоят — одна поодаль, две другиеДруг к дружке близко, — здесь, когда их мимоЯ проезжал верхом при свете лунном,Знакомым шумом шорох их вершинМеня приветствовал. По той дорогеТеперь поехал я и пред собоюУвидел их опять. Они всё те же,Все тот же их, знакомый уху шорох —Но около корней их устарелых(Где некогда все было пусто, голо)Теперь младая роща разрослась,Зеленая семья; кусты теснятсяПод сенью их как дети. А вдалиСтоит один угрюмый их товарищ,Как старый холостяк, и вкруг негоПо-прежнему все пусто.       Здравствуй, племяМладое, незнакомое! не яУвижу твой могучий поздний возраст,Когда перерастешь моих знакомцевИ старую главу их заслонишьОт глаз прохожего. Но пусть мой внукУслышит ваш приветный шум, когда,С приятельской беседы возвращаясь,Веселых и приятных мыслей полон,Пройдет он мимо вас во мраке ночиИ обо мне вспомянет.
3 группа. Отрывок из романа И.С.Тургенева «Дворянское гнездо» глава XVIII.
Часа четыре спустя он ехал домой. Тарантас его быстро катился по проселочной, мягкой дороге. Недели две как стояла засуха; тонкий туман разливался молоком в воздухе и застилал отдаленные леса; от него пахло гарью. Множество темноватых тучек с неясно обрисованными краями расползались по бледно-голубому небу; довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струей, не разгоняя зноя. Приложившись головой к подушке и скрестив на груди руки, Лаврецкий глядел на пробегавшие веером загоны полей, на медленно мелькавшие ракиты, на глупых ворон и грачей, с тупой подозрительностью взиравших боком на проезжавший экипаж, на длинные межи, заросшие чернобыльником, полынью и полевой рябиной; он глядел… и эта свежая, степная, тучная голь и глушь, эта зелень, эти длинные холмы, овраги с приземистыми дубовыми кустами, серые деревеньки, жидкие березы – вся эта, давно им не виданная, русская картина навевала на его душу сладкие и в то же время почти скорбные чувства, давила грудь его каким-то приятным давлением. Мысли его медленно бродили; очертания их были так же неясны и смутны, как очертания тех высоких, тоже как будто бы бродивших, тучек. Вспомнил он свое детство, свою мать, вспомнил, как она умирала, как поднесли его к ней и как она, прижимая его голову к своей груди, начала было слабо голосить над ним, да взглянула на Глафиру Петровну – и умолкла. Вспомнил он отца, сперва бодрого, всем недовольного, с медным голосом, потом слепого, плаксивого, с неопрятной седой бородой; вспомнил, как он однажды за столом, выпив лишнюю рюмку вина и залив себе салфетку соусом, вдруг засмеялся и начал, мигая ничего не видевшими глазами и краснея, рассказывать про свои победы; вспомнил Варвару Павловну – и невольно прищурился, как щурится человек от мгновенной внутренней боли, и встряхнул головой. Потом мысль его остановилась на Лизе.
«Вот, – подумал он, – новое существо только что вступает в жизнь. Славная девушка, что-то из нее выйдет? Она и собой хороша. Бледное, свежее лицо, глаза и губы такие серьезные, и взгляд честный и невинный. Жаль, она, кажется, восторженна немножко. Рост славный, и так легко ходит, и голос тихий. Очень я люблю, когда она вдруг остановится, слушает со вниманием, без улыбки, потом задумается и откинет назад свои волосы. Точно, мне самому сдается, Паншин ее не стоит. Однако чем же он дурен? А впрочем, чего я размечтался? Побежит и она по той же дорожке, по какой все бегают. Лучше я сосну». И Лаврецкий закрыл глаза.
Заснуть он не мог, но погрузился в дремотное дорожное онемение. Образы прошедшего по-прежнему, не спеша, поднимались, всплывали в его душе, мешаясь и путаясь с другими представлениями. Лаврецкий, бог знает почему, стал думать о Роберте Пиле… о французской истории… о том, как бы он выиграл сражение, если б он был генералом; ему чудились выстрелы и крики… Голова его скользила набок, он открывал глаза… Те же поля, те же степные виды; стертые подковы пристяжных попеременно сверкают сквозь волнистую пыль; рубаха ямщика, желтая, с красными ластовицами, надувается от ветра… «Хорош возвращаюсь я на родину», – промелькнуло у Лаврецкого в голове, и он закричал: «Пошел!» – запахнулся в шинель и плотнее прижался к подушке. Тарантас толкнуло: Лаврецкий выпрямился и широко раскрыл глаза. Перед ним на пригорке тянулась небольшая деревенька; немного вправо виднелся ветхий господский домик с закрытыми ставнями и кривым крылечком; по широкому двору, от самых ворот, росла крапива, зеленая и густая, как конопля; тут же стоял дубовый, еще крепкий амбарчик. Это было Васильевское.