Визитная карточка к проекту Что предскажет нам погоду


Автор проекта
Фамилия, имя отчество Высокая Алевтина Николаевна
Регион Камчатский край
Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ Город Петропавловск-Камчатский
Номер и/или название школы/ОУ КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Описание проекта
Название темы вашего учебного проекта
Что предскажет нам погоду
Краткое содержание проекта
Современные дети, живущие в городских условиях, теряют живую непосредственную связь с природой. Виртуальное пространство всё больше заполняет детский мир, негативно отражаясь на психике и гармоничном развитии ребёнка. Обратиться копыту предков, личному опыту обучающихся и перевести их в ряд предметно-практических навыков и умений и социальной компетентности поможет проект «Что предскажет нам погоду».
Народные приметы, являясь многовековым эмпирическим опытом наших предков, не потеряли своей актуальности и сегодня. Каждый климатический пояс имеет свои природные особенности, которые отражены в народных приметах. Но, сопоставляя приметы прошлого с реальной погодой Камчатского региона, мы замечаем некоторые несоответствия.
Программы курсов «Ознакомление с окружающим миром» и «Окружающий мир» предусматривают ознакомление обучающихся с нарушениями слуха с сезонными изменениями в живой и неживой природе, народными приметами. Поэтому, учитывая требования, предъявляемые ФГОС к современному образованию, реализация проекта будет способствовать возникновению личностно-ориентированного интереса к изучению природы родного края.
Проект предусматривает интеграцию всех образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
В ходе исследовательско-творческой деятельности предполагается активное сотрудничество с родителями и сторонними организациями (ГУ «Камчатское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», МБУК «Центральная городская библиотека» для детей и юношества имени Г.Г. Поротова). Обучающиеся будут привлечены к участию в природоохранной акции на площади им. В.Ленина, проспекте 50 лет Октября, улицах Молчанова и Тельмана, Толстого. Ежедневные наблюдения за погодой осенью и сезонными изменениями в живой и неживой природе, фиксирование и обработка информации, работа в группах, экскурсии, решение творческих задач будут способствовать непосредственному контакту с природой. Дети научатся культуре поведения на улице, товарищества в ходе практической деятельности.
Данный проект может быть использован для проведения в детских домах творчества, детских садах. Проект будет интересен учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям старших и подготовительных групп, а также заинтересованным родителям.
Предмет(ы)
Ознакомление с окружающим миром (Разделы «Город, в котором я живу», «Родная природа», «Жизнь и деятельность человека»);
Окружающий мир (Разделы «Человек и общество», «Человек и природа»);
Русский язык (Раздел «Практическое овладение основными значениями грамматических форм имен существительных и временных форм глаголов»);
Чтение (Рассказы «И грустно, и радостно... » По И. Сладкову;«Осень»В. Жуковский; «Почему ноябрь пегий» По Н. Сладкову);
Развитие речи (Раздел «Осень - дни ненастные, листья жёлто-красные»);
Предметно-практическое обучение (Аппликационные работы. Альбом «Сад и огород»; Работа с разными материалами «Коллекция листьев, плодов, семян»);
Материальные технологии (Раздел «Выращивание растений: осенний период»);
Компьютерные технологии (Раздел «Обработка и поиск информации»).
Класс(-ы)
3, 5 классы
Приблизительная продолжительность проекта
20.09.2016 - 31.10.2016
Основа проекта
Образовательные стандарты / Цель и задачи проекта
Начальная школа как первая обязательная ступень общего образования призвана внести существенный вклад в решение задач социализации детей через формирование и развитие их социальной компетентности и социальных компетенций. Развитие социальных компетенций включено в перечень требований к личностным результатам обучающихся, установленных ФГОС начального общего образования.
Основу социальной компетентности составляют знания об обществе, правилах и способах поведения в нем. И это не только сведения о мире, стране, регионе, школе, семье, но и особенности взаимодействия людей, традиции, нормы и правила поведения.
В осуществлении задач воспитания, образования и развития глухих учащихся, в формировании и развитии представлений об окружающем мире, в котором они живут, важную роль играют курсы природа родного края, ознакомление с окружающим миром и окружающий мир.
Проектная деятельность служит средством комплексного решения задач. Через проектную деятельность осваиваются основы исследовательской деятельности, создаётся ситуация успеха. В специально организованной деятельности, в непосредственном опыте ребенка формируются социальные умения и навыки. Сочетания обязательного содержания и сверхсодержания, а также многоаспектная структура заданий и дифференцированная система помощи создают условия для мотивации продуктивной познавательной деятельности у всех обучающихся, в том числе и одаренных и тех, кому требуется педагогическая поддержка. Содержательную основу для такой деятельности составляют практические работы, работы с натуральными объектами, представление заданий в разных формах (рисунки, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т.д.), которые способствуют развитию критичности мышления, интереса к умственному труду.
Таким образом, при изучении данных курсов в начальной школе с использованием приемов и методов проектной деятельности, расширяется кругозор, словарный запас обучающихся как в области предмета, так и в окружающей действительности, возникает личностно-ориентированный интерес обучающихся к изучению природы, истории родного края, формируется социальный опыт в труде и общении.
Цель проекта: создание условий для формирований представлений, связанных с внимательным наблюдением за природными явлениями и их взаимосвязью с продуктом трудовой деятельности человека.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
обогатить личный опыт глухих обучающихся путем проведения с ними систематических наблюдений за погодой осенью и сезонными изменениями в живой и неживой природе;
раскрыть взаимосвязь настроения и состояния здоровья окружающих людей от сезонных изменений;
показать связь, взаимодействие и влияние человека на окружающую природу;
выяснить влияние различных погодных условий на живую и неживую природу;
активизировать и расширять словарный запас у учащихся по темам «Народные приметы», «Наблюдения за природой».
Коррекционно-воспитывающие:
воспитание групповой сплочённости, межличностной симпатии;
воспитание открытости для новых контактов и культурных связей;
пробуждение познавательно-поисковой инициативы.
Коррекционно-развивающие:
формирование у детей способность самостоятельно мыслить;
формирование у детей умения добывать и применять знания;
формирование у детей способность тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия;
работать над формированием связной речи;
развивать слуховое восприятие обучающихся;
развитие творческого воображения и творческих способностей.
Коррекционно-социализирующие:
приобщение к нормам и ценностям общества;
обучение общению.
Прогнозируемый результат (должны знать и уметь):
определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия;
выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности;
проводить наблюдения;
строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.
Ожидаемые результаты обучения
После завершения проекта обучающиеся приобретут следующие универсальные учебные действия, знания и умения:
Личностные универсальные учебные действия:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей;
основы экологической культуры: готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Регулятивные универсальные учебные действия:
понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной деятельности;
определять последовательность действий при выполнении учебной задачи;
оценивать свою учебную деятельность в сравнении с деятельностью одноклассников;
самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда;
учиться пооперационному контролю учебной работы своей и товарища;
учиться планировать основные этапы выполнения учебной задачи;
уметь работать самостоятельно, в паре с товарищем.
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
строить сообщения в письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
понимать и выполнять поручения, выразить просьбу, желание, побуждение;
задавать вопросы и отвечать на них;
участвовать в диалоге на основе слухозрительного восприятия устной речи;
рассказывать об экскурсии, используя зарисовки, сделанные до экскурсии и во время нее;
выражать согласие, несогласие с высказыванием собеседника;
уметь выразить понимание или непонимание в ходе беседы.
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные результаты обучения:
знать (назвать и определять):
характерные признаки времен года в своей местности, а также некоторые взаимосвязи в неживой и живой природе;
особенности, значение и зависимость от изменений в природе сезонного труда людей Камчатского края;
названия и различия местных растений — не менее 3-4 деревьев 2-3 кустарников, 3-4 травянистых растений;
названия и различия во внешнем виде и использовании человеком 4-5 растений поля;
особенности перелетных и зимующих птиц;
названия и различия 10 диких животных (черви, членистоногие, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, птицы, звери).
уметь:
вести наблюдения в природе по заданиям и фиксировать их;
измерять температуру воздуха с помощью термометра;
охранять своё здоровье от простудных заболеваний;
в доступной форме охранять растения и животных;
устно описывать предмет, природное явление, расспрашивать о предмете или явлении;
самостоятельно составлять пооперационный и краткий планы работы.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
удовлетворения познавательных интересов о родном крае, родной стране, нашей планете.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос Что было бы, если бы люди не могли прогнозировать погоду?
Проблемные вопросы учебной темы Как раньше люди определяли погоду?
Какие сегодня существуют методы прогноза?
Совпадают ли народные приметы о погоде с современными прогнозами?
Учебные вопросы Какие осенние приметы используют люди в своей деятельности?
Чем занимается агроном?
Что такое ветер, облачность, осадки?
Назовите другие явления природы.
Чем измеряется температура воздуха?
Кого называют метеорологом?
Что такое прогноз?
Кто делает прогнозы сегодня?
С помощью чего делает прогнозы синоптик?
План оценивания
График оценивания
До работы над проектом Ученики работают над проектом и выполняют задания После завершения работы над проектом
мозговой штурм;
индивидуальная карта «ЗИУ»;
диагностическая карта «ЗУН»;
триада вопросов;
критериии оценивания продуктов деятельности (анкета). • HYPERLINK "http://educate.intel.com/ru/AssessingProjects/AssessmentStrategies/EncouragingSelfDirectionAndCollaboration/ap_self_assessment.htm" Самооценка
• Рефлексия
• Отчеты по выполнению проекта Защита проекта
Описание методов оценивания
Планы проекта являются соглашениями между учителями и учениками, в них обговариваются такие компоненты проекта как цели, процесс достижения, график работы, критерии оценивания обучения. План может создаваться учениками, но в начальных классах только начинает формироваться навык проектной деятельности, поэтому план создаётся при поддержке учителя. Когда у учеников есть план, он помогает им отслеживать прогресс в обучении, поправлять недочеты, отражать процесс и просить поддержки, в случае необходимости. Этот метод позволяет удерживать равновесие между выбором учеников и их ответственностью за возложенные ожидания.
Используя самооценивание и рефлексию, ученики учатся оценивать собственную работу и улучшать ее. Чтобы научиться оценивать собственное обучение, ученики нуждаются в ясных целях обучения, возможности создать качественную работу, в постоянной обратной связи и в возможности корректировать свою работу, перед тем как ее выполнить.
Отчеты по продвижению проекта помогают ученикам записывать свое продвижение и пояснять новые моменты в понимании изучаемого материала. Отчет может быть в виде черновика проекта или обзора данных.
Сведения о проекте
Необходимые начальные знания, умения, навыки
На старте проекта обучающимся необходимо:
Иметь некоторые представления:
о сезонных явлениях в природе;
о приспосабливаемости живых существ к сезонным изменениям в природе;
о сезонных осенних работах людей;
о возможности поиска информации в различных источниках.
Уметь:
вести наблюдения, анализировать увиденное и делать простейшие выводы;
понимать смысл элементарных загадок, пословиц;
работать с бумагой, красками, пластилином, ножницами;
вырезать предметы по контуру;
узнавать предметы по характерным частям;
сравнивать два предмета, составлять группы предметов по заданным признакам.
Знать:
правила поведения на природе;
правила работы в группе;
правила работы с клеем, ножницами;
некоторые литературные произведения, стихотворения, сказки.
Учебные мероприятия
1 этап. Погружение в проект
Вхождение в проект через составление календаря погоды и наблюдений за осенними изменениями в природе.
Заполнение индивидуальной карты «ЗИУ» на начальном этапе.
Просмотр и обсуждение презентации «Народные приметы».
Определение лексического значения и функциональных обязанностей профессий «Метеорологи», «Синоптики», «Агрономы».
Обсуждение и формулирование цели проекта.
Обсуждение проблемных вопросов проекта.
Создание исследовательских групп: «Метеорологи», «Синоптики», «Агрономы».
2 этап. Планирование деятельности
Определение круга источников информации.
Поиск необходимой информации в школьной библиотеке, МБУК "Центральная городская библиотека" для детей и юношества имени Г.Г. Поротова, в интернете.
Знакомятся с профессиями «метеоролог», «синоптик» во время экскурсии в с ГУ "Камчатское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды".
Знакомство с профессией «агроном» на уроке материальных технологий.
Обсуждение различных вариантов (способов) хранения и систематизации собранной информации.
Распределение ролей в группах.
Продуктивное взаимодействие внутри группы и с участниками других групп.
Планирование деятельности по решению задач.
Беседы совзрослымы (педагогами, воспитателями, библиотекарями, родителями, подсобными рабочими).
Соблюдение правил техники безопасности.
Соблюдение временных рамок этапов деятельности.
Ведение фотосъёмки.
Продумывание продукта групповой деятельности.
Проводение оценки результатов данного этапа работы.
3 этап. Осуществление деятельности по решению проблемы
Просмотр фотографий, иллюстраций книг по теме проекта.
Знакомство с информацией по теме проекта на бумажных и электронных носителях.
Ведение кратких записей, зарисовок своих наблюдений.
Обращение за помощью к взрослым.
Оформление «Дневниканаблюдений».
Изготовление макета «Берёза».
Изготовление макета «Термометр».
Осуществление промежуточного обсуждения полученных данных в группах.
Соблюдение правил техники безопасности.
Соблюдение временных рамок этапов деятельности.
Ведение фотосъёмки.
Проводение оценки результатов данного этапа работы.
4этап. Оформление результатов
Оформление проекта (с помощью педагога).
Изготавление презентации.
Участие в коллективном анализе проекта.
Оценка своей роли в проекте.
Анализ выполненного проекта.
Выяснение причин успехов, неудач.
Анализ достижений поставленной цели.
5этап. Презентация результатов
Выбор (предложение) формы презентации.
подготовка презентации.
Оформление портфолио.
Консультация с учителем.
Репетиция предстоящей презентации результатов проектной деятельности.
Защита проекта.
Выступление в качестве эксперта (задают вопросы и высказывают критические замечания на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса).
Заполнение индивидуальные карты «ЗИУ» на конечном этапе.
Материалы для дифференцированного обучения
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) Работа в разновозрастных группах позволяет учащимся общаться между собой, помогать друг другу, выбрать то направление исследований и последовательность практических действий, которое вызывает больший интерес и реальность выполнения:
поиск информации для проекта;
поиск и анализ информации в Интернете;
компьютерная обработка результатов и представление их средствами компьютерных и Интернет-технологий;
практическая экспериментальная деятельность;
фотографирование;
оформление;
объяснение, проведение экскурсий, наблюдений.
Ученик, с нарушением слуха На больших переменах, на уроках индивидуально, в парах, в группе проводитсяслуховая словарная работа, работа по составлению ответов на вопросы, работа с деформированным тестом и т.д.
Одаренный ученик Индивидуальный выбор в средствах дифференцированного обучения.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)
Аппаратное оборудование:
звукоусиливающая аппаратура;
фотоаппарат;
флеш-карта;
компьютеры;
проектор;
сканер;
принтер.
Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
Программное обеспечение:
программы обработки изображений,
текстовые редакторы,
программы электронной почты,
мультимедийные системы,
интернет-ресурсы.
Материалы на печатной основе Волкова К.А. Методика обучения глухих детей произношению: учеб.пособие / К.А. Волкова, В.Л. Казанская, О.А. Денисова. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 317 с
Граш Н.Е. Чтение и развитие речи: учеб. для 3 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений I вида / Н.Е. Граш. - М.: ВЛАДОС, 2014. -95 с
Граш Н.Е. Чтение и развитие речи: учеб. для 4 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений I вида / Н.Е. Граш. - М.: ВЛАДОС, 2014.- 98 с
Зыкова Т.С. Дидактический материал по предметно-практическому обучению. Приложение к учебнику «Развитие речи» для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида / Л.И. Руленкова, Т.С. Зыкова. – М.: Просвещение, 2006. - 48 с
Зыкова Т.С. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей / М.А. Зыкова, Т.С. Зыкова. – М.: Академия, 2002. - 236 с
Зыкова Т.С. Развитие речи в школе для глухих детей: метод.пособие / Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова. - М.: Просвещение, 2011.
Зыкова Т.С. Развитие речи. 3 класс / Т.С. Зыкова, Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2012.- 168 с
Зыкова Т.С. Русский язык и развитие речи. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 1-го вида / Т.С. Зыкова, З.Г. Кац, Л.И. Руленкова. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 102 с
Клепинина З.А. Природоведение. Учебник для учащихся 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида / З.А. Клепинина, М.Ф. Титова. – М.: ВЛАДОС, 2008. - 149 с
Клепинина З.А. Рабочая тетрадь по природоведению: 3 класс. специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида / З.А. Клепинина, М.Ф. Титова. – М.: ВЛАДОС, 2008. - 46 с
Комаров К. В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: Учеб.пособие для вузов / К. В. Комаров. – 2-к изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. - 324 с
Красильникова О. А. Формирование грамматического строя речи слабослышащих школьников: Учебно-методическое пособие / Г. А. Киреева., О.А. Красильникова. – СПб.: КАРО, 2005. - 269 с
Красильникова О. А., Киреева Г. А. Формирование грамматического строя речи слабослышащих школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005. - 185 с
Методика преподавания развития речи в школе глухих: Учеб.для студ./ Под ред. Л.М. Быковой. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 168 с
Методика преподавания русского языка в школе глухих/ Под ред. Л.М. Быковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 186 с
Никитина М.И., Красильникова О.А., Чтение и развитие речи: учебно-методическое пособие - СПб.: КАРО, 2006. - 214 с
Окружающий мир. Рабочая тетрадь к учебнику для 3-го класса: Обитатели Земли. В 2 ч. Ч.1 / А.А. Вахрушев, руководитель; О.В. Бурский, А.С. Раутиан. - М.: Баласс, 2012. - 67 с
Окружающий мир. учебник для 3-го класса: Обитатели Земли. В 2 ч. Ч.1 / А.А. Вахрушев, руководитель; О.В. Бурский, А.С. Раутиан. - М.: Баласс, 2007. - 86 с
Окружающий мир: Учеб. для 4 кл. специальных (коррекционных) общеобразоват. учреждений I вида (для глухих детей)/ Э.П. Гроза; Под ред. Т.С. Залялова. – 2-е изд., перераб.– М.: Просвещение, 1996. - 187 с
Окружающий мир: Учеб. для 4 кл. четырёхлет. нач. шк. В 2 ч. / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др. – 3-е изд.– М.: Просвещение, 2002. - 276 с
Окружающий мир: Учеб. для 6 кл.специальных (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида / Г.М. Капустина , М.Г. Перова; Под ред. Т.С. Залялова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005. - 124 с
Русский язык: учебник для 3 класса, специальных (коррекционных) образовательных учреждений  II вида / А.Г. Зикеев.- В 2ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 126 с
Соловейчик М.С. Развитие речи в начальных классах: Теория и практика обучения. / М. С. Соловейчик и др. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 98 с
Титова М.Ф. Изучение природы в 1-3 классах школ глухих: Книга для учителя / М.Ф. Титова. – М.: Просвещение, 1983. - 237 с
Титова М.Ф. Изучение природы в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1и 2 вида (пособие для учителя) / М.Ф. Титова. – М.: Просвещение, 1983. - 86 с
Другие принадлежности Физическая карта России;
Физическая карта Камчатского края;
План города Петропавловска-Камчатского;
Личные фотоархивы авторов проекта.
Интернет-ресурсы http://obuchonok.ru/etapy - Этапы исследовательской работы
http://standart.edu.ru/. - Министерство образования и науки
http://www.schoolbase.ru/ - Всероссийский школьный портал
Агроном [Электронный курс]. - URL: http://trud-ost.ru/?p=76139
День осенний [Электронный курс]. - URL: http://www.liveinternet.ru/users/an_ushka/post101140756/
Зонд метео [Электронный курс]. - URL: http://www.chitalnya.ru/board/2011-01-30/20/
Листва [Электронный курс]. - URL: http://stat18.privet.ru/lr/0b1cd0dc68cfd30d4c059811f918ffbb
Народные приметы о погоде [Электронный курс]. - URL: http://daychel.ru/upload/iblock/5bb/5bb55757200bc6d6654dd3b23cbafcce.jpgНоябрь у порога[Электронный курс]. - URL: http://foto.rambler.ru/photos/4f683a7f-290b-9c04-9c2d-7ff6aba71099/
Осенний лист дрожит[Электронный курс]. - URL: http://www.mareev.su/rubric20/entry450/
Осенний шум [Электронный курс]. - URL: http://www.flora.sinbir.ru/pic/matimat2.jpg
Осень золотая [Электронный курс]. - URL: http://clubs.ya.ru/4611686018427455220/replies.xml?item_no=277509
Очей очарованье[Электронный курс]. - URL: http://www.24open.ru/VANIK4398794/blog/?gotodate=2010-09-03
Погода осенью [Электронный курс]. - URL: http://fotki.yandex.ru/users/shorann/view/37417/
Поздняя осень [Электронный курс]. - URL: http://www.naturephoto.ru/Spring.htm
Полная луна [Электронный курс]. - URL: http://udf.by/uploads/posts/2010-02/1267010136_get_img-1.jpg
Смайлики [Электронный курс]. - URL: http://www.lenagold.ru/fon/clipart/alf.html
Солнце светит[Электронный курс]. - URL: http://fotki.yandex.ru/users/as-hunter/favorited
Трава пожелетела [Электронный курс]. - URL: http://arxangelo.wordpress.com/tag/%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B0/
Туча кроет небо[Электронный курс]. - URL: http://valeurs.su/verbnoye-voskresenye.html
Другие ресурсы Помощь экскурсоводов, учителя, библиотекаря, других обучающиеся школы-интерната, родителей.