Программа внеурочной деятельности Театральная мастерская


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №59» г. Курска
Принята
педагогическим советом
школы
протокол №_____
от «____»августа 201__г.

Утверждена
Приказом № ___ от
«___»________201_ г.
Директор МБОУ «СОШ
№59»
_______ И.А. Антоненко

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Театральная мастерская»
(общекультурное направление)
в 3 классе
на 2015 – 2016 учебный год
Учитель: Гончарова Ирина Евгеньевна
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральная мастерская" для 3 класса составлена на основе авторской программы курса «Театр» для начальной школы; для обучающихся 3Б, 3Г класса, автора И.А.Генераловой (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2012).
Цель данного курса: воспитание гармонически развитой, творческой личности средствами театра.
Задачи данного курса:
способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;
помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;
через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.
Программа рассчитана на 68 ч, в т. ч. на практическую работу отводится 36ч, из них на зачетные уроки- 4ч.
Содержание программы направлено на освоение обучающихся базовых знаний , формирование базовых компетентностей и универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися ООП. Данная программа включает все темы , предусмотренные авторской программой учебного курса.
Изменения, внесенные в текст авторской программы, взятой за основу при написании рабочей программы учебного курса:
Изменения Обоснования
Весь учебный процесс по предмету "Театр" И.А. Генераловой построен с расчетом один час в неделю, а для изучения учебного курса "Театральная мастерская" изменяется количество часов до 2 часов в неделю. Увеличивается продолжительность занятия 2 академических часа, с перерывом на отдых 10 минут в соответствии с нормами СанПина. 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся, с целью отработки навыков актерского мастерства.
Особенности класса , в котором будет реализован данный курс
Занятия в "Театральной мастерской " доступны для всех желающих вне зависимости от их психологических, физиологических особенностей. При общении с детьми выявляются их творческий потенциал, умение выразительно читать, ритмика, музыкальные увлечения, пластика.
Возраст обучающихся 9-10 лет, так как это наиболее подходящий период для игры в театр. Ребенок готов к этому и психологически и физиологически: у него появились новые интересы, он жаждет освоить новые виды деятельности — ему наверняка захочется побыть и декоратором, и осветителем, и костюмером. Количество обучающихся в театральном кружке 10-15 человек.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
Пособия для учащихся:
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
2-й  класс. – М.: Баласс, 2012. – 48 с.
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
3-й  класс. – М.: Баласс, 2012. – 48 с.
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
4-й  класс. – М.: Баласс, 2012. – 48 с.
Пособия для учителя:
Генералова И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.-с.331-334
Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280с.
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. – 2000. – 96 с.
Соловейчик С.Л. Учение с увлечением [ Текст ] С.Л. Соловейчик// 2-е изд.- М.: Дет. Лит., 1779.-176 С.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности: Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.
Ресурсы Интернета
-http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm Ганелин, Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр».
- youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc Похмельных,A.A. Образовательная программа «Основы театрального искусства».
 -http://www.kidkid.ru/mult1.html  Советские мультфильмы, пазлы.
-http://littlehuman.ru/393/ Сборник детских скороговорок.
Характерные для курса "Театральная мастерская" формы
организации деятельности обучающихся являются:
игра
беседа
иллюстрирование
изучение основ сценического мастерства
мастерская образа
мастерская костюма, декораций
инсценирование прочитанного произведения
постановка спектакля
посещение спектакля
работа в малых группах
актёрский тренинг
экскурсия
выступление
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания.
Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость. Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Наряду с занятиями в школе обязательным является экскурсии в театр, затем анализ увиденного в группе. Это не традиционные «походы» с учителем в театр, а семейный просмотр спектакля с одним из своих родителей. Для каждой возрастной группы составляется примерный план просмотра спектаклей на учебный год, который может корректироваться, и включать в список премьеры, гастрольные и фестивальные спектакли.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в начальной школе даются общие представления о его специфике.
Формы контроля освоения обучающимися содержания .
Так как программа «Театральная мастерская» является развивающей, то она не предполагает строгих критериев контроля по результатам образования. Полученные в процессе обучения навыки театрального искусства реализуются обучающимися непосредственно в творческой работе, то есть в таких мероприятиях, как спектакль, театрализованное представление, творческие отчеты-показы занятий, театрально-литературные композиции.

Промежуточный контроль: после каждой темы проводятся уроки-показы.
Итоговый контроль: готовится в течение полугода одноактный спектакль. Работа каждого исполнителя в нем оценивается по степени овладения нижеперечисленными умениями и навыками.
Общая характеристика программы курса
"Театральная мастерская" по организации
внеурочной деятельности

Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю, продолжительность занятия 2 академических часа, с перерывом на отдых 10 минут в соответствии с нормами СанПина. 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, посещение спектаклей.
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.
При организации работы с детьми рекомендуется использовать как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные: посещение театров, музеев, выставок, тематических экскурсий; просмотр спектаклей; использование игр и упражнений из театральной педагогики, тренингов и импровизаций, сюжетно-ролевых игр, работу с подручным материалом и изготовление макетов декораций, бутафории, пальчиковых, перчаточных кукол и марионеток.
Методы работы на занятиях:
Метод создания ситуации успеха на занятиях по программе является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребенок добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «легкости» процесса обучения.
Метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием концентрации внимания и эмоционального побуждения.
Метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких, образных текстов, музыкального сопровождения.
Метод использования различных игровых форм в организации деятельности детей.
Метод перевода игровой деятельности на творческий уровень представляет собой введение в хорошо известную и привычную для детей игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий.
Отличительными особенностями и новизной программы является:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка
средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы связана с тем, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребёнку раздвинуть рамки в постижении мира, «заразить» его добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана для обучающихся начальных классов, на 3 года обучения. 2 год обучения(3класс):
«Волшебные краски чудесной страны» или в мастерской художника.
«На берегу прекрасных звуков в стране скрипичного ключа» или музыка в театре.
На реализацию курса «Театральная мастерская» в 3 классах отводится 68 часов в год (2 часа в неделю). Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий 1 раз в неделю. Продолжительность занятия –2 академических часа. Ввиду того, что программа является примерной, допускается коррекция часов в соответствии с требованиями СанПиНа.
Ценностные ориентиры содержания курса
Данная программа основной акцент делает на развитие и формирование средствами театрального искусства определенных духовно-нравственных качеств в воспитании детей. Все упражнения, этюды, выбор тем для практических занятий, беседы, экскурсии, творческие поездки, просмотр спектаклей — все перечисленное подчинено одному: полезно ли это ребенку, не навредит ли ему? Задача театральных занятий — подготовить почву, сделать ее достаточно восприимчивой, чтобы упавшее зернышко добра в будущем принесло свои плоды — чем раньше, тем лучше.
Педагог имеет возможность средствами театрального искусства стихийное развитие личности делать целенаправленным, помочь приобрести навыки общественной и способствовать развитию духовной жизни, приобрести новый опыт общения, общения в любви, который вместе с тем не поддается никакому рациональному регулированию. Основа детского театра — это духовно- нравственная атмосфера, складывающаяся в межнациональном и межконфессиональном коллективе, объединенном общей творческой задачей. Учиться театру — это еще и учиться общению, взаимопониманию в процессе создания драматургического произведения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные УУД:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценирование.
Коммуникативные УУД:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Содержание программы
Программа курса «Театральная мастерская» в начальной школе, второй год обучения включает разделы:
1. Создание спектакля.
2. Театральные профессии.
3. Пластилиновый мир.
4.Истории про театр.
5.Музыкальный театр.
6. Театральное мастерство. Этюд.
Для изучения данных разделов рекомендуется использовать пособие для дополнительного образования. Генераловой И.А. Театр. 3-й  класс.
Второй год обучения и воспитания театром начинается с повторения
пройденного материала, а продолжается знакомством с такой технической
мастерской, как мастерская художника-декоратора, художника-костюмера,
реквизитора, бутафора. Ребята не только теоретически ознакомятся с работой
художника, но и сами выступят в этой роли: будут рисовать эскизы к
известным сказкам, театральные афиши и билеты, зарисовывать свой
ассоциативный ряд, возникший под ту или иную музыку. Вводится ряд тем из истории театра. Сравнительно большое количество игр-упражнений на развитие слуха, слухового внимания, чувства ритма, фантазирования на музыку.
Создание спектакля. (10ч.) Работа драматурга, режиссера. Знакомство с мастерской художника декоратора, костюмера, сценографа. Живопись и декорация.
Театральные профессии. (12ч.) Бутафор, реквизитор, театральный художник, художник-декоратор.
Пластилиновый мир. (4ч.) Скульптор, пластилиновая сказка.
Истории про театр. (20ч.) Театр"Глобус", театр Шекспира, театр под крышей, театр кукол, современный театр.
Музыкальный театр.(14ч.)Опера и балет, оперетта и мюзикл. Зрелищные виды искусства: кино, театр, эстрада, мультипликация, цирк.
Театральное мастерство. Этюд.(8ч.) Этюд в работе актера над ролью. Отработка этюдов, направленных на развитии фантазии, внимания и актерской уверенности.
Тематическое планирование
№ Название
раздела Количество часов Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Всего Теория Практика 1 Создание
спектакля 10 5 5 Обучающиеся прослеживают путь от литературного текста через все театральные цеха до спектакля на сцене.
2 Театральные профессии
12 6 6 Знакомятся с людьми, которые причастны к созданию спектакля. На практических занятиях изготавливают реквизит, бутафорию, декорации.
3 Пластилиновый мир 4 2 2 Знакомятся с таким понятиям как: скульптор.
Разыгрывание сказки с пластилиновыми героями.
4 Истории про театр. 20 10 10 Знакомство с устройством театра, этикой поведения в театре, на практических занятиях готовят сообщения о разных видах театра, пишут сочинения о театре.
5 Музыкальный театр. 14 7 7 На практических занятиях используются игры, упражнения на развитие слуха, слухового внимания, чувства ритма, фантазирования на музыку.Взаимодействуют в группах. Участники знакомятся с разными видами музыкального спектакля.
6 Театральное мастерство.
Этюд. 8 2 6 Этюд в работе актера над ролью. Отработка этюдов, направленных на развитии фантазии, внимания и актерской уверенности. Чтение учителем сказок. Выбор ролей, разучивание. Участвуют в обсуждении декораций и костюмов.
Итого: 68 32 36 Планируемые результаты изучения программы:
Учащиеся должны знать:
историю театра Древней Греции, особенность древнегреческого театра, театр «Глобус»,
историю появления первого театра под крышей,
современный театр,
устройство зрительного зала, понятия «сцена», «авансцена», «рампа»,
«партер», «амфитеатр», «бельэтаж», «ложа», «балкон»; театральные цеха;
виды театрального искусства;
виды кукол;
цирк, цирковые профессии;
синтетическая природа театра,
роль зрителя в театре
Учащиеся должны уметь :
пользоваться словесными воздействиями,
размещать тело в сценическом пространстве;
сочинять, подготавливать и выполнять этюды с заданными обстоятельствами,
действовать с воображаемыми предметами;
создавать пластические импровизации под музыку разного характера;
создавать образы с помощью жестов и мимики;
анализировать работу свою и товарищей.
Планируемые воспитательные результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура).
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Календарно-тематическое планирование
Дата № урока № урока
В разделе Тема урока в разделе Приложение
Раздел 1. «Создание спектакля» (10 ч.)
1 1 Путь от литературного текста через все театральные цеха до спектакля на сцене. 2 2 Работа драматурга. Работа режиссера: распределение ролей и репетиции по выбору
драматического или кукольного
спектакля. 3 3 Знакомство с мастерской
художника декоратора,
костюмера, сценографа. 4 4 Живопись и декорация: назначение, сходства и различие. Повторение «эскиз», «афиша». 5 5 Нарисовать афишу с необходимой информацией на ней. Обсуждение спектакля. Повторение игровых тренингов. Раздел 2. «Театральные профессии» (12ч.)
6 1 Бутафория – бутафор.
Изготовление и назначение в
спектакле. 7 2 Реквизит – реквизитор.
Изготовление и назначение в
спектакле. 8 3 Театральный художник. 9 4 Изготовление и назначение
декорации в спектакле.
Я художник – декоратор. 10 5 Кого можно назвать настоящим художником. Цвет и время года. Цвет и предмет. Человек и время года. 11 6 Палитра для красок и палитра
чувств. Значение света и цвета в
жизни и театре. Раздел 3. «Пластилиновый мир» (4ч.)
12 1 Тело – материал для актера.
Этюды «Скульптор», «Сад». 13 2 Художник – скульптор и
используемый им материал.
Разыграй «Пластилиновую
сказку». Обсуждение спектакля. Игровой тренинг. Раздел 4. «Истории про театр» (20ч.)
14 1 Происхождение театра.
Муза театра. 15 2 Вид древнегреческого театра. Театр «Глобус». 16 3 Театр Шекспира. Театр под крышей. 17 4 Вид театра в конце 19 века.
Первые декорации. Современный театр. 18 5 «Нарисуй театр твоей мечты».
Устройство зрительного зала.
Понятия «сцена», «авансцена»,
«рампа»,«партер», «амфитеатр», «бельэтаж», «ложа». 19 6 Игра «Построй театр». Театральный билет. Назначение билета и его изготовление. 20 7 Театр кукол. История появления кукол. Куклы в Древнем Египте и Африке. 21 8 Кукла в твоей жизни. Виды кукол. Кукольные театры. Изготовление куклы. Обсуждение спектакля. 22 9 Игра «Что? Где? Когда?» Сообщения: «О профессии
режиссера и актера». Мини-сочинение «Мой любимый актер» 23 10 Зритель в театре. Зритель - обязательная и составная театра. Этика поведения в театре. Раздел 5. «Музыкальный театр» (14ч.)
24 1 Знакомство с разными видами
музыкального спектакля: опера,
балет, мюзикл, оперетта.
Упражнения на развитие ритма и внимания. 25 2 Опера. История появления оперы. Шедевры оперной музыки. 26 3 Балет. История возникновения балета. Роль музыки в балете.
Шедевры балетного искусства. 27 4 Оперетта и мюзикл. Музыка в красках. 28 5 Музыкальные театры.
Роль музыки в жизни каждого
человека и в спектакле. 29 6 Зрелищные виды искусства: кино, театр, эстрада, мультипликация, цирк. 30 7 Музыкальное сопровождение.
Звуки и шумы. Раздел 6. «Театральное мастерство. Этюд.» (8ч.)
31 1 Этюд в разных видах искусства.
Театральный этюд. 32 2 Этюды «Знакомство» и «Ссора», «В театре», «Покупка театрального билета». 33 3 Репетиция лучших сценических историй, этюдов, наиболее
удачных игровых упражнений.
Подготовка выставки лучших
детских работ: эскизов и макетов декораций, театральных
билетов, афиш. 34 4 Итоговое занятие.
Урок – концерт . Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Аудиозаписи (минусовки);
видеозаписи с русскими народными сказками, театральными представлениями для детей;
аудиозаписи звуков природы, крика птиц, животных и т.п.;
мультимедиа аппаратура;
музыкальная аппаратура;
компьютер;
печатные пособия(карточки с игровыми упражнениями, шаблоны кукол, шаблоны для оформления программок и афиш)
костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
элементы костюмов для создания образов;
сценический грим;
пальчиковые куклы, куклы-перчатки.