Классный час в группе Особый ребенок 4 год обучения


МБОУ «Бардымская специальная коррекционная школа-интернат»
Методическая разработка
Тематический классный час
«Надо, надо умываться…»
в классе «Особый ребенок – 4 год обучения»

Подготовили: учитель-логопед Юсуфкулова Г.Г
Барда, 2016
Описание мероприятия
Название мероприятия:
Тематический классный час «Надо, надо умываться…».
Форма проведения:
- час общения такая форма учит школьников не бояться и уметь
общаться с педагогом и с одноклассниками)
- сказочные игры (развивают воображения учеников, помогают в игровой форме расширить их кругозор).
Пояснительная записка
В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (VIII вида) обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках социально-психолого-педагогического сопровождения у таких детей были выявлены следующие проблемы: изолированность, замкнутость от мира, состояние безысходности, которые стали причиной утраты коммуникативных навыков (аутизм).
Дети с ограниченными возможностями здоровья – «особые дети». В чём их особенность? Им необходима поддержка и помощь, чувствуешь наличие обострённой потребности у такого ребёнка во внимании и доброжелательности в основе общения, как с взрослыми, так и со сверстниками. Эти дети испытывают дефицит общения с окружающими, вызывающий общую задержку в усвоении ребёнком общественного опыта, трудности адаптации в обществе.
Дети с ограниченными возможностями здоровья приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности. У них отсутствует интерес к обучению, снижено внимание, плохо развита речь, они легко отвлекаются, быстро устают. Такие дети нуждаются в постоянной стимуляции деятельности. Для этого в школе должны практиковаться проведение классных часов, которые являются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, в рамках которого у детей происходит развитие памяти, внимания, мышления, коррекция речевых нарушений, принятие норм общества.. На таких мероприятиях детям появляется возможность реализовать свои творческие возможности, развивать коммуникативные умения, познавательную активность. В связи с этим я подготовила и провела классный час с практическими действиями.
Я выбрала тематический классный час «Надо, надо умываться…», потому что, через общение и практические действия, можно научить детей с ограниченными возможностями здоровья следить за внешним видом.
Свой тематический классный час я провел в форме сказочной игры.
Игра – постоянная и неизменная спутница детства. Игра органически присуща детям с ограниченными возможностями здоровья и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Игра поможет сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно оценивать поступки других. Игры для детей важное средство самовыражения. В играх педагог может лучше узнать своих учеников, их характер, привычки, игры сближают учителя с детьми, помогают установить с ним более тесный контакт.
Возраст учащихся
Класс «Особый ребенок- 4 года обучения». Дети с ограниченными возможностями здоровья 10-12 лет.
Используемые методы, приемы, средства воспитания:
-имитационные игры (моделирование жизненно-важных ситуаций в сказочной игре);
-социально-поведенческий тренинг;
-психогимнастика;
-просмотр и обсуждение фрагментов мультипликационных фильмов;
-обыгрывание ситуаций;
-примеры выражения своего эмоционального состояния.
Ожидаемые результаты:
-владение культурой общения со сверстниками с взрослыми;
-соблюдение правил поведения личной гигиены дома, в школе (на уроках, на переменах, в столовой), в общественных местах.
Список литературы
Л.М. Шипицина «Уроки общения для детей с нарушением интеллекта» СПб.,2006г.
А.А. Ватажина, Н.С. Малинкин Методическое пособие по воспитанию и обучению детей с умственной отсталостью. М., 2009 г
А.А. Огородников. Содержание и методика воспитательной работы в группе продленного дня. М., 1988г.
С.Д. Забрамная «Развитие ребенка в ваших руках» М., Новая школа, 2000г.
Т.Д. Зинкевич., Л.А. Нисневич «Как помочь «особому» ребенку». СПб., 1998 г.
Сценарный план классного часа
Психологический настрой на классный час.
Тренинг эмоций.
Релаксационное упражнение «Улыбка».
Д/и «Что у меня в сумке?».
Вопросно-ответная беседа по теме – подведение учащихся к теме классного часа.
Сюрпризный момент - внесение куклы в класс.
Сценка по сюжету м/ф «Королева – зубной щетки».
Просмотр фрагмента м/ф «Мойдодыр».
Беседа с практическими действиями – закрепление алгоритма действий.
Физминутка.
Д/и «Какие предметы нужны…»
Подведение итогов - составление алгоритма-памятки умывания.
Рефлексия. Тренинг эмоций.
Примеры раздаточного материала: (приложение)
*Карточки алгоритма действия умывания
*Клей
*Карточки эмоций.
Предварительная работа
-Беседа с детьми о гигиене своего тела.
-Чтение и отгадывание загадок.
Методическая разработка
Тематический классный час «Надо, надо умываться…»
ЦЕЛЬ: Способствовать воспитанию в детях умения следить за своим видом и развитию коммуникативных навыков.
ЗАДАЧИ
Учебные:
Уточнить знания по теме «Гигиена»
Создавать условия для развития творческой активности
детей.
Побуждать детей к импровизации средствами мимики,
выразительных движений, интонации.
Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.
Коррекционные:
Учить сопровождать свои действия речью.
Развивать диалогическую речь.
Развивать память, внимание.
Воспитательные:
Формировать чувство уверенности в себе.
Воспитывать аккуратность, умение следить за внешним видом.
Используемое оборудование:
*Ноутбук
*Предметы личной гигиены.
*Кукла.
*Карточки – алгоритма умывания.
Оргмомент.
Психологический настрой на классный час.
Тренинг эмоций.
Релаксационное упражнение «Улыбка».
-Давайте улыбнёмся друг другу, гостям и начнём наш урок.
- Покажите, с каким настроением вы пришли на урок (Дети показывают карточки с лицом радостным или грустным).
 Вы готовы, глазки? (поглаживают веки глаз)
 Да! (смотрят в «бинокль»)
 Вы готовы, ушки?
 Да! (прикладывают ладони к ушам, поглаживая их)
 Вы готовы, ручки?
 Да! (хлопают в ладоши)
 Вы готовы, ножки?
 Да! (поглаживают ноги, притопывают)
 Вы готовы?
 Да! (разводят руки в стороны и обнимают себя)
Актуализация опорных знаний.
Д/и «Что у меня в сумке?».
Учитель – Посмотрите, что у меня в сумке?
Один предмет учитель сам берет из сумки и рассказывает про него.
Учитель – Это таз. В тазу можно мыть или стирать. Гузаль, что это? Для чего нужен этот предмет? Аналогично разбирается каждый предмет. В конце игры учитель обобщает предметы – это предметы личной гигиены (шәхси гигиена предметлары).
Учитель – Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
- Мы поговорим о правилах личной гигиены, как правильно ухаживать за своим телом и содержать его в чистоте. А в конце урока мы с вами составим правила личной гигиены.
Стук в дверь. В класс вносится кукла-«грязнуля».
Учитель – Ой, кто это?
Сценка из м/ф «Королева – зубной щетки».
Учитель – Ах, ты, девочка, чумазая
Где ты руки так испачкала,
Кончик носа четный –
Будто закопченый?
Давай, скорее мыться, умываться!
Амина – Я не чумазая, долго на солнышко лежала – вот и загорела. Я не буду умываться.
Учитель – Ребята, я предлагаю вам и Амине посмотреть м/ф про то, что может произойти, если не умываться и не мыть руки.
Просмотр фрагмента м/ф «Мойдодыр».
Беседа по содержанию м/ф.
Амина – Ой, не хочу, чтобы со мной такое случилось. Скорее умываться …. А как? Я не умею….
Учитель – Давайте, Амину научим правильно умываться.
Раскладывание схемы-алгоритма правил умывания на магнитной доске, с последующим обговариванием.
Практические действия умывания куклы.
Физминутка.
Чтобы быть здоровым, сильным
Мой руки и лицо с мылом.
Рано утром не ленись
На зарядку становись!
Закрепление.
Д/игра «Какие предметы нужны …»
- что бы почистить зубы?
- что бы вымыть руки?
- что бы умыть лицо?
- вымыть волосы?
- высушить руки?
Итог.
Учитель – Ребята, давайте, расскажем Амине как надо правильно умываться. И сделаем памятку – в правильно порядке приклеим карточки.
Рефлекция.
Учитель – Покажите какое у вас сейчас настроение.