Обобщающий урок Имя прилагательное в совмещенных 5-6 классах (малокомплектной школы)



Урок русского языка в совмещенном классе 5-6 класс малокомплектной школы
Учитель Садыкова Наталья Федоровна Маяковской средней школы Алтынсаринского района
Тема урока Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи.
Тип урока Обобщающий урок.
Задачи Урок направлен на воспитание и формирование разносторонне- развитой коммуникативной личности школьника, владеющей всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), готовой к творческому использованию полученных языковых знаний из области морфологии.          Данный урок проводится как урок с использованием ИКТ. Целесообразность этого состоит в том, что  подача материала подобным образом более интересна, чем использование одного учебника. Появляется возможность включения игры  в процесс обучения, которая является хорошим средством мотивирования учащихся к учебной деятельности. Происходит развитие наглядно-образного мышления за счёт  повышения уровня наглядности, использования критического мышления, возникает возможность  экономии учебного времени и выполнения за  счет этого большего количества учебных заданий.  Данный урок разработан для совмещенных 5-6 классов малокомплектной школы, и позволяет закрепить и систематизировать пройденный материал по теме.
ТДЦ урока:
Образовательная: познакомить с порядком морфологического разбора имени прилагательного; обобщить и систематизировать материал по данной теме;
Теоретический аспект- правописание суффиксов прилагательного, разряды имени прилагательного
Практический аспект- способствовать развитию умений работать с текстом, производить морфологический анализ слов. Посредством имени прилагательного преобразовывать текст, делая его образным.
Развивающая: способствовать развитию навыков работы со справочными материалами, мыслительной деятельности, логические мыслительные операции, интерес к уроку через нестандартные формы работы, способствовать развитию интеллектуальных умений (сравнение сопоставление, классификации, умение делать выводы)
Воспитывающая: : Формировать любовь к трудолюбию, стремлению
к открытиям и находкам.
Тип урока: урок – обобщение
Задачи Урок направлен на воспитание и формирование разносторонне- развитой коммуникативной личности школьника, владеющей всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), готовой к творческому использованию полученных языковых знаний из области морфологии
Ход урока
Организационный момент
Мотивация (Слайд № 1)
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим друзьям!
К уроку готовы?
Тогда - за работу!
Удачи желаю я Вам!
II Этап актуализации знаний (Слайд № 2)
Я слово замечательное,-           Сказало прилагательное,-           Я равного себе не знаю:           Я признаки обозначаю.            Без признаков предмета нет –           Об этом знает целый свет.          Определяю я предметы,           Они со мной весьма приметны.           Я украшаю вашу речь           Меня вам надо знать, беречь.
- скажите, ребята, для чего нам необходимо знать имя прилагательное
(учащиеся высказывают свои версии - цель урока)
Слайд № 3
III этап фронтальный опрос игра «Снежный ком»
(снежный ком складывается из наращённых предложений – понятий признаков имени прилагательного как части речи, пройденных по теме )
Начинает учитель: Имя прилагательное – это …… (учащиеся продолжают каждый по одному признаку, например: … самостоятельная часть речи, следующий: которая отвечает на вопросы Какой?, Какая?, Чей?, Каков?- краткое прилагательное и т.д. )
Учитель: молодцы, ребята! Правило знаете отлично!
IV Распределительный диктант (обучающая карта приложение) задание № 1
6 класс
Определить, к какому разряду относятся названные учителем имена прилагательные. В соответствующей колонке указать только номер прозвучавшего имени прилагательного.
Разряды имен прилагательных
качественные относительные притяжательные
заячий
сильный
небесный
лисий
приветливый
твердый
деревянный
каменный взгляд
5 класс
Составить с любыми вышеприведенными прилагательными предложение, указать синтаксическую роль прилагательных
По завершении работы взаимопроверка, выставление оценок по критериям в оценочный лист (приложение ) V этап -      Я вам загадаю загадку, а вы должны дать ответ.                                              Поля стеклянные,                                              Межи деревянные,                                              Ручки оловянные.                                                             (оконная рама)- Какую орфограмму, изученную вами в разделе «Имя прилагательное» вы увидели?   (1 ученик проговаривает правило )
6 класс сигнальный диктант   - Сколько Н в словах?Серебря…ая ложка, глиня…ая чашка, петуши…ый крик, ю…ый герой, румя…ые яблоки, соломе…ая шляпка, песча…ая почва, листве…ая аллея, деревя…ый стол, стари…ый циферблат, ветре…ое утро, кожа…ый диван, родстве…ые отношения, пламе…ое чувство.         (ученики показывают карточки: Н или НН, если кто- то ошибается, проговаривает вновь правило).5 класс работа с загадками по упражнению учебника 874 стр 252 -253
найти прилагательные подчеркнуть, указать синтаксическую роль, определить падеж имени прилагательного. Подобрать свои загадки
Выставим оценку в оценочный лист в графе Задание №2 (в приложении)
VI этап 6 класс групповая работа «Вспомним правило» степени сравнения прилагательных
какие степени сравнения имеет имя прилагательное?(сравнительная и превосходная)- Как образуются сравнительные степени: простая и составная?- А как образуется превосходная степень простая и составная?
Доработать кластер «Степени сравнения прилагательных» (заранее подготовленный кластер, который необходимо доработать)
Защита кластера
5 класс упражнение «Смекалочка»
По учебнику упр 876 стр 253
- как узнали , о какой птице идет речь? Какие слова помогли вам узнать
(ответ учащихся - имя прилагательное)
Записать свои примеры, с описанием любого животного не называя его.
(учащиеся в паре составляют свои загадки, загадывают друг другу)

Физминутка (электронная презентация приложение)
VII редактирование текста самопроверка текста оценивание
Учитель
- Ну а сейчас вы поработаете редакторами. В тексте допущены ошибки в употреблении прилагательных в степени сравнения. Найдите ошибки в предложениях и устраните их.
(задание для 6 и 5 классов)Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.- Какие ошибки допустил автор в этом тексте?(неправильно поставил прилагательные в степени сравнения)- Вы должны отредактировать текст.
V III морфологически разбор самостоятельная по заготовке в карте
по предложению На берегу великолепной реки Тобол расположились необычные красивые скульптуры.
5 и 6 класс
__ ( )___________ Часть речи
Месяц (________?) _____________________
Н.Ф.- _________________________ (И.п., м.р., ед ч.)
Пост признаки ______________________
Непост. признаки____________________________________________
III _______________ (_______)

6 класс IX тесты электронные
5 класс синквейн о прилагательном
1 строка ________________
Имя существительное (что ?)
2 строка _________________________
2 прилагательных
3 строка _______________________________
3 глагола
X Рефлексия и оценивание (для рефлексии на доске размещен рисунок яблони без плодов)
Учитель: - ребята, урок подошёл к концу, подведите итог в оценочных листах, выставьте себе оценку за урок (среднее арифметическое). Как вы считаете, урок прошёл плодотворно? , Если да, то перед вами весит дерево без плодов, давайте на него развесим ваши яблочки- оценки. (Учащиеся подходят и развешивают плоды- отметки, соответствующие своей оценке за урок: красные яблоки – отметка «5», оранжевые –«4», зеленые «3» )
Д/З Подготовится к контрольной работе по теме имя прилагательное