Конспект открытого урока СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИМПРОВИЗАЦИИ В ПЛАСТИЧЕСКОМ САМОВЫРАЖЕНИИ


Конспект занятия
Аттестуемый педагог: Тимофеева Елена Евгеньевна.
Тема: спектакль без репетиции.
Тип занятия : комбинированное занятие.
Цель занятия: совершенствование техники импровизации в пластическом самовыражении
Задачи занятия:
Образовательные:
Развить устойчивый интерес к изучению различных областей хореографического искусства;
Сформировать навыки самостоятельной деятельности в освоении основ танцевальной культуры;
Развить навыки самостоятельной творческой деятельности;
Развить индивидуальные способности к межличностному взаимодействию в танцевальном коллективе.
Развивающие:
Развить коммуникативные способности;
Выявить и развить природные задатки и способности детей, способствующие успеху в освоении танцевальной культуры;
Активизировать образное мышление и эмоциональную сферу ребёнка;
Развить способность к творческому самовыражению в творческом коллективе и самостоятельной деятельности в освоении
основ танцевальной культуры;
Развить умение совмещать в единое целое танцевальную пластику и окружающее пространство, чувствовать партнёра, коллектив, себя в коллективе как единое целое .Воспитательные:
Развитие у воспитанников чувства собственного достоинства, способности к преодолению трудностей;
Пробуждение у детей чувства товарищества и ответственности за себя, за партнера, за коллектив.
Оборудование и технические средства обучения: музыкальный центр, аудиозаписи, дополнительный элемент для импровизации – шляпа.
Ключевые слова: позиции рук, ног, танцевальный ход, свободное пространство, партнерство, импровизация.Рабочие материалы для обучающихся: тренировочная форма: джазовки, трико, футболки.
Материалы и оборудование, используемые педагогом: компьютер, слайд-презентация.
Этапы работы Деятельность педагога Деятельность воспитанников
Подготовительный этап
Цель для воспитателя:
Тщательная подготовка мероприятия, обеспечивающая профессиональный уровень проведения, содержательность, качество исполнения.
Выбор темы, написание конспекта занятия, подбор музыкального сопровождения, разработка презентации к мероприятию, работа с дополнительными источниками информации.
Подготовка к занятию, ежедневные упражнения, отработка полученных навыков.
Организационный момент
- старт занятия;
- установление взаимодействия между всеми субъектами на занятии;
- мотивация учебной деятельности.
Цели для обучающихся:
- настроиться на работу в рамках занятия (эмоционально и организационно)
Цели для педагога:
- создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии;
- включить всех воспитанников в работу.
Форма организации работы: фронтальная Педагог находится на середине зала, приветствует учащихся.
- Здравствуйте дети, я рада вас видеть. Как настроение? Вы готовы начать занятие?
Ставим ноги в третью позицию, выходим на поклон.
В какой бы мы не находились ситуации любое занятие мы начинаем с чего? Отличное! Да.
Воспитанники принимают исходную позицию. Выходят на середину зала под музыкальное сопровождение.
- с разминки.
Разминка
Цели для обучающихся:
- разогреть опорно-мышечный аппарат и подготовиться к дальнейшим физическим нагрузкам.
Цель для педагога:
- в процессе занятия учащиеся включаются в активную деятельность через использование различных педагогических методов и приемов, необходимых для воспроизведения упражнений;
- оценить уровень практической подготовленности воспитанников, скорректировать их умения и навыки, смотивировать на активное восприятие материала;
- развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения занятия.
Методы организации работы:
- активные действия под музыкальное сопровождение;
- повторение пройденного материала.
Формы организации работы: коллективная деятельность.
Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия: активная физическая работа и положительный эмоциональный фон занятия.
Методы мотивирования учебной активности обучающихся: смена видов деятельности, использование различных методов и приемов. Педагог совместно с детьми проводит разминочную часть урока, показывая жестами смену действия упражнений, в ходе которой производится контроль и при необходимости корректируется правильность выполнения элементов разминки. Танцевальный ход по кругу , ход на носках, на пятках, попеременно. Подскок, галоп вправо, влево, попеременно. Бег на полупальцах, «ножницы», попеременно. Наклон на шаге с растяжкой корпуса вверх, наклон на каждом шаге, махи ногой к противоположной руке вперед. Выход на линии. Упражнения на укрепление мышц шей. Наклоны головы вниз-вверх, вправо-влево, поворот головы вправо-влево, с фиксацией взгляда. Разработка пальцев и кисти рук. Упражнение «красим забор», «моем кувшин». Работа локтевого сустава и плечевого пояса. Растяжка мышц корпуса по вертикали и горизонтали. Наклон корпуса вперед с различными положениями рук. Упражнение «мельница». Растяжка на правую ногу с прямым корпусом, локоть левой руки направляется к правой ноге. Растяжка на левую ногу с прямым корпусом, локоть правой руки направляется к левой ноге. Ноги стоят широко, опускание локтей к полу в горизонтальной позиции. Затянутый прыжок по шестой позиции.
Моделирование нестандартной ситуации, создание условий для импровизации.
Цель для обучающихся:
Цель для педагога: Формирование компетентности воспитанников в ………успехе? Нетрадиционности мышления? Принятии самостоятельных решений? И т.п.
Методы организации работы:
Формы организации работы
Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия:.Методы мотивирования учебной активности обучающихся: постановка проблемной задачи педагог обрисовывает нестандартную ситуацию и с помощью наводящих вопросов дает задачу:
-Приезжая на конкурсы, мы сталкиваемся со многими трудностями, одной которых является незнание сценической площадки и невозможностью предварительной репетиции.
Мы не раз сталкивались с этим, не так ли ?Представьте себе, что за 30 минут до начала мероприятия, стало известно, что коллектив, который должен открывать праздник не приехал. И модельную студию «Чародейка» попросили выступить на открытии и что- нибудь станцевать. Как мы будем поступать в такой ситуации? Отказываться нельзя. Возможно ли это выступление?
А я вам говорю, что это вполне реально сделать. Мало того что мы создадим этот спектакль, но мы научимся с вами действовать уверенно и грамотно на любой хореографической площадке.
Хотите попробовать?
Предполагаемые ответы :
-Правда.
-Это невозможно.
-Хотим.
Основная часть. Спектакль без репетиции.
Цели для обучающихся:
- научится импровизировать.
- совершенствовать свои навыки и умения в выполнении танцевальных элементов, слышать педагога во время занятия.
Методы организации работы:
- импровизационные действия под музыкальное сопровождение;
Формы организации работы:
- индивидуальная, групповая и коллективная деятельность.
Критерий достижения целей и задач данного этапа занятия:
- успешное выполнение импровизационных задач;
- положительный эмоциональный фон занятия.
Критерий определения уровня внимания и познавательной активности воспитанников, их интереса к изучаемому материалу:
- заинтересованности в работе;
- использование актерского мастерства.
Методы мотивирования учебной активности воспитанников:
- создание условий для дальнейшего успешного исполнения воспитанниками хореографических заданий.

Этапы:
Игра «метро»;
- простая;
- с введением предмета «шляпа»;
- по парам, тройкам.
Цель для педагога: Развитие навыков коллективной работы, развитие пространственного воображения, с постепенным переходом от простого к сложному через введение новых предметов, выработка умения группироваться в пары и малые группы, снятие психологического зажима при работе с предметом..
Упражнение «поводырь»;
- простое;
- вслепую;
- бесконтактно.
Цель для педагога:
Развитие навыков парной работы, создание комфортной ситуации в паре, усложняя уровень ответственности ведущего и уровень зависимости ведомого. Продолжение развития пространственного восприятия.
Упражнение «ожившие скульптуры»;
- простое;
- вслепую;
Цель для педагога:
Обучение технике контактной импровизации. Развитие навыков парной работы, поиск новых форм пластического самовыражения, активизация образного мышления. Постепенное увеличение уровня доверия детей в паре за счет интуитивного восприятия их друг другом при работе с закрытыми глазами.
Упражнение «групповая импровизация»;
- простая;
- со сменой лидера;
- по трем уровням пространства;
- с «захватом» хореографии другой группы;
Цель для педагога:
Развитие навыков работы в малых группах. Формирование учебно-познавательных универсальных действий. В процессе включения воспитанников в активную деятельность умение методически верно воспроизвести пройденный материал. Оценка уровня готовности воспитанников, корректировка их знаний и мотивирование на активное применение их умений в импровизации и расширении их опыта. Развитие эмоциональной сферы воспитанников через проведение активных форм ведения занятия.
Постановка начала спектакля;
Постановка финала – упражнение «коралл»;
.
Вопросы педагога:
-Что такое метро?
-Какие правила и законы передвижения людей в метро?
Попробуем смоделировать эту ситуацию у нас на сцене.
Педагог объясняет правила, координирует выполнение упражнения, вносит дополнительные изменения, усложняя задания
А теперь в своих парах вы поймете , что кто –то из вас ведущий, а кто-то ведомый.
-Какова задача ведущего?
-Какова задача ведомого?
А теперь ведомый закрывает глаза. Поменялись.
А теперь ведущий идет рядом с ведомым, контролируя его движения только с помощью одиночных прикосновений. Поменялись.
Предлагаю следующее упражнение . один из вашей пары занимает какую либо позу, второй оценивая ее, находит свободное пространство и заполняет его собой. И так далее.
А теперь закрыли глаза. Включили интуицию. С помощью все поверхности своего тела попробуйте понять какую позицию относительно друг друга вам надо занять.
А теперь увеличиваем число участников группы.
Их будет четыре.
Встаньте в виде ромба лицом в одну сторону.
Тот, кто стоит впереди и будет первым лидером группы.
Его задача показывать остальным членам группы движения в равномерном и плавном темпе, не поворачиваясь в сторону.
Сделали, молодцы. Переходим ко второму уровню сложности. Добавляем поворот. При этом лидером становится тот кто оказывается впереди. Его задача - подхватить движение и продолжить его, принося свою манеру и характер исполнения.
Получилось. Теперь добавляем перемещение по площадке. Но помним, что по отношению к зрителю наша сцена делится на зоны для наилучшего восприятия. Зона «низкой», «средней» и «высокой» хореографии.
Хорошо. А теперь последнее упражнение, которое называется «захват» другой группы. Это может происходить по нескольким причинам:
Если лидер не уверен в себе.
Если лидеру очень нравится пластика другой группы.
Другое.
Поставить задачу выхода всех действующих лиц спектакля на сцену в технике контактной импровизации.
Поставить задачу завершения действия путем создания единой общей композиционной фигуры. Предполагаемые ответы.
- это место где люди попадают из одной точки города в другую.
- люди двигаются быстро, не задевая друг друга, на свободное пространство.
Выполняя задания педагога, дети произвольно расходятся по площадке, оценивая свое месторасположение относительно месторасположения других участников действия, координируя свое передвижение, импровизируют с данным предметом(шляпой), отрабатывают новые приемы демонстрации предмета, по команде педагога делают перестроения в пары, тройки.
Предполагаемые ответы:
- вести за собой, быть ответственным за другого.
- слушать ведущего и не создавать конфликта в паре.
Выполняют задания педагога, работая в паре. Один из пары берет на себя ответственность за передвижение пары по площадке, другой подчиняется командам первого. Затем меняются местами по команде педагога.
Выполняют задания педагога, совмещая в единое целое танцевальную пластику и окружающее пространство, обогащая свой танцевальный опыт новыми формами , полученными в результате творческого процесса.
Выполняют задания педагога, решая пространственные задачи, вырабатывают единую групповую пластику, проверяют лидерские качества и оттачивают умение синхронизировать движения.
Применяя полученные знания и умения совершить выход на сцену.
Завершить свое действие на сцене, дополнив общую композицию, приняв индивидуальное положение тела.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель для обучающихся:
- в ходе проведения рефлексии определить уровень собственных достижений.
Цель для педагога:
- подвести итоги урока, построив траекторию дальнейшей работы по закреплению пройденного материала и дальнейшему освоению новых танцевальных упражнений как для каждого воспитанника так и для коллектива в целом.
Вопрос к учащимся: понравилось вам создавать импровизационный спектакль?
Давайте попробуем теперь создать используя полученные знания и умения скульптуру вашего настроения.
А теперь я благодарю вас за урок. Спасибо. Поклон. Выполняют задание педагога , изоображая пластически свое настроение.
Дети встают на поклон. Делают поклон.
Все хлопают в ладоши.