Методическая разработка Великая Отечественная война в истории села Локоть

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Локотская средняя общеобразовательная школа
Рыльского района Курской области


Методическая разработка
«Великая Отечественная война в истории села Локоть»









Подготовила
Коськова Оксана Павловна
учитель истории Курского края
второй квалификационной категории
МБОУ «Локотская средняя общеобразовательная школа»
Рыльского района Курской области



с. Локоть 2015 г.
Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945).
Цели:
- гражданско-правовое воспитание учащихся на основе развития исторической памяти;
-укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого;
- развитие познавательных интересов;
- воспитание патриотизма, уважения к людям, защищавшим Родину.
Задачи:
Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны;
Познакомить с историей села Локоть в годы Великой Отечественной войны;
Познакомить с песнями, написанными в годы войны;
Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, уважения к славным страницам прошлого.
Оборудование:
Фотографии ветеранов села Локоть;
Книги о Великой Отечественной войне;
Аудиозаписи песен военных лет;
Презентация.
Основные формы работы на подготовительном этапе:
Просмотр видеосюжетов, фильмов о Великой Отечественной Войне.
Знакомство с материалами газет, о героях ВОВ.
Разбор терминов: «Патриотизм», «героизм», «фашизм».

Одной из главнейших тем патриотического воспитания в школе является тема: «Великая Отечественная война». Великая Отечественная война 1941-1945гг. – война, какой не было в истории. Сегодня мы затронем вопрос о том, что в последние годы наблюдается всё более пристальное внимание к изучению военной истории. Изучение вклада боевых частей в дело победы над врагом является неотъемлемым долгом современников с последующей передачей его другим поколениям. Особо следует сказать о жизни на войне. Жизни, которая, естественно, включает в себя бои, но только к боям не сводится. С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью добыта победа над сильным врагом. Памяти наших прадедов, дедов, памяти солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 годов посвящается

Ход мероприятия
Учитель: Победа! Победа! Победа! Проносится весть по стране. Конец испытаньям и бедам, Конец долголетней войне. Разрушено логово зверя, Войны очаги сметены. И с вестью в раскрытые двери Врывается солнце весны. Победа – добытая кровью, - Ты сердцу дороже стократ. Ты с нами была в Подмосковье, Ты помнишь Кавказ, Сталинград. Ты с нами ходила в колоннах, Вела нас в решительный бой. Сегодня на наших знаменах Ты солнце затмила собой. (Иосиф Василевский. “Победа”)
Почему же память именно об этом дне 9 Мая передается из поколения в поколение, от родителей к детям, от дедов к внукам?
Что же для нас день 9 Мая? Просто ли “красный день календаря”?
Бывают события, которые со временем стираются из памяти народной, становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых с годами не только не уменьшается, а, напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными.
К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне, годовщину которой мы сегодня отмечаем.
Прошло более 70 лет с того последнего военного дня, но не тускнеет от времени память о подвигах героев. 9 Мая праздник необычный. Всякий праздник – это, прежде всего, радость, веселье и смех. А 9 Мая праздник “с сединою на висках”, “радость со слезами на глазах”; праздник, на котором праздничные букеты переплетаются с траурными венками.
Вспомним, как наш народ шел к этой Победе. Вспомним историю нашего села в Великой Отечественной войне.
Рассказывает ученик:
О военном времени у локотчан остались одни горькие воспоминания. В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в «дочки-матери», мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнёт одно страшное слово – война. У целого поколения детей украли детство. Их воспитала война. Война отучила их плакать. С 5 октября 1941 года по 1943 год село Локоть, как и весь Крупецкой район, находился под оккупацией немцев. Еще до прихода немцев в Локоть по зову партии и нашего правительства все военнообязанные мужчины ( свыше 250 человек ) ушли на фронт. Осенью ( в сентябре) 1941 года в село Локоть пришли немцы. Нужно было начинать новую жизнь. Немецкие солдаты жили в домах, выбирали себе самые лучшие комнаты, забирали продукты. Мужчины из деревни ушли в партизаны, молодые парни в полицаи. Женщины, старики, дети готовились к сбору богатого урожая. Но приход немцев омрачил хлеборобов. Настала пора бессонных ночей.
Казалось, было холодно цветам, И от росы они слегка поблекли, Зарю, что шла по травам и кустам, Обшарили немецкие бинокли. Цветок, в росинках весь, к цветку приник, И пограничник протянул к ним руки. А немцы, кончив кофе пить, в тот миг Влезали в танки, закрывали люки. Такою все дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось, Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось.
Учитель: Немцы разграбили колхоз. По заключению специальной комиссии нашему колхозу был нанесен ущерб в 2 миллиона рублей. Немцы разрушили колхозные постройки, забрали скот, был уничтожен инвентарь. Старики и дети выращивали хлеб для фронта, вязали носки и варежки, охраняли железнодорожную станцию. Во время оккупации питались тем, что только
можно было есть человеку. После работы ели хлеб, мороженную картошку, пили чай из морковки. Даже очистки от картошки не выбрасывали, а использовали для приготовления оладьев. Кусковой сахар был большой редкостью. В трудную минуту односельчане старались помочь друг другу. Немцы детей не трогали, но заставляли ходить на шлях. Прокапывали ручьи, земляную дорогу устилали досками, чтобы немецкие машины не тонули в грязи. Гоняли местное население на расчистку дорог от снега, на разные земляные работы: рытье траншей, окопов, блиндажей. Над селом летали немецкие самолёты и разбрасывали листовки. На листовках было написано: «Сдавайтесь! Вы погибните!». Во время бомбёжки прятались в подвалах. Несмотря на все трудности, жизнь не стояла на месте. В Локте продолжала работать школа. Учителя не только давали знания, но вместе со своими учениками помогали немощным старикам, пилили дрова, дёргали лён, делились своим хлебом. Девочки для игр делали тряпичные куклы из старых лоскутков. Но и времени для игр было очень мало, работали наравне со взрослыми. Сотни мужчин на фронтах были убиты, а многие после войны вернулись инвалидами. Тяжело было воинам на фронте, но не меньший ужас испытали их жены, матери, родители и дети. Страшно вспомнить, как рассказывали очевидцы, о тех жестокостях, которые чинили немцы и их прихвостни – полицаи. Однажды в конце 1941 года, после расстрела Анохина Бориса Яковлевича и Овчинникова Д.В., рано утром в ненастный осенний день полицаи окружили Локоть, арестовали 17 семей ( старики, дети, даже такие которых несли на руках) построили и повели в направлении д. Городище. Около деревни Городище полицаи поставили людей на колени и стали кричать, что сейчас устроят Варфоломеевскую ночь, но приехал немецкий жандарм (поговаривали, что это был либо партизан, переодетый, либо немецкий коммунист), который не разрешил казнить, а направил всех в Глухов. А из Глухова все пошли на экономию какого-то немецкого помещика, находящегося под Конотопом, где все эти локотчане у помещика работали, пока каждому не удалось от туда бежать в Локоть. Через два месяца почти все 17 семей возвратились в Локоть, кроме Драгуновой, которая умерла в дороге. Не успели эти эвакуированные семьи успокоиться, как новые страсти. Местные жители рассказывали по-разному, но верно одно – однажды явилась полиция из Эсмани, вместе с локотскими полицаями, забрали из семьи Горностаева (Коптахин ) его самого, жену, ребенка, мать ( двое детей не было дома ). Всех увезли в лес под Харьковку и там расстреляли трассирующими пулями, с ними расстреляли Бурносова Илью, а жену его увезли в неизвестном направлении и о ее судьбе до сих пор ничего неизвестно.
Всё это нагнало на жителей такой страх, что никто не желал оставаться в селе. Прежде всего большая часть учащихся из 10 класса Локотской школы ушла к партизанам в Брянские леса. Фронт был далеко от Локтя, здесь не рвались снаряды и не было снайперского обстрела, но любой гул страшил людей. Благодаря трудолюбию и смекалке, жители нашего села выдюжили тяжелые годы оккупации. К людям, занимающимся хозяйством и землепашеством, немцы претензий не имели, в некоторых случаях даже поощряли, так как с каждого двора они собирали продовольственный налог: картофель, зерно, молоко, яйца. Находясь в оккупации, жители села научились многим немецким фразам и могли объясниться с оккупантами – в то трудное время это было просто необходимо. Среди немцев находились и ненавидящие фюрера и войну, сочувствующие нашему народу. Они стали понимать, что будут побеждены и разгромлены. А локотчане, как никогда, чувствовали приближение часа своего освобождения. Об этом давали знать листовки и сообщения, передаваемые партизанами. Однажды один из домов в селе Локоть посетили разведчики. Поговорив с хозяевами, они сказали: «Потерпите немного. Скоро немцу каюк». И, действительно, долго ждать не пришлось. В 1942 г. (зимой) стали приходить партизаны и убивать полицаев. Так постепенно партизаны из села вытеснили немцев. Когда под Курском шли бои слышался гул и взрывы. Через село бежали немцы голодные и раненые. Их уже никто не боялся. Под Шалыгино (Украина) был бой, где погибло много немцев. 23 августа 1943 года наши войска одержали победу в Курской битве. Мы доказали немцам, что можем побеждать не только зимой, но и летом. Судьба Родины была решена. 4 сентября 1943 года наша славная Советская Армия, гоня фашистов из родной земли, освободила село Локоть. Локотские страдальцы с радостью встретили своих героев – кавалеров орденов. Многие из них уже умерли, но есть много и живых. В день Победы они одевают свои ордена и медали. Вспоминают о своих ратных делах. Вечная память павшим героям!
Ученик: Победа! Мирная жизнь. Встреча с родными, любимой. Как мечтали об этом бойцы в редкие часы затишья на фронте!
Где трава от росы и от крови сырая,
Где зрачки пулеметов свирепо глядят,
В полный рост над окопом переднего края
Поднялся победитель-солдат.
Сердце билось о ребра прерывисто, часто,
Тишина... Тишина... Не во сне наяву.
И сказал пехотинец: «Отмаялись! Баста!»
И приметил подснежник во рву.
И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
Ожил радости прежний певучий поток.
И нагнулся солдат, и к простреленной каске
Осторожно приладил цветок.
Снова ожили в памяти были живые
Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.
Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
Сапогом попирая колючий плетень.
За плечами пылала заря молодая,
Предвещая солнечный день.
А. Сурков
1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Враг нашего народа и всего человечества был разбит. 24 июня 1945 года на Параде Победы Москва чествовала героев, а у Мавзолея Ленина на Красной площади лежали поверженные гитлеровские знамена (штандарты). Народ выстоял! Страна победила!
Двадцать лет спустя, когда праздновали эту победу, дали Москве звание города-героя. А в братской могиле, на месте последнего боя за Москву, откопали останки одного из тех, кто, не пожалев своей жизни защитил столицу. И торжественно похоронили возле Кремлевской стены.
Торжественное открытие мемориала состоялось 8 мая 1967 года. Факел, зажженный от Вечного огня на Марсовом поле в Ленинграде, был доставлен в Москву и от него вспыхнул Великий огонь на могиле неизвестного солдата. Рядом замурованы капсулы с землей городов-героев. Вот и горит теперь днем и ночью Вечный огонь над этой могилой. И стоят вокруг люди, сняв шапки. (Л. Кассиль. “Никто не знает, но помнят все”).
Ученик:
Мы здесь с тобой не, потому что дата, Как злой осколок, память жжет в груди. К могиле неизвестного солдата Ты в праздники и в будни приходи. Он защитил тебя на поле боя, Упал, ни шагу не ступив назад. И Имя есть у этого героя – Великой Армии простой солдат!
Учитель: Поклонимся же низко тем, кто положил свою жизнь на алтарь Отечества, почтим минутой молчания их память.
Видеозапись “Минуты молчания”.
Учитель:
Помните! Через века, через года – помните! О тех, кто уже не придет никогда, – Помните! Какою ценою завоевано счастье, – заклинаю, – Помните! (Р. Рождественский)
Учитель:
Каждый год 9 мая салютует наша Отчизна в честь Великой Победы. Разноцветными букетами вспыхивают в майском небе праздничные фейерверки. В них отблески счастья, завоеванного для человечества, в них немеркнущий свет нашей Победы. Прошли годы, давно уже восстала из руин и пепла наша страна. Но можно ли забыть, какой ценой был завоеван этот мир?! Вечная благодарность потомков нашим защитникам, отвоевавшим мир на земле. Не увядают букеты на могилах павших героев, у подножий памятников и обелисков. Никто не забыт! Ничто не забыто!
Звучит песня «День Победы».
Литература:
1. Васильева Н. О тех кто выстоял.//»Голос народа» - 2003 – 16 апреля.
2. Владимиров М. Благодарная память потомков.// «За изобилие» - 1985 г.
3. Владимиров М. В боях под Рыльском.// «За изобилие» - 1985 –29 августа.
4. Книга Памяти. Т.6. Курскинформпечать,1994.
5. Летопись села Локоть.
6. Материалы Крупецкого краеведческого музея.
7.Отблеск высокого огня: сборник стихов/ Курск,2006-96 с.
8. Рассказы местных жителей.















Заголовок 115