Открытый урок по литературному чтению по теме Д. Н. Мамин -Сибиряк Аленушкины сказки. Присказка с использованием ИКТ.


Предмет: литературное чтение
Класс: 3
Автор: Медведева Е. В.
Тема урока: Д.Н. Мамин – Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка.
Тип урока: проблемный.
Оборудование:
книги с различными видами сказок, планшетные компьютеры, карточки с разными присказками, карточки самооценки участия в групповой работе, паспорта для работы в группах, русский народный платок для сказительницы.
Цель:
ознакомление детей с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина – Сибиряка, использование информационной литературы для открытия «тайны неизвестного» жанра – присказка.
Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской литературе.
Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: развитие познавательных способностей учащихся, умение сравнивать различные виды жанров устного народного творчества; расширение и обогащение словаря читателя; помочь в освоении позиции читателя-исследователя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.
Планируемые результаты:
Предметные:
1.формирование умения сравнивать жанры устного народного творчества;
Метапредметные:
1.Регулятивные УУД:
-произвольно строить устное высказывание с учетом учебной задачи;
- соотносить внешнюю оценку и самооценку.
2.Познавательные УУД:
- применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;
- уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное.
3.Коммуникативные УУД:
- выражать свои мысли в устной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные   речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
- участвовать в учебном диалоге.
4.Личностные УУД:
- основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.
Учебные ситуации.
«Работа с различными видами сказок»
«Проблемный вопрос»
«Читаем и анализируем».
«Наш театр»
Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность учащегося
Мотивация к учебной деятельности.
Цель – мотивировать учащихся посредством создания условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Речевая разминка Регулятивные:
- слушать в соответствии с целевой установкой;
нацеливание на успешную деятельность.
Познавательные:
- выделять существенную информацию из текста загадки.
Личностные:
-выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Учитель: Ребята, повернитесь, поздоровайтесь и поприветствуйте гостей.
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения.
Садитесь
Урок мне хочется начать словами Жан – Жака Руссо. Помогите мне вставить нужные слова в текст.
( Слайд 1 )«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы приятно поразитесь, какие вы умные, как хорошо умеете работать, если будете постоянно перед собой ставить новые цели и стремиться к их достижению ...»
Жан-Жак Руссо
Итак, за работу.
Кто хочет разговаривать,Тот должен выговариватьВсё правильно и внятно,Чтоб было всем понятно
Мы проведем разминку. У вас на партах лежат скороговорки. Возьмите их. Я даю вам полминутки, чтобы вы отработали их чтение ясно и понятно.
(Дети «жужжащим» чтением читают скороговорки.)
- Тишина. Какое сегодня число? (Ответ: 15)
- У кого номер 15 начинает. А остальные ребята внимательно слушают и мы будем оценивать друг друга.
(Слайд 2)
Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
- Прочитайте.
- Что прочитали? (Пословицу)
- Что такое пословица? ( Народная мудрость)
- Чему она учит? ( Что в семье главное любовь и дружба.)
- Первый вариант поднимите руки. Прочитайте пословицу с вопросительной интонацией. (Дети читают)
- Второй вариант поднимите руки. Прочитайте пословицу с утвердительной интонацией. ( Дети читают.)
- Попробуйте прочитать эту пословицу наоборот.
(Дети «жужжащим» чтением читают пословицу.)
( Слайд 3)
Странная звёздочка с неба упала
Вам на ладошку легла, не растаяла.
Поймали её? А теперь полюбуйтесь её красотой. Вам очень захотелось отпустить её на волю. Наберите полные лёгкие воздуха и сдуйте звёздочку с руки! Повторите 3 раза.
(На доске открываются звёздочки с буквами «Литературные сказки») Поворот к гостям и поклон головой.
Самоконтроль готовности.
Настрой на работу.
Вставляют нужные слова.
Отрабатывают чтение скороговорок, представляют результат, оценивают чтение друг друга.
Словарная работа. Отвечают на вопросы, используя свои знания и свой жизненный опыт.
Чтение пословицы с разной эмоциональной окраской.
Дыхательная гимнастика.
II. Введение в тему.
Цель: Создание ситуации успеха, выявление ошибок, их причину, исправление ошибок. Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу.
- нацеливание на успешную деятельность.
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной форме. Учитель: Сегодня мы открываем новый раздел учебника. Прочитайте его название.
-С какими произведениями мы будем знакомиться в том разделе? (Сказками)
- А что такое «сказка»? (Вид устного народного творчества)
- Какие ещё бывают сказки? Нам расскажут знатоки.
- На какие две группы разделены сказки?
- У вас на партах лежат книги, распределите их на группы.
-Как их различить? (Народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. У народных сказок нет автора. Литературная сказка – это сказка особая, она всегда оригинальна, индивидуальна и необычна. У неё есть автор.)Учитель: Наши мнения совпали? (Да)
Давайте похвалим друг друга за активную работу. ( Дети хлопают в ладоши.) Читают с доски «Литературные сказки»
Слушают вопросы учителя.
Отвечают на вопросы
Заранее подготовленные учащиеся инсценируют вступительную статью учебника стр. 180
Раскладывают книги на группы.
Контролируют правильность ответов обучающихся.
Делают вывод.
III. Определение темы и цели урока.
Цель: Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи.
Актуализация знаний.
Цель: Включение учащихся в повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.
Оценка работы группы
Постановка проблемного вопроса
Открытие детьми нового знания.
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную цель и задачу,
дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.
Познавательные:
-осуществлять поиск и выделять необходимую информацию,
-обсуждать проблемные вопросы,
-анализировать результаты исследований
Коммуникативные:
-проявлять активность в решении познавательной задачи,
-аргументировать свою позицию.
А сейчас нам предстоит работа в группах.
Повторение правил работы в группе (чтение хором). ( Слайд 4)
Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.Здесь всё по совести и чести,Здесь не обидят никого.Учитель: Совещаемся, обсуждаем, находим общее решение
- А теперь возьмите карточки, прочтите то, что на них написано и подумайте, что это по жанру?
- Вот видите ваши мнения разошлись, кто-то прочитал сказку, кто-то потешку, а ведь всё, что вы прочитали, имеет одно название: присказка!
Самооценка участия в групповой работе.
Учитель: Сейчас каждый из вас оценит свою работу.
Прочитайте, что вам следует оценить в работе и обведите в кружочек тот балл, который вы считаете, что заслужили на уроке. Каждая характеристика работы оценивается по пятибалльной шкале.
Я предлагал идеи по сравнению текстов – 1 2 3 4 5.Я задавал уточняющие вопросы – 1 2 3 4 5.Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1 2 3 4 5.Лучше всех в группе работал... Моя группа работала – 1 2 3 4 5
(Капитаны собирают листочки и вкладывают в конверт «Вести в урока»)
Знакомство с понятием «присказка».
- Особый интерес для нас представляет присказка.
- Где можно встретить «присказку»? (В сказке)
-А что это такое? (Предположения детей)
Учитель: Кто догадался, где мы можем найти точный ответ на наш вопрос? (В словаре)
- У вас на планшетах есть словари. (Показать и назвать) Найдите значение слова «присказка».
( Дети работают со словарями на планшете)
- Я приглашаю к доске знатоков, которые смогут с помощью толкового словаря Даля объяснить нам значение этого слова.
(Учитель вызывает к доске двух хорошо читающих учащихся.)(Слайд 5)
(Открываю запись на доске: присказка)
(Открываю на доске слова синонимы к слову «присказка»: зачин, концовка, красноговорка, побасенка, поговорка, погудка, прибаутка, приговор, приговорка, присловье, причетДети читают в группах, обсуждают, затем вслух по одному от каждой группы зачитывают и высказывают своё мнение.
Высказывают предположения
Работа в группах
Зачитывают значение слова присказка.
Восприятие информации.
IV. Физкультминутка
по Базарному
Цель: снять умственное напряжение, физическую усталость Личностные УУД:
-применять правила охраны своего здоровья Учитель: Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.
1-2-3-4, 4-3-2-1, 3-1-2-4,2-4-3-1 Выполняют действия.
V. Открытие новых знаний.
Стадия вызова
Целеполагание.
Планирование.
Рассказ учащихся о писателе.
Подготовка к чтению присказки.
Учебная ситуация: «Наш театр»
Слушание присказки в аудиозаписи с музыкальным сопровождением
Беседа после чтения.
Учебная ситуация: «Читаем и анализируем»
Музыкальная физкультминутка
для глаз.( Умка)
Цель: снять умственное напряжение, физическую усталость
Регулятивные:
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные:
- находить ответы на вопросы в словаре;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.
Коммуникативные:
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Стадия вызова
(Слайд6). “Верите ли Вы”
Учитель: Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален?
Учитель: Верите ли вы, что петух забияка может прийти к человеку?
Учитель: Верите ли вы, что старый воробей может подлететь к окну и что – то спросить?
Учитель: Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки?
Учитель: Верите ли вы, что мы сегодня откроем для себя “простую истину”?
Учитель: Что будет «истиной» на нашем уроке чтения? (Основная мысль произведения)
Учитель: Как вы думаете, чем мы будем заниматься, чтобы ответить на главный вопрос урока?
Мы будем размышлять, продолжите…(читать, работать с текстом , рассуждать, думать, анализировать, сравнивать).
( Слайд 7)
слайд
С М А М И Д
У Е ЫФ Н -
Х Ч Г ЗЖ С
ЦН РИ Б И
Б В Я М Т И
РПК А ЩЙ

1022359842500 7747010795000 7747016510000 8763016510000
46355113030004635511303000 ( Мамин – Сибиряк )ЦПЙ У Я Ч
Н РГ О Ч Е
К И С К А У
Е Х Ф В ЗЛ
Т ЗД Ж К А
Б ЮЭ Ь В С
1022355207000 10223510477500 5842010477500 7747012890500 ( Присказка)
- Ребята, прочитайте слова. ( Мамин – Сибиряк. Присказка)- Как эти слова могут быть связаны между собой.
- Работаем группами с планшетами . Вы будете биографами. Попробуйте найти информацию об этом писателе и самое интересное занесите в паспорт.
( Дети работают группами на планшетах. Получают паспорт.)- Третья группа начинает рассказ, остальные будут дополнять.
- Кто мог сказывать присказку?
( Сказительница)
- Как будет смотреть сказительница на того, кому рассказывает?
- Как произносить слова, каким тоном?
- Сейчас мы послушаем присказку к «Алёнушкиным сказкам», а вы подумайте, в чём ее особенность?
(Зажигается свеча. Звучит спокойная мелодия.) Слушание присказки на стр.182 Минутка откровения. ( Учитель показывает карточку «Совершенно секретно»)
- Кто хочет нам рассказать, какие чувства вы испытали, слушая присказку?
- Понравилась ли вам присказка автора?
- Что напоминает эта присказка?
(Колыбельную песню)
- Как вы думаете, почему Дмитрий Наркисович для своей дочки Алёнушки сочинил для укачивания не песню, а сказку? (Колыбельная песня – передаёт мир, любовь, доброту, нежность, ласку от матери. Колыбельные  – самые древние песни  человечества. Слово «колыбельная» происходит от глагола «колыбать» (колыхать, качать), соответственно пелась такая  песня   малышу, которого укачивали в колыбели. Для каждого младенца  колыбельная  была своя – её при рождении сочиняла мать. Считалось, что потом эта песня всю жизнь будет оберегом ребёнка.)- Давайте отдохнем и вспомним колыбельную песенку, которую пела медведица Умке.
Музыкальная физкультминутка
для глаз.( Умка)
- В чём особенность присказки писателя? (Особенность её в том, что эта присказка сразу к нескольким сказкам. В неё собираются герои этих сказок: кот Васька, пёс Постойко, серая Мышка-норушка, Сверчок, пёстрый Скворец и забияка Петух, косой Заяц и старый Воробей.)Отвечают на вопросы учителя
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.
Прогнозируют результат работы на уроке.
Отвечают на вопросы учителя
Выражение своих чувств, мыслей.
Дети читают информацию в группах, обсуждают, затем вслух по одному от каждой группы представляют результат работы .Слушание текста.
Наличие эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Выражение своих чувств, мыслей.
Выполняют действия.
На основе анализа объектов делать выводы.
VI. Работа над выразительным чтением.
Цель:
Уточнить и расширить читательский кругозор.
Рефлексия на сыгранную роль. Коммуникативные:
проявлять активность во взаимодействии,
договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.
Личностные:
применять правила делового сотрудничества. Для того, чтобы хорошо работать с присказкой, давайте сначала научимся читать трудные слова. (Слайд 8)
На экране:
А-лё-нуш-ка
кра-са-ви-царас-ска-зы-ватьси-бир-скийде-ре-вен-скийпри-ко-вы-лял-Научитесь читать эти слова быстро, но не по слогам с помощью «жужжащего» чтения.
Давайте проверим , как вы справились с заданием. (Слайд 9)
( На экране появляются те же слова, но записаны буквами разного цвета, шрифта, разной высоты, с пропущенными гласными и т.д.)
-Прочитайте эти слова, меняя силу голоса.
(Дети читают.)
-Прочитайте первые три абзаца, выполняя по моей команде упражнение «Бросок- засечка».
(Дети читают.).
Остальные три абзаца прочитаем , выполняя упражнение буксир.
-Теперь поработаем парами. Проверим, на сколько вы были внимательны при чтении. Возьмите карточку желтого цвета, вставьте пропущенные слова, когда работа будет закончена, поднимите вверх соединенные руки.
( Дети работают парами на карточке.)
(Слайд 10)
Спи, _____________, спи, красавица, а папа будет ____________сказки. Кажется, все тут: и ______________кот Васька, и лохматый _____________пёс Постойко, и серая Мышка-___________, и Сверчок за____________, и пёстрый ________________в клетке, и _____________Петух.
- Давайте проверим. Сравните свою работу с работой на экране.
Спи, Алёнушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки. Кажется, все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пёс Постойко, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пёстрый Скворец в клетке, и забияка Петух.
-Поднимите руки, кто выполнил задание правильно.
-Оцените свою работу в паре.
- Почему писатель назвал так свои сказки? (Алёнушкины) - В какой момент происходят события? (Перед сном)
- Перечитайте, кто собрался вместе с Алёнушкой слушать сказки. (В ней собираются герои этих сказок: кот Васька, пёс Постойко, серая Мышка-норушка, Сверчок, пёстрый Скворец и забияка Петух, косой Заяц, волк, медведь Мишка, старый Воробей.) - Сколько героев упомянул автор в присказке? (сосчитать) (10)
Учебная ситуация: «Наш театр»
Учитель:
Продолжаем поработать в парах. Разделите текст на абзацы и подготовьте выразительное чтение.
Попробуйте сыграть сказительницу,
передав интонацией голоса нежность и любовь к малютке.
- Какая пара будет готова, покажите нам.
( Дети поднимают руки «домиком»)
(2 -3 учащихся обыгрывают роль сказительницы у доски)
- Если вам понравилось, то похвалите сказительницу. Читают слова, меняя силу голоса.
Дети читают информацию в парах, обсуждают, затем сравнивают результат своей работы с эталоном.
Оценка работы в паре.
Ответы на вопросы. Работа с текстом.
Выборочное чтение.
Дети в парах делят текст на абзацы и готовятся прочитать.
Чтение у доски.
Оценка деятельности одноклассников.
VII. Рефлексия урока. Итог.
Цель: Развитие умений соотносить цель и результат. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса. Организовать работу по оцениванию  учащимися своей деятельности совместно с учителем.
Личностные:
оценивать собственную и коллективную деятельность.
Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. - Ребята, какую же простую истину хотел донести до нас автор?
(Дарите друг другу радость и любите своих близких, совершайте для них добрые дела.) (Слайд 11)
- В честь кого сегодня прольется звездный дождь?
( Дети рассказывают о работе друг друга и вручают звездочки.- Приготовьте планшеты и напишите сообщение своим друзьям о сегодняшнем уроке.
( Дети пишут сообщение на планшете) Подводят итог урока.
Рефлексия деятельности одноклассников.
VIII. Комментарий оценок.
Выставление оценок Слушают комментарии.
IX. Домашнее задание.
Цель: переработать и
преобразовать 
информацию из одной формы в другую.
Личностные:
формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Звучит сказочная музыка. (Слайд 12)
- Впереди нас ждут интересные сказки Мамина – Сибиряка. Поэтому закончить урок мне хочется словами:
«Недаром дети любят сказку –
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.»Для домашней работы я вам предлагаю несколько вариантов заданий. Предоставляю вам возможность выбора. Выберите вид домашней работы по силам и интересам. (Слайд 13)
Прочитайте сказку «Про Комара- Комаровича»
Творческое задание . Составить презентацию на тему « Д. Н. Мамин – Сибиряк и его книги для детей.» Выбирают домашнее задание в индивидуальном порядке.