Нормативно-правовое обеспечение деятельности системы специального образования


Нормативно-правовое обеспечение деятельности системы специального образования
Вопросы:
1.Какие важнейшие правовые документы, отечественные и международные, в которых закреплены права лиц с ограниченными возможностями (инвалидов), вы можете назвать?
Всеобщая декларация прав человека
Международный билль о правах человека
Декларация прав ребенка
Декларация социального прогресса и развития
Декларация о правах умственно отсталых лиц
Декларация о правах инвалидов
Декларация [Санбергская декларация по инвалидам]
Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями
Касабланкская декларация
Мадридская декларация
Итоговый документ заседания высокого уровня Генеральной Ассамблеи, посвященного вопросам достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, и других согласованных на международном уровне целей в области развития в интересах инвалидов: путь вперед — повестка дня в области развития с участием инвалидов на период до 2015 года и после него
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования
Конвенция о правах ребенка
Рекомендация о переквалификации инвалидов (№ 99)
Долгосрочная стратегия осуществления Всемирной программы действий в отношении инвалидов до 2000 года и в последующий период
Всемирная программа действий в отношении инвалидов
Конвенция о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (№ 159)
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов
Конвенция о правах инвалидов
Сантосская хартия
Важнейшие отечественные правовые документы:
Конституция РК.
Национальный план действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009-2012 годы.
Закон РК «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан".
Закон РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями».
Закон РК «Об образовании».
«План по улучшению качества жизни инвалидов  на 2012-2018 годы».
2. Какие основные права и свободы закреплены в международных правовых документах, адресованных инвалидам и умственно отсталым лицам?
Права лиц с умственными и физическими недостатками в течение длительного времени являются предметом пристального внимания со стороны международного сообщества. К настоящему времени разработан и принят целый ряд документов Организации Объединенных Наций по этой проблеме.
В соответствии с принципами и целями, провозглашенными Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека, люди с ограниченными возможностями любой категории могут не только осуществлять весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав, закрепленных в этих и других документах, но и пользоваться признанным за ними правом осуществлять их на равных условиях с другими людьми.
Среди этих документов Всеобщая декларация прав человека явилась отправным пунктом для разработки многих других документов по этой проблеме. Было обращено особое внимание на необходимость обеспечения защиты детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями.
Генеральная Ассамблея ООН 20 ноября 1989 г. приняла Конвенцию о правах ребенка - «великую хартию вольностей для детей, мировую конституцию прав ребенка». Главная цель Конвенции - максимальная защита интересов ребенка. Ее положения сводятся к четырем важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Статья 23 посвящена детям с ограниченными возможностями, а также подтверждению права «неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка на достойную жизнь в обществе». Пункт 3 этой статьи предусматривает приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности.
Не менее значимой является Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1975 г. Она провозглашает равенство гражданских и политических прав лиц с ограниченными возможностями. Кроме того, они должны пользоваться особыми правами в предоставлении им специальных услуг, которые позволили бы этим лицам достигать максимального проявления своих возможностей и ускоряли бы процесс их интеграции в общество.
Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц (1971) направлена на коренное изменение отношения общества к этой категории населения. Этот документ провозглашает, что умственно отсталый человек имеет неотъемлемое право на признание его человеческого достоинства. Настоящее и будущее этих людей должно быть основано на соблюдении обществом тех же самых прав человека, которые принадлежат и всем людям.
Содержание основных международных документов, касающихся прав лиц с ограниченными возможностями, позволяет сделать следующие выводы:
1.Принцип равенства прав, отраженный во всех рассматриваемых документах, предоставляет лицам с ограниченными возможностями те же права, что и всем людям.
2.Лица с ограниченными возможностями являются обладателями особых прав, например, право неслышащего человека пользоваться услугами переводчика во время судебного процесса.
3.Особые права лиц с ограниченными возможностями представлены не в одном, а во многих правовых документах.
Международные правовые документы о правах человека признают права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, слова, религии и т.д. Особым является право на образование. Люди с ограниченными возможностями любой категории могут осуществлять весь спектр гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав.

3. Какие права и гарантии дает Закон «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»?
Настоящий Закон определяет формы и методы социальной, медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями, направлен на создание эффективной системы помощи детям с недостатками в развитии, решение проблем, связанных с их воспитанием, обучением, трудовой и профессиональной подготовкой, профилактику детской инвалидности.
Социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей с ограниченными возможностями начинается с рождения ребенка до достижения им совершеннолетнего возраста путем проведения массового комплексного медицинского, психологического, педагогического и социального обследований и профессиональной диагностики, разработки индивидуальной программы реабилитации, оказания медицинских, педагогических, психологических, социальных услуг и трудового обучения. 
Согласно этому, статьи закона обеспечивают права и гарантии детям с ограниченными возможностями:
Статья 11. Организация образования детей с ограниченными возможностями.
1.В соответствии с заключением психолого-медико-педагогических консультаций и индивидуальным планом обучения дети с ограниченными возможностями могут получать дошкольное воспитание и обучение с трехлетнего возраста, начальное и основное среднее образование с семи-десятилетнего возраста. При этом продолжительность начального и основного среднего образования в соответствии с государственными образовательными программами не может быть менее десяти лет. 
При наличии показаний по заключению психолого-медико-педагогических консультаций воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями осуществляется индивидуально и бесплатно на дому. 
2.Дети с ограниченными возможностями имеют право на получение образования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об образовании. Государство содействует профессиональной подготовке детей с ограниченными возможностями. 
Статья 14. Трудовая подготовка и профессиональное образование детей с ограниченными возможностями.
1.Дети с ограниченными возможностями могут получать профессиональное образование в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан об образовании.
2. Трудовая подготовка детей с ограниченными возможностями проводится в семье, в специальных организациях образования. Для определения возможностей и характера будущей профессиональной деятельности детей с ограниченными возможностями проводится профессиональная диагностика в профессионально-консультативных центрах, специальных организациях образования.
3.Техническое и профессиональное образование детей с ограниченными возможностями осуществляется в специальных организациях образования, специальных коррекционных организациях. 
Статья 15. Права детей с ограниченными возможностями.
1.Дети с ограниченными возможностями имеют право на: 
1)гарантированное бесплатное получение социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки;
2)бесплатное обследование в государственных медицинских организациях, психолого-медико-педагогических консультациях или отделах медико-социальной экспертизы и бесплатную медицинскую помощь в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
3)бесплатную медико-психолого-педагогическую коррекцию физической или психической недостаточности с момента обнаружения, независимо от степени ее выраженности, в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической консультации;
4)бесплатное обеспечение по медицинским показаниям протезно-ортопедическими изделиями и обувью, печатными изданиями со специальным шрифтом, звукоусиливающей аппаратурой и сигнализаторами, компенсаторными техническими средствами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 
5)получение бесплатного предшкольного и общего среднего образования в специальных организациях образования или государственных общеобразовательных учебных заведениях в соответствии с заключением психолого-медико-педагогических консультаций;
6) бесплатное, на конкурсной основе, техническое и профессиональное, послесреднее, высшее образование в государственных учебных заведениях в пределах государственных образовательных программ; 7) трудоустройство по окончании обучения в соответствии с полученным образованием и (или) профессиональной подготовкой в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан. 2. При участии в конкурсе на получение бесплатного государственного образования через бюджетное финансирование, образовательных грантов в случае одинаковых показателей преимущественное право имеют инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, которым согласно заключению отделов медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих организациях образования. 
3. Дети с ограниченными возможностями из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, находящиеся на полном государственном обеспечении, после окончания пребывания в специальных организациях образования и достижения совершеннолетия обеспечиваются жильем местными исполнительными органами в установленном законодательством порядке. 
Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан в области социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями, несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
4. Какие права и гарантии дает Закон «Об образовании» для детей с отклонениями в развитии?
 Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области образования, определяет основные принципы государственной политики в этой области и направлен на обеспечение конституционного права граждан Республики Казахстан, в том числе и детей с отклонениями в развитии, на образование, определяет права и гарантии детей с ограниченными возможностями, основными принципами которых являются равенство прав детей на получение качественного образования и его доступность с учетом особенностей здоровья ребенка.
Следующие статьи определяют эти права и гарантии:
Статья 3. Принципы государственной политики в области образования.
1. Основными принципами государственной политики в области образования являются: 1) равенство прав всех на получение качественного образования;       3) доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого лица. 
Статья 8. Государственные гарантии в области образования.
6. Государство, реализуя цели инклюзивного образования, обеспечивает гражданам с ограниченными возможностями в развитии специальные условия для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации на всех уровнях образования.
Статья 11. Задачи системы образования. 14) создание специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями.
Статья 14. Образовательные учебные программы. Для отдельных категорий лиц разрабатываются специальные образовательные учебные программы, учитывающие особенности развития и потенциальные возможности обучающихся и воспитанников, определяемые с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогических консультаций.
Статья 19. Специальные образовательные учебные программы.
1. Специальные образовательные учебные программы разрабатываются на основе образовательных учебных программ начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального образования и направлены на обучение и развитие лиц с ограниченными возможностями, учитывают психофизические особенности и познавательные возможности обучающихся и воспитанников, определяемые с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогических консультаций.
2. Для лиц, нуждающихся в длительном лечении, а также для детей и подростков с ограниченными возможностями в развитии разрабатываются и внедряются специальные коррекционные общеобразовательные учебные программы.
3.Специальные общеобразовательные учебные программы реализуются в специальных организациях образования, предусмотренных законами Республики Казахстан, в общеобразовательных школах или на дому.
Статья 26. Общие требования к приему обучающихся и воспитанников в организации образования.
5. При проведении конкурса на получение образовательных грантов, а также на зачисление в состав обучающихся по государственному образовательному заказу на подготовку кадров с техническим и профессиональным, послесредним и высшим образованием преимущественное право имеют:   инвалиды с детства, дети-инвалиды, которым согласно заключению медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих организациях образования, и лица, имеющие документы об образовании (свидетельства, аттестаты, дипломы) с отличием.
8. При поступлении на учебу в организации образования, реализующие профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего и высшего образования, предусматривается квота приема для: 1) граждан из числа инвалидов I, II групп, инвалидов с детства, детей-инвалидов. 
Статья 27. Формы получения образования. В зависимости от содержания образовательных учебных программ с учетом потребностей и возможностей личности, создания условий доступности получения каждого уровня образования обучение осуществляется в форме очного, вечернего, заочного, экстерната и дистанционной форме обучения для детей с ограниченными возможностями.
 Статья 47. Права, обязанности и ответственность обучающихся и воспитанников.
1. Граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, имеют право на выбор организаций образования и формы получения образования в соответствии с условиями приема.
3.Обучающиеся и воспитанники имеют право на: 1) получение качественного образования в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования; 2) обучение в рамках государственных общеобязательных стандартов образования по индивидуальным учебным планам, сокращенным образовательным учебным программам по решению совета организации образования; 3) выбор альтернативных курсов в соответствии с учебными планами; 4) получение дополнительных образовательных услуг, знаний согласно своим склонностям и потребностям на платной основе; 5) участие в управлении организацией образования;  6) восстановление и перевод из одного учебного заведения в другое, с одной специальности на другую, с платной основы на обучение по государственному образовательному заказу или с одной формы обучения на другую; 7) бесплатное пользование информационными ресурсами в организациях образования, обеспечение учебниками, учебно-методическими комплексами и учебно-методическими пособиями; 8) бесплатное пользование спортивными, читальными, актовыми залами, компьютерными классами и библиотекой; 9) получение информации о положении в сфере занятости населения в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 10) свободное выражение собственного мнения и убеждений; 11) уважение своего человеческого достоинства; 12) поощрение и вознаграждение за успехи в учебе, научной и творческой деятельности.
4. Обучающиеся и воспитанники всех организаций образования очной формы обучения, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, имеют право на: 1) льготный проезд на общественном транспорте (кроме такси) по решению местных представительных органов; 2) совмещение обучения с работой в свободное от учебы время; 3) отсрочку от призыва на воинскую службу в соответствии с  законодательством Республики Казахстан.
5. По медицинским показаниям и в иных исключительных случаях обучающемуся может предоставляться академический отпуск.
6. Граждане, окончившие организации образования независимо от форм собственности, обладают равными правами при поступлении в организации образования следующего уровня.
6-1. Лицам, получившим по окончании «Назарбаев Интеллектуальные школы» и международных школ документ об образовании, уполномоченным органом в области образования выдаются сертификаты о результатах единого национального тестирования для участия в конкурсе на получение образовательных грантов. Баллы сертификатов устанавливаются путем перевода итоговых оценок (баллов) по шкале, утверждаемой уполномоченным органом в области образования.
6-2. Победители международных олимпиад и конкурсов научных проектов (научных соревнований) по общеобразовательным предметам последних трех лет, а также участники данных международных олимпиад и конкурсов научных проектов (научных соревнований) по общеобразовательным предметам текущего года (за исключением выпускников, претендующих на получение аттестата особого образца и знака "Алтын белгі") получают сертификаты о результатах единого национального тестирования, выданные уполномоченным органом в области образования, на основании перевода итоговых оценок в баллы сертификатов. Шкала для перевода годовых оценок обучающегося в баллы сертификатов утверждается уполномоченным органом в области образования.
7.Студентам, интернам, магистрантам, докторантам, слушателям резидентуры, слушателям подготовительных отделений высших учебных заведений, обучающимся в организациях образования по государственному образовательному заказу по очной форме обучения (кроме учащихся профессиональных лицеев), может выплачиваться государственная стипендия. Правила назначения и выплаты государственной стипендии, а также ее размеры утверждаются Правительством Республики Казахстан. Государственная именная стипендия выплачивается наиболее одаренным магистрантам высших учебных заведений и обучающимся высших учебных заведений Республики Казахстан по очной форме обучения на основании решений ученых советов высших учебных заведений.
Инвалиды по зрению и инвалиды по слуху, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся под опекой (попечительством), а также студенты и магистранты, имеющие по результатам очередной промежуточной аттестации обучающихся только оценки "отлично", имеют право на получение повышенной государственной стипендии, размер которой определяется Правительством Республики Казахстан. Именные стипендии, учреждаемые физическими и юридическими лицами, назначаются обучающимся по очной форме обучения в организациях технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования. Размеры именных стипендий и порядок их выплаты определяются органами и лицами, их учредившими.
9.Обучающиеся, принятые на обучение в соответствии с государственным образовательным заказом, обеспечиваются организациями образования местами в общежитиях в установленном ими порядке.
10.Отвлечение обучающихся и воспитанников от учебного процесса не допускается.
12.Отдельным категориям обучающихся и воспитанников предоставляются и другие льготы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
13.Обучающиеся на основе государственного образовательного заказа в организациях образования технического и профессионального, послесреднего и высшего образования имеют право на льготный проезд в период зимних и летних каникул на междугородном железнодорожном и автомобильном транспорте (кроме такси).
17-2. Освобождение от обязанности по отработке, предусмотренной пунктом 17 настоящей статьи, предоставляется решением комиссии по персональному распределению молодых специалистов следующим категориям молодых специалистов: 2) инвалидам I и II группы;
17-3. Прекращение обязанности по отработке, предусмотренной пунктом 17 настоящей статьи, без возмещения расходов, понесенных за счет бюджетных средств, связанных с обучением, наступает: 3) в случае установления инвалидности I и II группы в течение срока отработки.
Статья 67. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области образования. Нарушение законодательства Республики Казахстан в области образования влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Статьи и пункты разных документов, гарантирующих права на образование детей
с ограниченными возможностями
Таблица
Конвенция о правах ребенка
Декларация
о правах инвалидов Декларация о правах умственно отсталых лиц. Закон РК «Об образовании». Закон РК «О социальной и медико-педагогической
коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»
Ст.2, п.1., 2
Ст.23, п.1-4
Ст.28, п.1-3
Ст.29, п.1-2
п.2
п.3
п.4
п.6
п.1
п.2
Ст.3, п.1.1, 3
Ст.8, п.6
Ст.11, п.14
Ст.14, п.2.4
Ст.19, п.1-3
Ст.26, п.5, 8.1
Ст.27
Ст.47, п.1, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17.2, 17.3
Ст.67
Ст.11, п.1-2
Ст.15, п.1, 5, 6
Ст.14, п. 1-3
Литература для самостоятельной работы1. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. — I997.- №1. 2. Всемирная программа действий ООН в отношении инвалидов. — Нью-Йорк, 1983.
3.Конвенция о правах ребенка
4. Декларация о правах инвалидов,
5. Декларация о правах умственно отсталых лиц.
6.Закон Республики Казахстан «Об образовании». 7.Закон Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической
коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»
8. Специальная педагогика. /Под ред. Н.М.Назаровой – М.,2000