Особенности работы школьных служб примирения в республике Хакасия.


Золотухина А.С.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» города Абакана.
Особенности работы школьных служб примирения в республике Хакасия.
Впервые в России программа примирения по случаю конфликта между учеником и учителем (где медиаторами были школьники) успешно прошла в московской школе в 2001г. В 2002 – 2003 годах решался вопрос о встраивании служб примирения в структуру школ, разрабатывалась модель школьной службы примирения (ШСП). Пилотные проекты работы ШСП начали работать с 2004г. в Пермском крае и Волгограде. В 2009 – 2010 годах создаются Всероссийская и региональные ассоциации медиаторов. Предполагается, что ШСП работает в тесном контакте с территориальной службой примирения (ТСП) и при ее методической поддержке [Коновалов А.Ю. Развитие школьных служб примирения в России. Восстановительная культура школы. Сборник Восстановительное правосудие в России / под общ. ред. Н.В. Путинцевой. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. – с.22.]В настоящее время ШСП – один из необходимых механизмов работы школы в Республике Хакасия. По-прежнему актуальным остается вопрос о медиаторах, их профессиональных навыках и компетенции. Кроме того, в организации работы ШСП нет конкретной вертикали. Каждая образовательная организация самостоятельно создает службу примирения и организует ее работу. Согласно Методическим рекомендациям по созданию и развитию служб примирения, составленным научным сотрудником ГБОУ ВПО МГППУ, руководителем направления «Школьные службы примирения» МОЦ «Судебно-правовая реформа» Коноваловым Антоном Юрьевичем (далее, Методические рекомендации), в образовательных организациях медиатором может стать заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог или психолог. Предлагаются, также, примерный перечень документации и рекомендации по проведению встреч пострадавшей и виновной сторон. Однако для обучения медиатора специальным навыкам работы, направленной на восстановительный результат, прежде всего, понадобится достаточно много времени. Школьные конфликты по большей части решаются социальными службами школ по традиционным сценариям, не имеющим ничего общего с восстановительными программами.
Кроме того, не существует документа, определяющего полномочия и регламентирующего деятельность ШСП. Так, например, в Методических рекомендациях по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях сказано: «Служба примирения создает условия, чтобы при вынесении административного решения по отношению к обидчикам или сторонам конфликта (в том числе по поводу возможности наказания) были учтены результаты успешного прохождения программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций и заглаживания причиненного вреда». Но здесь ничего не сказано о том, на основании чего служба примирения берет на себя такие полномочия, и как процессуально это оформляется. А поскольку законодательной основы, определяющей полномочия и круг решаемых проблем, не существует, ясно, что школьная служба примирения создается только для оперативного решения текущих споров и конфликтов, возникших в данный момент и требующих простейших действий для разрешения. С этой позиции она подменяет и дублирует деятельность социально-педагогических работников, до сих пор занимавшихся этой проблемой. В сферу деятельности школьной службы примирения не включены более важные вопросы, и серьезные правовые инциденты, выходящие за рамки должностных инструкций социальных педагогов и обнаруженные, как правило, именно школьной социально-педагогической службой. Решение этих вопросов не входит в компетенцию школ и школьных служб примирения. А значит, круг решаемых на школьной медиации вопросов узко ограничен. Может ли школьный медиатор повлиять на решение участкового или инспектора ПДН о дальнейшей судьбе несовершеннолетнего правонарушителя? Нет, у него для этого нет узаконенных прав, а вышеозначенные сотрудники имеют четкие правовые основы своей деятельности, инструкции и ответственность за их нарушение.
По данным Министерства образования и науки Республики Хакасия в республике функционирует 41 школьная служба примирения. Формы организации и методы работы этих служб неизвестны. Проблема заключается в том, что создание в образовательной организации службы примирения не является обязательным, а осуществляется при принятии волевого решения руководства школы. Является ли эффективной работа ШСП, также выяснить невозможно, поскольку форм ведения документации и отчетности не существует.
В рамках проводимого нами исследования был проведен опрос несовершеннолетних от 13 до 18 лет. Целью опроса являлось изучение мнения подростков о школьных службах примирения, частоте их участия в программах примирения и степень доверия им. Результаты исследования представлены следующими количественными показателями:

Из 150 опрошенных - 34 человека знают или слышали о существовании школьной службы примирения. Цифра небольшая, а это говорит о том, что школьные службы примирения мало востребованы или выполняют работу формально. Большинство подростков - 115 человек уверены, что несовершеннолетнего правонарушителя можно перевоспитать без назначения ему наказания за противоправное деяние. Таким образом, теоретически, ШСП и ТСП должны быть востребованы. Логично, что большинство - 138 человек из опрошенных, при совершении противоправного деяния предпочли бы стать участником программы примирения, а не понести положенное по закону наказание. Программа по заглаживанию вреда пострадавшему представляется подросткам проще, чем отбывание наказания. Однако только 47 человек готовы, в случае, если вина будет заглажена, не требовать никакого наказания для своего обидчика. Последний показатель свидетельствует о том, что подростки не готовы к беспристрастному рассмотрению конфликтов и прощению правонарушителей.
Очевидно, что работа ШСП по реализации восстановительных программ в школах Хакасии необходима, но для эффективной деятельности этой службы необходимо решение вышеперечисленных проблем и противоречий. Кроме того, необходима организация обучения медиаторов основам концепции восстановительного правосудия и технологиям работы, а не составлению документации и написанию отчетов. Важно, также, работать с подростками в направлении разрешения конфликтных ситуаций путем общения и обсуждения проблем с целью деэскалации конфликта и поиска взаимоприемлемого решения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что программы восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних, имеющие под собой прочную идейно-нравственную основу, на практике не показали достаточную эффективность. Подростки осознают важность и признают необходимость программ медиации только в случае, если им грозит наказание, которое восстановительное правосудие заменяет возможностью заглаживания вины.
Коновалов А.Ю. Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / под общ. ред. Л.М. Карнозовой. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. – с.22.
Опыт работы школьных служб примирения в России / Сборник материалов. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014г.
Психологическая и социальная помощь в ювенальном суде // Правосудие в Хакасии № 2(16) 2009 г.
Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации.