Статья. Формы и методы работы классного руководителя с родителями


МБОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»
ТЕОРЕТИЧНСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА
«Активные формы и методы работы классного руководителя с родителями»
Педагог-психолог:
Костоусова Е.В.
г. Петухово 2016
«Теоретическая интерпретация опыта»
Наименование темы опыта: «Активные формы и методы работы классного руководителя с родителями»
Объект передового опыта: система работы с родителями 8В класса.
Актуальность проблемы опыта:
Актуальной проблемой нашего времени является вовлечение родителей в образовательный процесс школы. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Организация взаимодействия с семьёй – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000г.) обязывает работников школьного образования развивать разнообразные формы и методы взаимодействия с семьями учащихся, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей
образовательных услуг. Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. Условия функционирования опыта: Исходным условием становления моего опыта является формирование у родителей правильного представления о воспитании детей, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы, понимания значимости сотрудничества семьи и школы, взаимоотношения между родителями и детьми. Участие родителей во всех проводимых мероприятиях в классе и школе.
«Практико-прикладная интерпретация опыта».
Описание сущности опыта.
Семья и школа -два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и школой всей тяжестью ложится на ребёнка. Не секрет, что многие родители интересуются только оценками ребенка. Считают что школа - место где должны научить его ребенка всему, где он все время должен быть под присмотром классного руководителя. И мы педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребёнка в семье и школе, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Поэтому я начала работать над проблемой взаимодействия школы и семьи по теме «Активные формы и методы работы классного руководителя с родителями».
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность я решила вести по следующим направлениям.
Познавательное направление: это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания подрастающего поколения, психологии общения с подростками, решении конфликтных ситуаций.
Информационно-аналитическое:
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество школы и семьи».
Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребёнка, специфику семьи и семейного воспитания школьника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.
Я разработала для себя критерий, который назвала «включённостью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на школьных праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; в выпуске классной газеты «Эврика», оформление классной комнаты к праздникам.
Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
1.Лидеры - умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы школы- 7 человек, что составляет 28%.
2.Исполнители - принимают участие при условии значимой мотивации -15, что составляет 60%
3.Критические наблюдатели - активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же» -3 человека, что составляет 12%.
У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
В нашей школе созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребёнка. Совместная работа специалистов школы (социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, администрации школы) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах обучения ребёнка в школе.
Исходя из целей школы, я сформулировала свои так:
*Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
*Установление доверительных и партнёрских отношений с родителями.
*Вовлечение родителей в единое образовательное пространство.
Для этого я использую активные формы и методы работы с родителями:
-общие и групповые родительские собрания;
-консультации;
-Занятия с участием родителей;
-совместные экскурсии;
-участие родителей в подготовке и проведении праздников, досуга.
-беседы с детьми и родителями;
-работа с родительским комитетом;
-тренинги.
Одна из форм информационно-аналитической работы - классный ежедневник, в который родители могут записывать свои идеи и предложения, обращаться с вопросами к классному руководителю, администрации школы. Данные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темами заседания родительского комитета или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с учителями-предметниками, директором школы и она очень эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьёй остаётся родительское собрание, но на встречи в виде отчётов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Я нашла выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попыталась построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал более тщательной подготовки, но результат стал ощутимее.