Урок внеклассного чтения Сердце, отданное людям (по рассказу М. Горького Старуха Изергиль)

Урок внеклассного чтения
Сердце, отданное людям.
(по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»)
Цели урока:
1) обучающая: проанализировать легенду о Данко, на основании анализа сформировать представление учащихся о жизненной позиции героя;
2) развивающая: развивать навыки критического мышления, умение ставить и формулировать вопросы, проблемы, совместно искать ответы на них;
3) воспитательная: вырабатывать собственный взгляд на жизненные ценности; воспитывать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию,  добру, служению людям.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: текст «Старуха Изергиль». (Легенда о Данко) М.Горького, ТСО, презентация, портрет М. Горького, кроссворд, карточки с текстом для работ в парах, творческие работы обучающихся, музыкальное сопровождение урока.

Этапы урока и хронометраж:
Организационный этап – 2 минуты
Актуализация знаний – 10 минут
Изучение новых знаний – 16 минут
Применение знаний – 5 минут
Информация о домашнем задании – 2 минуты
Итог урока и выставление оценок - 5 минут
Рефлексия – 1 минута


Ход урока
1. Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ легенды


Жизнь для меня не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела,
который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно
заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать
грядущим поколениям.
Б. Шоу.

Фраза, которую вы видите на слайде, принадлежит американскому драматургу и писателю Бернарду Шоу, который сказал: «Жизнь для меня не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям».
Эта фраза заставляют задуматься над смыслом жизни. Давайте вместе порассуждаем, с помощью чего человек может заставить этот факел пылать ярче?
(С помощью своих поступков, направленных на добро, справедливость, бескорыстное служение человеку, Родине, заботу об окружающем мире).
Все перечисленное вами составляет жизненную позицию, философию человека, а слова Б. Шоу, я считаю, целесообразно использовать как эпиграф к нашему уроку по теме «Сердце, отданное людям». Цели сегодняшнего урока: проанализировать легенду о Данко, сформировать представление о жизненной позиции героя и учиться вырабатывать собственный взгляд на жизненные ценности.
Давайте откроем тетради и запишем тему и эпиграф урока.
(обучающиеся работают в тетрадях)
2. Проверка домашнего задания.
Вам на дом было предложено задание - составить рассуждение о том, какого человека вы можете назвать красивым.
(Заслушивается насколько вариантов с комментариями. В это время 2 ученика работают с толковым словарем, определяют значение слова красота. 4 ученика работают с кроссвордом (проверка домашнего задания))
Спасибо за высказанную вами точку зрения. А сейчас мы обратимся к тем, кто работал со словарной статьей. Итак, что же такое красота?
(заслушиваем толкование слова)
Ребята, скажите, пожалуйста, какая красота (кроме физической) еще существует?
Что она из себя представляет?
3. Актуализация знаний.
А теперь давайте обратимся с вами к легенде о Данко.
К какому художественному направлению относится данное произведение? Почему?
(Романтизм - особый тип творчества, художественное направление, характерным признаком которого является отображение жизни вне реальных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной действительностью, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми. Романтические образы призваны запечатлевать в красках, словах, звуках, форме то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного.)
Принципы романтизма Горького явно обозначены им самим: «Героическое дело требует героического слова»; «Настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого... чтобы не было похоже на жизнь, а было ваше ее, лучше, красивее»
Какова композиция рассказа? (рассказ в рассказе, 3 части: легенда о Ларе, рассказ о жизни Изергиль, легенда о Данко)
Что такое легенда?
(Легенда – один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с шестого века. Первоначально – житие святого, написанное для чтения в день его памяти. В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.)

Составьте словесный портрет человека-легенды (Обращение к ассоциативному мышлению учащихся.)
(Например: смелый, бесстрашный, умеющий преодолевать трудности, опасности, жертвующий собой во имя других, совершающий подвиг...)
- С каким библейским преданием созвучна легенда о Данко?
(«Легенда о Данко» созвучна с библейским преданием о спасении иудейского народа из египетского плена. Давайте посмотрим, что общего в этих легендах, чем они отличаются).
(Потомки Авраама, евреи, остававшиеся в Египте примерно 400 лет, постепенно были порабощены египтянами. В конце концов, после ряда страшных бедствий, Моисей вывел их из Египта, проведя через Красное море и пустыню. Мы не можем точно сказать, каким именно путем они шли - карта показывает маршрут, о котором говорит предание. (Они не могли идти по прямой прибрежной дороге, так как её стерегли египтяне). На горе Синай Моисей получил Десять Заповедей. Позднее в Ханаан были отправлены разведчики, чтобы "высмотреть" Обетованную Землю. В пустыне евреи провели сорок лет. После смерти Моисея они перешли через реку Иордан и, выйдя из Моава, вступили в Землю Обетованную).
- В чём сходство сюжетов библейской истории и легенды о Данко?
(работа в тетради, затем проверка)

Легенда о Моисее
Легенда о Данко

Сходство (заполняют самостоятельно)

Плен, враги, выводит один человек, люди теряют веру в спасение, ропщут и на Моисея и на Данко

Различия (заполняем вместе)
безжизненная пустыня помощь Господа блуждали 40 лет  умирает в пути, не закончив своё дело
Спас: господь
непроходимый лес надежда только на себя выводит из плена ценой своей жизни
Данко спас всех один


4. Изучение нового материала. Работа с текстом художественного произведения.
Какими вы видите людей этого племени? Могли ли они, на ваш взгляд, сделать что-то, чтобы чужие племена не сумели прогнать их в глубь леса?
( "Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех
сторон таборы этих людей, а с четвертой - была степь. Были это веселые,
сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то
иные племена и прогнали прежних в глубь леса. )
Как вы думаете, можно ли было как-то спасти племя от гибели?
(Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску.)

Что помешало людям бороться за свое племя? Оставалась ли еще надежда на спасение?
(Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна – назад, - там были сильные и злые враги, другая – вперед, - там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям. Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота. Они сидели, а тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота... Люди все сидели и думали. Но ничто – ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум... Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, - и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче ...
Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни...)

(-Горький описывает, как страшно людям было в лесу: великаны-деревья сдвигались вокруг людей по ночам, тьма словно собиралась раздавить людей, а ведь они привыкли к свободе, к простору степи. Страх помешал им действовать.
- Люди, хотя и оказались в дремучем лесу, все-таки еще думали пойти бороться с чужаками, но боялись погибнуть, ведь вместе с ними умерли бы и заветы.
- Но если люди останутся в лесу и будут дальше гибнуть от смрада болот, то все равно заветы будет некому передать, поэтому все-таки надо никогда не терять надежды на спасение... Все равно нужно было что-то делать...
- Я думаю, что надежда у них все-таки была, потому что это были сильные люди и они не переставали думать, как выбраться из леса, а значит, когда-нибудь все равно выход бы они нашли.)
Какие краски являются главными в описании природы, окружающей людей?

(Краски тьмы: «там были болота и тьма... так густо переплелись ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую тьму» Автор использует средства художественной выразительности: «каменные деревья -эпитет; великаны-деревья - эпитет; цепкий ил - эпитет; кольцо тьмы -метафора (крепкой тьмы - эпитет); лес грозил и пел похоронную песню – олицетворение, гиперболу («В лесу стало так темно, точно в нем собрались сразу все ночи»); олицетворение («великаны-деревья гудели сердитые песни», «болото разевало свою жадную гнилую пасть»); эпитеты («холодный огонь»; «ядовитый смрад», «голубые воздушные цветы»).
Какова их роль? (Эти люди обречены на смерть)
В ситуации, когда дороги назад нет, а дорога вперед внушает страх, появляется Данко. Нарисуйте словесный портрет Данко.
(Высокий, стройный, у него гордая осанка и широкие плечи атлета. В лице его поражают глаза, они полны необыкновенным сиянием.). Данко цыганское сокращение имени «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]». Имя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дам», «дающий».

Давайте найдём в тексте слова фразы, которыми Данко заставляет людей действовать.
(«Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим время на думу да тоску? Вставайте, пойдём в лес и пройдём его сквозь, ведь имеет же он конец – всё на свете имеет конец!»)
Как восприняли люди предложение Данко? Почему они поверили ему?

(Но тут явился Данко и спас всех один. Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:
- Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец - все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..
Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.
- Веди ты нас! - сказали они.
Тогда он повел...")

Проанализируем описание грозы. Как оно помогает отразить состояние людей и происходящее между ними?

(- Гроза – страшное явление: грозно зашептали деревья, грозно шумят молнии.
- Употребляются активные глаголы: грянула, скрипели, гудели, летая, освещали, исчезали – они передают динамику действия.
- Контраст: сгущающаяся тьма и холодный огонь молний, «молнии разрывали тьму в клочья».
- Из тьмы выступало «что-то страшное, темное и холодное». Автор даже не называет, что это. Неопределенное местоимение усиливает впечатление таинственности, загадочности, а значит, возрастает и страх.
- Разъяренные люди видятся Данко в зверином облике.
- Снова возникает образ кольца как угрозы, когда люди, как волки, стали плотнее окружать Данко, чтобы легче было схватить его и убить.)

Как вы считаете, что может дальше произойти с Данко? Можем ли мы осуждать людей за трусость?

(- Людей много, это толпа, а толпа может растерзать.
- Данко может дальше убеждать людей и, возможно, убедит.
- Данко может бросить людей и спасти самого себя.
- Думаю, что Данко решился искать выход именно из-за того, чтобы спасти племя, поэтому он будет с ними до конца.
- Утомленные, люди пали духом и не могли идти дальше. Они устали, испугались трудностей, не знали, что ждет их впереди.)

Какой момент следует считать кульминационным?

( Когда Данко вырвал из груди свое сердце и осветил им путь людям.)

Какими средствами художественной выразительности изображается сердце героя?

(- Градация: «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца».
- Повторы: пылало, ярко, солнце, освещенный, факел.
- Перифраз: сердце – «факел великой любви к людям», символ жертвенной любви
- Метафора « горящее сердце», «сердце, отданное людям» приобретает здесь прямой смысл.)

Предполагали ли вы, что все может так закончиться? Напрасна ли смерть Данко?

(- Да, предполагал, но надеялся, что люди окажутся добрее.
- Думал, что герои спасутся. Они и спаслись, но какой ценой...
- Наверное, нельзя строго судить людей, ведь не каждый человек способен на смелый поступок.
- Данко погиб. Его гибель не напрасна. Он спас целое племя от гибели. И может быть, сейчас люди и не думают о благодарности, но потом, я уверен, они поймут, что для них сделал Данко.)
С каким чувством умирает герой, чем оно вызвано, что приобрели люди благодаря Данко?
(Он умирает счастливым, с сознанием выполненного долга, с чистой совестью.)
Как проявляют себя люди по отношению к герою?
( «радостные и полные надежд... не заметили смерти ...» , они не осознали того, что для них совершили.)
Как вы думаете чего опасался тот «осторожный человек», что наступил на сердце Данко?
(Люди привыкли жить в страхе и он боялся чего - то)
5. Подведение итогов урока.
Какова же тема легенды? (Тема - подвиг Данко, жертвующего собой ради спасения людей.)
Можно ли назвать Данко героем? Чему учит нас эта легенда?(Дети говорят и о том, что подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание. И о том, что подвиг Данко должен служить напоминанием новым поколениям о том, каким должен быть настоящий человек. Промете
·й  в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], защитник людей от произвола богов.)
Творческое задание: написать синквейн, в котором ключевое слово «Данко».
Выставление оценок за урок с комментариями. Домашнее задание : заполнить карты «Средства художественной выразительности в «Легенде о Данко».
Вот и подошел к концу наш урок. Я хочу в конце его подарить вам сердце – символ добра, способности чувствовать боль другого человека и сопереживать этому человеку. А вы в свою очередь, можете написать на оборотной стороне пожелание другу и подарить частичку уже вашего сердца тому, кому это необходимо. Спасибо за урок!

Примеры синквейнов, составленных детьми.
Данко.
Смелый, красивый.
Жалел, спасал, погиб.
Красивые – всегда смелы.
Подвиг.
* * *
Данко.
Бесстрашный, мужественный.
Жалеет, любит, жертвует.
Может победить смерть.
Герой.
* * *
Данко.
Бескорыстный, благородный.
Любит, ведет за собой, погибает.
Во имя других готов пожертвовать собой.
Человек-легенда.