Проект дошкольной академии Братство народов — богатство Югры


-501015-320675
Резюме проекта
Для  развития гражданского самосознания и воспитания чувства толерантности у детей с особыми возможностями здоровья, необходимы специальные педагогические условия. Данная категория воспитанников имеет ряд психофизиологических особенностей: у них ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень психофизического развития, трудности в формировании эмоционально-волевой,   мотивационной сфер  и высших психических функций, затруднено осознание себя и окружающего мира. Поэтому особое место в организации патриотического воспитания у детей с ОВЗ отводится системно-деятельностному подходу, который обеспечивает построение воспитательно-образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья воспитанников.
Проект дошкольной академии «Братство народов – богатство Югры» позволит обеспечить комплексный подход к патриотическому воспитанию детей с особенностями развития путем реализации системы мероприятий по изучению культурных традиций и обычаев народов Лангепаса в следующих блоках:
«Свирель» - знакомство с национальной музыкальной культурой, танцами, особенностями проведения народных праздников;
«Лукоморье» - знакомство с устным народным творчеством;
«Мастерская народных ремесел» - декоративно-прикладное творчество народов России и Югры;
«Тропинки истории» - изучение особенностей национальной культуры и быта.
Таким образом, ребёнок,  ставший участником проекта дошкольной академии «Братство народов – богатство Югры», реализует свои возможности в разных видах деятельности.
Целевая аудитория проекта – воспитанники групп компенсирующей направленности и их родители.
Реализация мероприятий дошкольной академии «Братство народов – богатство Югры» будет осуществляться согласно плану в течение учебного года, каждый месяц которого посвящен изучению культуры и традиций народов, проживающих на территории города Лангепаса: русских, украинцев, беларусов, татаро-башкирского народа, хантов, казахов, народов Кавказа. Курс дошкольной академии «Братство народов – богатство Югры» завершает многонациональный фестиваль «Дружат дети всей Земли».
Предполагается, что в качестве пилотной площадки по реализации основных мероприятий проекта выступит ЛГ МАДОУ «ДСКВ №8 «Рябинка». В последствии возможно тиражирование и распространение опыта реализации проекта в других дошкольных учреждениях.
Предполагаемыми результатами реализации проекта дошкольной академии «Братство народов – богатство Югры» станет формирование у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья интереса к жизни людей других наций, их культуре, обычаям и национальному искусству, представлений о том, что должно объединять людей различных национальностей, развитие желания проводить активно совместные праздники, получать удовлетворение от подготовленных общим коллективом развлечений. Все это будет способствовать созданию в детском саду атмосферы дружбы, развитию добрых чувств, бытующих в отношениях людей различных национальностей.
Новизна данного проекта заключается в том, что в нём представлен комплексный подход к воспитанию патриотизма и толерантности у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизиологических особенностей, разработана система мероприятий, позволяющая наиболее полно узнать о традициях и обычаях народов Лангепаса.
Особенностью реализации проекта дошкольной академии «Братство народов – богатство Югры» является организация тесного сетевого взаимодействия с центром военно-спортивной и патриотической подготовки «Патриот», Центром национальных культур ЛГ МАУ «Фортуна», ЛГ МАУ ДОД «Радуга», Музейно-выставочным центром, городским Казачьим обществом.
Предложения по возможному распространению проекта:
Проект можно использовать в различных возрастных группах детского сада, в том числе общеразвивающей направленности, дополнительном образовании, для детей в группах кратковременного пребывания.  Мы надеемся, что реализуемый проект поможет воспитанникам групп компенсирующей направленности развить чувства общности, дружбы и единства с представителями различных национальностей, проживающих в городе Лангепасе.

Цель проекта: развитие у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья чувств толерантности и национального единства посредством реализации комплекса мероприятий дошкольной академии «Братство народов – богатство Югры».
 Задачи проекта: 
- формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
- воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям;
- приобщать к истокам народной культуры.
- дать детям знания о многообразии народов проживающих на территории Югры и города Лангепаса;
- воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.
- способствовать формированию у детей интереса к народам России;
 - познакомить воспитанников с особенностями разных народных культур, с традиционными народными подвижными играми, фольклором, сказками.
Актуальность проекта:
В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья.  Важно донести до сознания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.Проблема патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями состоит в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок,  ставший участником проекта, реализует свои возможности в разных видах деятельности.
В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России. В музыкальной деятельности дети  знакомятся с фольклором народов России. В танцевальной деятельности, при исполнении национальных танцев с различными перестроениями у детей развивается чувство ритма, умение передавать характер музыки через движение. Всё это  позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувства гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате реализации проекта детской академии «Братство народов – богатство Югры» у детей с ограниченными возможностями будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Этапы реализации проекта
Этап Мероприятия Сроки проведения Ответственные
Подготовительный 1. Первичный опрос воспитанников групп компенсирующей направленности «Что я знаю о России» 15.09.2015 Воспитатели группы
2. Заключение и обновление соглашений о взаимодействии и взаимном сотрудничестве с учреждениями и организациями города, разработка плана совместной работы по реализации мероприятий проекта 1.07.2015 – 1.09.2015 Заместитель заведующего
3. Методическое обеспечение проекта: разработка программы, календарного планирования, музыкального материала 1.09.2015– 1.10.2015 Заместитель заведующего, Воспитатели группы, музыкальный руководитель
4. Оснащение проекта: закупка необходимых материалов 1.09.2015 – 1.10.2015 Завхоз
5. Проведение рекламной кампании Заместитель заведующего
Основной 1.Реализация основных мероприятий в рамках проекта 1.10.2015 – 1.05.2016 Заместитель заведующего, Воспитатели группы, музыкальный руководитель
2. Освещение мероприятий проекта в СМИ 1.10.2015 – 1.05.2016 Заместитель заведующего
Заключительный 1. Контрольный опрос воспитанников, анализ результатов 15.05.2016 Воспитатели группы
2. Проведение экспертизы эффективности реализации проекта 20.05.2016 Заместитель заведующего
3. Трансляция опыта реализации проекта на городском уровне С 1.06.2016 Заместитель заведующего, Воспитатели группы, музыкальный руководитель
Механизм реализации проекта
«Свирель»
Знакомство с музыкальными традициями народов, особенностями проведения праздников
Проведение национальных праздников и развлечений
Национальные танцы
Национальные песни
Национальная музыка
«Лукоморье»
«Мастерская народных ремесел»
«Тропинки истории»
Изучение национальной культуры через устное народное творчество
Сказки народов России
Потешки, басни, стихотворения
Театрализация национальных сказок
Беседы о национальных костюмах
Знакомство с особенностями национального декоративно-прикладного творчества
Изготовление и роспись национальных игрушек, поделок
Знакомство с национальными орнаментами
Знакомство с видами художественной росписи
Знакомство с историей, изучение особенностей национального быта и культуры
Экскурсии
Мастер-классы
Совместные мероприятия
Реализация проекта детской академии «Братство народов – богатство Югры»
Реализация проекта дошкольной академии «Братство народов – богатство Югры» включает в себя следующие ключевые направления – блоки.
Календарный план реализации основного этапа проекта
Для повышения эффективности реализации мероприятий основного этапа проекта, а также обеспечения возможности трансляции опыта реализации проекта детской академии «Братство народов – богатство Югры» разработан сборник сценариев мероприятий согласно календарного плана (Приложение 1), а также подборка музыкального материала (Приложение 2).
№ п/п Период Название Блок Содержание
1. Октябрь Месяц татаро-башкирской культуры Блок «Свирель» Развлечение ко Дню пожилого человека «Живи в века, мой Татарстан»
Блок «Лукоморье» Чтение сказок «Гульчечек», «Тюляк, сын  Сари - Маркаса»
Блок «Мастерская народных ремесел» Национальная роспись «Сапожки башкирской девушки»
Рисование «Татарский головной убор и жилет»
Блок «Тропинки истории» Знакомство с национальным костюмом (Центр национальных культур)
2. Ноябрь Месяц культуры народов ханты и манси Блок «Свирель» Хантыйский осенний праздник «Проводы лебедя»
Блок «Лукоморье» Чтение сказок: чтение сказок «Айога», «Как собака друга искала»
Блок «Мастерская народных ремесел» Изготовление хантыйского оберега
Мастер-класс по изготовлению хантыйской куклы
Блок «Тропинки истории» Знакомство с национальным костюмом
экскурсия в Музейно-выставочный центр «Быт хантыйской семьи»,
3. Декабрь Месяц славянской культуры Блок «Свирель» Праздник «День дружбы и единения славян»
Блок «Лукоморье» Чтение сказок: «Аленка», «Котик-золотой лобик», «Ивасик Телесик», «Летучий корабль»
Блок «Мастерская народных ремесел» Рисование национального белорусского орнамента «Купалинка», рисование «Украинская вышиванка»
Блок «Тропинки истории» Знакомство с национальным костюмом,
Мероприятие «Казачьи забавы» (совместно с городским казачьим обществом)
4. Январь Месяц русской культуры
Блок «Свирель» Праздник «Колядки»
Блок «Лукоморье» Чтение сказок «Самое дорогое», «Лиса и журавль».
Театрализация русских народных сказок
Блок «Мастерская народных ремесел» Знакомство с видами росписи
Роспись дымковской игрушки
Блок «Тропинки истории» Экскурсия в Музейно-выставочный центр «Русская изба»
5. Февраль Месяц кавказской культуры Блок «Свирель» Праздник «Игры народов Кавказа»
Блок «Лукоморье» Чтение сказок: «Синяя птица», «Лиса и перепелка»
Блок «Мастерская народных ремесел» Рисование «Дагестанский костюм»
Блок «Тропинки истории» Знакомство с национальным костюмом (Центр национальных культур)
4. Март Месяц казахской культуры Блок «Свирель» Праздник «Наурыз мейрамы»
Блок «Лукоморье» Чтение сказки: «Смелый Наурыз и красавица Коктем»
Театрализация сказки «Жадный Бай и Алдар Косе»
Блок «Тропинки истории» Знакомство с национальным костюмом (Центр национальных культур)
8. Апрель Месяц дружбы Блок «Свирель» Фестиваль национальных культур и выставка детских работ «Дружат дети всей Земли»
Блок «Лукоморье» Изучение энциклопедии народов России
Блок «Мастерская народных ремесел» Рисование «Дружный хоровод»
Блок «Тропинки истории» Организация фото-выставки «Лица России»

Ожидаемые результаты реализации проекта
Воспитание личности ребенка с активной социальной позицией, обладающей  нравственными качествами;
Систематизация работы по развитию гражданского самосознания детей с ОВЗ;
Повышение качества организации педагогической деятельности по развитию патриотического самосознания детей с ОВЗ;
Освоение доступных знаний об истории родного Отечества;
Проявление внимания и уважения к людям разных национальностей;
Укрепление материально-технической базы учреждения.