Технологическая карта урока по русскому языку на тему Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.


Технологическая карта урока
Предмет: русский язык Класс: 3г Урок № 81 Дата: 10.02
Учитель Коньшина Т.Г. Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.
Образовательные цели: Закрепить у учащихся знания по правописанию мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского и мужского рода.
Развивающие цели: развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание
Воспитательные цели: создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах, в группах
Место урока в системе уроков данного раздела: 10 урок из 26
Тип урока: Закрепление изученного материала
Основные термины и понятия: Алгоритм, пейзаж
Межпредметные связи: окружающий мир
Познавательные УУД: формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце слова;
выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих звуков
Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли
Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра
Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися
Ресурсы -В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, учебник «Русский язык», часть 2
-пословицы;
-карточки для работы в группах со словами грач, речь, малыш, ночь, вещь, мяч;
-ребусы;
-иллюстрации пейзажа для самостоятельной работы.

№ Этап урока Форма/приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Индивидуальная
-Проверьте порядок на столе, всё ли готовок уроку. Начинаем работать. Сегодня на уроке нам предстоит узнать новые сведения об именах существительных. Настраиваются на работу.
2 Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Фронтальная
минутка чистописания
«Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою дружу,
На «отлично» напишу!
-Ответьте на вопрос:
-Какие согласные звуки встречаются чаще всего?
-Как называются эти звуки?
-Почему?
-Какие шипящие звуки ещё знаете?
-Дайте им характеристику.
-Какие орфограммы связаны с этими звуками?
-Вспомним написание букв, которые обозначают эти звуки.
-Напишите цепочки букв, продолжите их. Доска!
Воспроизведение знаний о роли мягкого знака в слове. Создание проблемной ситуации.
Доска!
Хорошую речь хорошо и слушать.
Ученье-свет, а неученье - тьма.
- Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
-Что общего в этих пословицах?
-Что вы знаете о букве ь?
-Найдите в пословицах слова, где мягкий знак указывает на мягкость согласного звука.
- В каких словах ь предупреждает нас о том, что буквы е, ё, ю, я будут обозначать 2 звука.
-В какую группу мы отнесём слово речь?
Вывод: Слово речь ни в одну группу отнести нельзя, потому что буква мягкий знак выполняет какую-то другую работу. Попробуем разобраться. Работают с информацией, на слух определяют слова с шипящими звуками, дают характеристику звукам, называют орфограммы.
Участвуют в обсуждении проблемы, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Высказывают свои предположения по поводу написания мягкого знака в слове речь.
3 Постановка учебной задачи Метод «Мозгового штурма»
Доска! ГРАЧ, РЕЧЬ, МАЛЫШ, НОЧЬ, ВЕЩЬ, МЯЧ
-Прочитайте слова.
- К какой части речи относятся слова?
-Что общего в этих словах?
В чём отличие?
-В чём нам предстоит разобраться?
-Сформулируйте тему и цель урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему, цель урока.
4 Построение проекта выхода из затруднения. Создание проблемной ситуации
Групповая
Исследовательская работа
Работа в группах
-А сейчас поработаем в группах. Задание написано на листах. Читаете его внимательно и сообща выполняете.
-Проверим вашу работу. (Учащиеся вывешивают листы на доску, аргументируют свой ответ)
- Что заметили?
- Попробуйте сформулировать правило. Когда в существительных после шипящего звука будем писать мягкий знак на конце, у сущ. какого рода после шипящего Ь писать не будем?
-Какую работу выполняет мягкий знак?
- Сравним с правилом в учебнике. стр.31
-Вернёмся к слову речь.
-Почему в этом слове пишется мягкий знак?
Работа в парах
-Сформулируйте ещё раз правило друг другу.
-На что указывает ь?
ФизминуткаЁЖ, ЛЕЩ, ДОЧЬ, ПЛАЩ, РОЖЬ, СКРИПАЧ, МЫШЬ, ОБРУЧ, БРОШЬ
-Я буду называть имена существительные с шипящим на конце слова, вы должны определить, надо писать или не надо мягкий знак в конце слова.
Если в слове есть мягкий знак, вы приседаете, если его нет - прыгаете и хлопаете над головой.
Составление алгоритма
-А сейчас мы попробуем составить алгоритм правильного написания слов с изученной сегодня орфограммой.
-Что мы должны сделать, чтобы выяснить, нужно писать мягкий знак в имени существительном с шипящим звуком на конце слова или нет?
Доска!
Карточки перевёрнуты. По мере того, как дети называют пункты, учитель переворачивает карточки.
Алгоритм
Определить род имени существительного.
Вспомнить правило.
Записать слово, опираясь на правило.
Выделить орфограмму. Выполняют работу в группах, доказывают свой ответ, пытаются сформулировать правило, сравнивают его с правилом в учебнике, проговаривают друг другу. Выясняют, какую работу выполняет мягкий знак в этих словах.
Выполняют упражнения.
Составляют алгоритм под руководством учителя, в дальнейшем опираясь на него.
5 Первичное закрепление. Фронтальная
Решение логических заданий
Доска!
Решение орфографической задачи.
ЛАНДЫШ… ?МЕЛОЧ…
-Как будете решать орфографическую задачу? (по алгоритму)
-Прочитаем памятку.
Чтобы знать, как писать,
Надо род определять.
Если женский род, то надо
Мягкий знак употреблять.
Если род мужской у слова-
Нет знака никакого!
Ребусы. Запись ответов в тетрадь с устным и письменным объяснением.
-Ребусы разгадали. Какая орфограмма во всех словах?
-Запишем слова, объясняя правила правописания. Проговаривают алгоритм работы с заданными словами.
6 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Решение логических заданий
-На столах у вас иллюстрации.
-Как можно назвать одним словом рисунок природы?
Найдите слов, в которых спряталась наша орфограмма.
-Сейчас будете работать самостоятельно. Выбираете уровень сложности.
1 уровень: придумать и записать 2 предложения со словами на изученную орфограмму. Выделить все орфограммы.
2 уровень: Придумать и записать небольшой текст по иллюстрации, используя слова на изученную орфограмму. Выделить все орфограммы. Выполняют самостоятельную работу, опираясь на ранее полученные знания.
7 Рефлексия деятельности (итог урока). Фронтальная
-Какие открытия мы с вами сделали?
(познакомились с новой орфограммой, научились писать слова с этой орфограммой,
составили алгоритм,
узнали о новой работе мягкого знака.)
-Оцените свою работу с помощью смайликов. Подводят итог под руководством учителя.
Дополнительно:
Задание: вставь в предложения слова с изученной орфограммой, объясни правописание этих слов.
Доска! Охотник ночевал в домике лесника. В (…) он услышал жалобный (…).
Он накинул (…) и вышел во двор. Перед его глазами промелькнула летучая (…). И снова повторился (…).Охотник понял, что это кричит (…).
Слова: полночь, плач, плащ, мышь, сыч