Поурочные планы по русскому языку

6 класс Урок № 9 Русская речь
Тема урока: Признаки заимствованных слов. Интернационализмы.
Цели урока: 1. Познакомить с признаками заимствованных слов, с интернациональной лексикой;
2. способствовать развитию умений и навыков употребления полученных знаний на практике; умения распознавать заимствованные слова в тексте; употреблять их в речи;
3. воспитание внимательности и чувства ответственности.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: игра «Кто больше?», беседа по вопросам
Оборудование: словарь иностранных слов
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
Задание №5-№6, стр.30
IV. Объяснение нового материала
-Как вы понимаете слово заимствованный?
-Что означает слово интернационализм?
1. Чтение текста задания №1 стр. 30
Беседа по вопросам:
-Как появляются в языке любого народа слова из других стран?
-Откуда пришли к нам слова газета, тетрадь, пенал?
-Какие слова пришли к нам из Германии, Франции, Англии?
-Какие слова заимствованы русскими из тюркских языков?
2. Задание №2. Выпишите из текста заимствованные слова, распределив их в таблице:
Заимствованные слова из языков
немецкого
французского
английского
Тюркских






В) Знакомство с признаками заимствованных слов: на букву А, на букву Ф, на букву Э, где есть сочетания КЗ- вокзал, рюкзак, экзамен.
3.Задание №3 Выписать слова нерусского происхождения -8 слов
Ответьте: как вы их узнали?
Задание №4, №5, №6, №7 Запомнить иностранные слова
Задание №1 стр.34 «Что такое пейджер?»
А) работа над произношением
Б) Выписать из текста сущ-ные в начальной форме, распределив их в три столбика: М.Р Ж.Р. СР.Р.
В) Допишите окончания прилагательных. Стр.35
Разбор по составу. ПРИКРЕПИТЬ,ПЕРЕДАТЬ,ОХВАТЫВАЮТ,ПОЗВОНИТЬ, ЗВУЧИТ, РАБОТАЕТ
Игра «Кто больше?» Кто больше вспомнит заимствованные слова.
V.Домашнее задание.
Задание №4 стр.36
Задание №9 стр.38
VI. Подведение итогов урока. Комментирование оценок



















































6 класс Урок № 12 Русская речь
Тема урока: Состав слова
Цели урока: 1. повторить сведения, изученные ранее о составе слова
2. развивать умения подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными в корне слова, умения высказывать свое мнение в форме рассуждения.
3. воспитание организованности, дисциплинированности во всем.
Тип урока: урок-повторение
Методы и приемы: таблица ЗХИ, игра «Назови последнее слово», творческое задание.
Оборудование: опорные схемы, раздаточные материалы «Состав слова»
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Объяснение нового материала
Слово учителя. Ребята, в 5 классе вы изучали состав слова и знаете из каких частей состоит слово. Каждый из вас может рассказать об этих частях слова. Но мы не будем о них рассказывать, а запишем в виде таблицы.
2. Прошу вас нарисовать такую таблицу у себя в тетради и заполнить ее.

Знаю
Хочу знать
Изучил

Окончание - это



Основа – это



Корень-это



Суффикс –это



Приставка -это




Анализ таблицы.
IV. Закрепление материала.
1.Творческая работа. Составьте текст из данных слов и выделите части слов:
Начаться, новый, учебный, год. В, школа, начаться, занятия. Мы, изучать, история, русский язык, география, ботаника. На, уроки, мы, читать, писать, рисовать, петь. После, уроки, играть, выполнять, домашние, задания.
Спишите, вставляя вместо точек пропущенные буквы, подберите проверочные слова: гворить, отдхать, стмнет, смтреть, сдеть, бескнечный, сдиться, спрсить.
Чтение текста «Когда лучше учить уроки?»
А) ответить на вопросы
Б) высказать свое мнение в форме рассуждения.
Ответ можно начать так:
1.- Я считаю, что уроки нужно учить поздно вечером, потому что:
2. – Я думаю, что уроки надо учить после небольшого отдыха днем, потому что:
4. Игра «Назовите последнее слово» стр.44
5. Работа по карточкам со слабоуспевающими детьми.
V. Домашнее задание. Разобрать слова по составу: небольшого, подводный, машинистов, придумал, заволновалось, льдинка, солнышко.
VI. Подведение итогов урока. Комментирование оценок.


















































6 класс Урок № 20 Русская речь
Тема урока: Образование слов при помощи приставок
Цели урока: 1. познакомить с частью слова – приставкой, служащей для образования новых слов; со значениями приставок; с правописанием некоторых приставок;
2. развитие способностей сравнивать значения слов, делать выводы по прочитанному, подбирать глаголы-антонимы и глаголы-синонимы при помощи приставок; выполнять грамматические разборы.
3. воспитание активности и добросовестности при выполнении работ, внимательности и аккуратности.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: занимательные игры, беседа по содержанию текста
Оборудование: опорная таблица
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания Задание 5 стр.61
IV. Объяснение нового материала
Чтение текста упражнения №1 «Как я учил русский язык»
Назовите однокоренные глаголы – вышел, дошел, перешел, зашел;
Проехал, переехал, уехал.
Чем они отличаются друг от друга?
Есть ли приставки на казахском языке?
Рассмотрите схему образования однокоренных глаголов с приставками и переведите их на казахский язык.

ВЫ- ПРО-
ВО- ШЕЛ У- ЕХАЛ
ДО- ЗА-

- Приставки НА-, ЗА- всегда пишутся с гласной А: написать, закричать
- Приставки ПО-, ОТ-, ДО-, СО-, ПРО-, ПОД- всегда пишутся с гласной О: посеял, довез, собрал, прочитал
V. Закрепление изученного
Задание №3 стр.62 (устно)
Задание №4 стр.63 (устно)
Задание №5 «О чем говорят приставки?»
Задание №6-7 глаголы-синонимы и глаголы-антонимы (устно)
Задание №8 (письменно) вставить глаголы ПРИЙТИ-УЙТИ, ПРИЕХАТЬ-УЕХАТЬ
Задание №9 (устно) опорная таблица
вопрос
Предлог
Приставка

Что такое?
Для чего служит?
Как пишется со словом?
Слово
Для связи слов
Раздельно
Часть слова
Для образования слов
Слитно

Задание №11 (письменно) стр.64
VI. Домашнее задание. Задание № 10 стр. 64 (письменно)
VII. Подведение итогов урока. Комментирование оценок

















































6 класс Урок 2 Русская литература

Тема урока: Сказки. Царевна - лягушка
Цели урока:
1. познакомить учащихся с русской народной сказкой;
2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у учащихся желание совершать в жизни только добрые и хорошие поступки.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, иллюстрации к сказке

Ход урока (урок по технологии RWST)
1.Организационный момент.
Побуждение к действию
-Что такое сказка?
-Какие виды сказок вы знаете?
-Чем отличается народная сказка от литературной?
3. Осмысление изученного








Стратегия Жигсо -1 (текст сказки делится на 4 части, каждая группа ведет рассчёт на 1-4, учащиеся пересаживаются по столам, где указаны номера с 1 по4. Группа под 1 номером изучают в группе 1 часть сказки, 2 группа –вторую часть и т.д. Затем все учащиеся возвращаются после обучения в свою первичную группу , где каждый учащийся обучает остальнвх членов группы по той части сказки, которую он изучил в «командировке».)

4.Обратная связь (Рефлексия)
Стратегия Аквариум (с каждой группы по одному ученику выходят к доске и пересказывают одну из заданных учителем часть сказки)
5.Домашнее задание: прочитать сказку, стр.13-20 +пересказать
6.Подведение итогов занятия.



6 класс Урок 3 Русская литература

Тема урока: Сказки « Аист и Соловей» и «Болтливая жена».
Цели урока:
1.познакомить учащихся с содержанием сказок;
2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать чувство юмора и отрицательное отношение к такому качеству как болтливость.

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие


Ход урока:

1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
прочитать сказку «Царевна - лягушка», стр.13-20 +пересказать

3.Изучение нового материала

*Чтение сказки «Аист и Соловей»
*Работа по вопросам:
-О чем эта сказка?
-Чему она учит?
*Чтение сказки «Болтливая жена»
*Работа по вопросам:
-Почему сказка так называется?
-Дайте характеристику Ивану и его жене.
-Какой совет вы бы дали Ивану и его жене?
-Что бы вы посоветовали себе, прочитав эту сказку?

4. Закрепление нового материала
Работа в тетрадях:
-выпишите однокоренные глаголы
-нарисуте схему движения Ивана от дома к кладу
-прочтите сказку по лицам


5. Домашнее задание: прочитать сказки, стр.22-24, перессказать

6. Подведение итогов занятий
6 класс Урок 4 Русская литература

Тема урока: Сказка « По щучьему велению».
Цели урока:
1.познакомить учащихся с содержанием русской народной сказки;
2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать трудолюбие, доброжелательность по отношению друг к другу.

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, иллюстрации к сказке, видео -мультфильм

Ход урока:

1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
прочитать сказки, стр.22-24, перессказать

3.Изучение нового материала

*Чтение 1 части сказки «По щучьему велению»
*Работа по вопросам:
-Каким мы видим Емелю в начале сказки?
-Почему Емелю называют дурачком?
-Какое событие произошло с Емелей?
-Какие чудеса произошли с Емелей после встречи с щукой?
*Чтение 2 части сказки
*Работа по вопросам:
-Как поступил царь с Емелей?
-Что произошло в сказке после того, как героев засмолили в бочку?
-Какой выход нашёл Емеля?
-Осуждается ли в сказке лень Емели?
-Чему учит сказка?

4. Закрепление нового материала
*Просмотр видео (мультфильма)по теме урока

5. Домашнее задание: прочитать сказку, стр.25-32, пересказать

6. Подведение итогов занятий




























5 класс Урок № 1 Литературное чтение
Тема урока: Что такое художественная литература? Осенние стихи.
Цели урока: 1. познакомить с понятием «художественная литература», с особенностями художественного текста; научить учащихся отличать худ. текст от текстов другого стиля.
2. развивать умения правильно произносить слова, правильно интонировать и выразительно читать стихотворения, видеть красоту осенней природы.
3. воспитание эстетических вкусов
Тип урока: изучение нового материала
Методы и приемы: ассоциация, эссе, стратегия «Т-схема», беседа, мини-диспут
Оборудование: иллюстрации на тему осени
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Ребята, вам нравится осень? Что вы вспоминаете в связи с этим словом?
2. Ассоциация к слову




3. Чтение текстов об осени. Откройте учебники на странице 4 и прочитайте тексты об осени.
-Какие из этих текстов можно отнести к художественной литературе?
-Откуда может быть взят первый текст? Охарактеризуйте язык этого текста: есть ли в нем точные сведения, факты, цифры?
-Есть ли во втором тексте образные слова и выражения?
-Какие чувства выражены в этом тексте?
-Что вы узнали о русском лесе, о русской осени?
4. Напишите эссе на тему: «Осень в моем поселке».
5. Знакомство с понятием «Художественная литература» стр.6
Художественная литература – это вид искусства, который отражает жизнь при помощи слова (худ. языка). Худ. произведения показывают жизнь людей прошлых времен, современных людей и людей будущего. Худ. произведения не только дают нам знания о жизни героев, о времени, в котором они жили, но и вызывают у нас разные чувства, когда мы читаем эти произведения. Мы радуемся за героев, переживаем за них, огорчаемся или восхищаемся. Это происходит потому, что худ. произведения великих писателей и поэтов так написаны, что мы не можем оставаться равнодушными к тому, о чем они пишут. Худ. произведения нужно читать очень внимательно, ничего не пропуская.
6. Чтение стихов об осени на стр. 6-9 «Ласточки пропали», «Радость», «Сегодня первое число».
А)Беседа по вопросам к текстам стих-ий.
Б)Работа над произношением трудных слов
В) Объяснить смысл пословицы: Ученье и труд вместе живут
V.Закрепление материала
8. Стратегия «Т-схема». Напишите в одну строчку слова и выражения об осени, поднимающие настроение, а на другой – снижающие.
9. Мини-диспут «Осень – это самое лучшее время года».
VI. Домашнее задание:
1. выразительно прочитать стихотворения об осени
2. выучить 1 стих-ие наизусть
3. сделать рисунки к теме осени
4. выполнить задание №3 стр.9
5. словарная работа
VII. Подведение итогов урока
Комментирование оценок.

4

3

2

1

ОСЕНЬ



15