КВН «Знаешь ли ты русский язык?»


КВН «Знаешь ли ты русский язык?»
Цель: способствовать развитию творческих способностей учащихся, развитию языковой эрудиции, интеллекта, воображения, логического мышления и эстетического вкуса; развитию школьника как личности, полноценно владеющей устной речью. Воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
Оборудование: интерактивная доска, музыкальные вставки ( музыка передачи КВН, музыка «черного ящика»), карточки с заданиями.
Звучит музыка…
Мы начинаем КВН.
Для чего? Для кого?
Чтоб не осталось в стороне никого, никого.
Пусть не решит он всех проблем, не решит всех проблем.
Поможет знания в борьбе  закрепить нам в игре.
Слово учителя: Дорогие друзья, добро пожаловать на КВН «Знаешь ли ты русский язык?». Девиз нашей игры: «Выучи русский язык!» Посмотрим, какая команда быстро и правильно выполнит задания, в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. У каждой команды есть свой девиз, название, приветствие.
Наш конкурс состоит из 7 туров
Визитка
Разминка.
Тур «Фразеологизмы»
Тур «Черный ящик»
Тур « Эрудит»
Бой капитанов. «Полиглот».
Тур «Загадки»
– Капитаны, представьте свои команды!
1 тур. Визитка (команды представляют себя - название команды, девиз, эмблема)
Команда «Умники»
Наш девиз: « Пусть ум победит силу!»
Приветствие команды:
Мы друг друга выручаем
И в беде не оставляем.
Всем вопросам будем рады,
Дружба лучше всей награды.
Команда «Умницы»
Наш девиз: «Будем активно мыслить!»
Приветствие команды:
Чтобы умными и грамотными стать,
Надо много книг огромных прочитать.
Надо только не лениться,
Надо к знаниям стремиться!
Команда «Грамотеи»
Наш девиз: «С книгой поведешься - ума наберешься!»
Приветствие команды:
Сколько в школе мы узнали,
Сколько книжек прочитали!
Сколько мы ночей не спали,
Все мы русский изучали!
Команда «Знатоки»
Наш девиз: «Век живи – век учись!»
Приветствие команды:
Надо быть весёлым,
Надо быть находчивым.
Чтобы быть находчивым,
Надо быть весёлым.
2 тур. Разминка «Блиц - опрос» ( 3 вопроса каждой команде)
Она стоит в конце повествовательного предложения.
Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
В русском языке он состоит из 33 букв.
Часть речи, отвечающий на вопросы Кто? Что?
Ставится в конце вопросительного предложения.
Как пишутся жи - ши, ча - ща, чу - щу?
В каком слове сорок А? (сорока)
Как можно превратить слово мел в мелкое место, а угол – в топливо, шест – в число? (сделать мягким конечный согласный).
Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)
В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)
Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)
Как  можно превратить слово семя в слово семья?
3 тур. «Объясни значение фразеологизма». В какой ситуации можно использовать фразеологизмы.Водить за нос, нос к носу, в трех соснах заблудился, пальчики оближешь
4. Конкурс « Эрудит»: Угадай слово по его лексическому значению
( 2 вопроса каждой команде)
Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)
Тот, кто любит свою Родину, предан Отечеству. (Патриот)
Круглая площадка в цирке, на которой дается представление. (Арена)
Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках, соревнованиях. (Жюри)
Разговор двух лиц. (Диалог)
Памятный подарок. (Сувенир).
Устное народное творчество народа (Фольклор)
Струя жидкости, с силой бьющая вверх. ( Фонтан)
5. Конкурс «Черный ящик»
1. Из-за него начинается вражда. Когда тесно, то ему негде упасть (яблоко).
2. Он бывает насущный, бывает чужой. Он дружит с солью. По-немецки «брод». (Хлеб).
3. Глупый человек будет искать её в скошенной траве, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть.(Игла).
4.Её нужно съесть 16,38 кг, чтобы чему- нибудь научиться. Давным – давно она была на вес золота. Она была только у богатых. (Соль).
6. тур « Конкурс капитанов» - «Полиглот».
Задание: капитаны получают карточки
Отгадывают загадки. Отгадки называют на трех языках.
1.Всегда во рту, а не проглотишь.  (Язык.Тіл. Language.)
2.Ты беседуй чаще с ней- будещь вчетверо умней.  (Книга. Кітап.Book)
3. Кто бродит без дороги
Между сосен и берез.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь, аю,Bear.)
4.Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.    (Осень, Күз, Autumn.)
7 тур «Загадки»
Задание: отгадать загадки (по 2 загадки каждой команде)
1. Он на вокзале есть всегда, К нему приходят поезда, Двойное р содержит он,А называется… (перрон)
2.  Загадка эта нелегка:Пишусь всегда через два к.И мяч, и шайбу клюшкой бей,А называется….(хоккей).
3. На большие расстоянияМчится он без опоздания,Пишется в конце два сНазывается …(экспресс).
4. Я антоним к слову зной,Я в реке, в тени густой,И в бутылке лимонада,А зовет меня…(прохлада).
5. Я от солнца, от огня,Яркий луч несет меня,Но бывает смысл иной:Весь огромный шар земной. (свет)
6. Я – все то, что есть на свете, Все народы на планете,Мой омоним – враг войны, Друг труда и тишины. (мир)
7. В тетради я бываюКосая и прямая;В другом своем значении Я – планка для черчения, И, наконец, пороюВ шеренгу вас построю. (линейка)
8. Белые цветочки вечером расцветают,А утром увядают. (звёзды)
Подведение итогов: Итак, сегодня, ребята, мы с вами поговорили о языке, повторили все, что знаем о слове и выполняли разные интересные задания. Ребята, любите слово! Изучайте русский язык! Русский язык богач и могуч. В нем огромный запас слов. Умейте их находить и обогащать ими собственную речь.