Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме: «Живая природа. Животные».

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме:
«Живая природа. Животные».
Цель: - дифференцировать понятие «живая природа» от понятия «растения» и «животные»;
- вывести учащихся на самостоятельную классификацию объектов живой природы;
- развивать наблюдательность, умение делать выводы.
Оборудование:
Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Учебник «Мы и окружающий мир» 1 класс;
Карточки для индивидуальной работы с объектами живой и неживой природы;
Компьютер, проектор, презентация
Ход урока
На предыдущих уроках у ребят формировалось представление о разнообразии животных и растений России, зависящем от среды обитания, развивалось умение выделять признаки, присущие объектам живой природы, отличающие их от объектов неживой природы.
Организация начала урока
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой минутой в труде дорожи.
- Ребята, начнем наш урок! Чего сегодня вы ждете? Что хотелось бы узнать? (Ответы детей) В ходе урока, я думаю, мы вместе постараемся ответить на интересующие вас вопросы. Для этого предлагаю отправиться в путешествие. Для начала, нам нужно определиться с маршрутом.
Слайд 2 .
- Рассмотрите картинки. Как одним словом назвать, что изображено на них? (Природа)
По щелчку мыши появляется задание: - Попробуйте самостоятельно разделить изображенные объекты на две группы.
- У вас на партах есть наборы карточек. Они помогут вам выполнить это задание.
- Давайте проверим, что у вас получилось, какие группы? ( Дети разделили картинки на 2 группы: - объекты живой природы, - объекты неживой природы. Если есть другие варианты, они рассматриваются и обсуждаются)
Слайд 3. (проверка)
Слайд 4.
- По каким признакам вы определяли объекты живой природы?
(Дети называют, и признаки появляются на экране по щелчку мыши по зеленым кнопкам. Учитель щелкает на той кнопке, какой признак назвали дети. Признаки расположены в следующем порядке.)
- рождение
- дыхание
- питание
- движение
- рост
- старение
- умирание
- Молодцы! Хорошо справились с этим заданием. А сейчас вы сами попробуете догадаться, в какой мир природы мы отправимся в путешествие.
II. Операционно – исполнительский блок.
Слайд 5.
- Что объединяет все изображенные объекты?
(Это все объекты живой природы) Давайте попробуем доказать, что все эти объекты относятся к живой природе. (Дети еще раз называют признаки объектов живой природы, доказывая, что, действительно, все эти объекты относятся к живой природе)
- Мы сейчас с вами поработаем как настоящие ученые и постараемся и эти объекты разделить на группы. ( При делении дети легко выделяют 2 группы: растения и животные, а вот с грибами и бактериями - сомнения. Куда их отнести?)
- Ученые делят живую природу на четыре царства.
Слайд 6.
- Вы, наверное, уже догадались, как ученые назвали каждое царство? ( По щелчку появляются под коронами картинки, чтобы детям было легче определиться с классификацией ).
Слайд 7.
- А вот путешествовать мы с вами сегодня будем по (предположения детей). По щелчку появляется название царства: « Царство животных».
- Как вы думаете, сколько на Земле животных?
Откройте учебники на стр. 21
Подготовленные заранее дети знакомят учащихся с особенностями каждого класса животных.
III. Информационный блок.
Слайд 8.
Насекомые.
Удивительно, но бесконечное многообразие насекомых объединяют всего три признака. Первый из них заключен в самом названии «насекомые», происшедшем от слова насечка. Приглядевшись можно заметить, что тело любого насекомого состоит из отдельных члеников – сегментов, насечек. Они обеспечивают подвижность тела. Второй, общий для всех насекомых признак – это деление тела на три отдела: голову, грудь и брюшко. И, наконец, третий признак – количество ног. У большинства взрослых насекомых 6 ног. Помимо этого, на груди у насекомых образовались новые органы движения – крылья. Всех, кто не подходит под эти признаки, нельзя назвать насекомыми. А вот, чтобы придти к такому простому выводу, ученым понадобилось несколько столетий.
Слайд 9.
Паукообразные.
Как правило, все пауки похожи друг на друга. Во-первых, фигурой. Голова пауков срослась с грудью, образовав головогрудь. У них нет шеи, а брюшко соединено с головогрудью тоненькой талией. Во-вторых, количеством ног, их восемь. Правда, кое – кто может усомниться, а не десять ли? Действительно, у пауков видна еще одна пара ног, только поменьше. На самом деле, это не ноги, а скорее руки. Ими пауки ощупывают все вокруг. Ими самка «зашивает» коконы с яйцами. Ими же пауки поворачивают добычу, когда обвязывают ее паутиной. Называют эти руки – хелицеры. И, наконец, третье, что объединяет пауков, отсутствие усов. У насекомых – пара усов, у раков – две пары, а у пауков – ни одной.
Слайд 10.
Моллюски.
Моллюски или мягкотелые. На сегодняшний день, в составе типа моллюск насчитывается более 150 тысяч видов. Моллюски освоили практически все среды обитания: морские и пресноводные водоемы, сушу. В основном, это свободно живущие организмы. Но так же, в их составе, есть некоторое количество паразитических форм. Среди моллюсков осьминоги, кальмары, водные и наземные улитки и многие другие.
Физминутка. Учитель показывает детям картинки с разными животными. Если на карточке моллюск – хлопаем, паукообразные – топает, насекомые – молчим.
Слайд 11.
Пресмыкающиеся.
Пресмыкающиеся или рептилии – очень древние животные. Ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи – это рептилии. Эти животные могут жить в норах под землей и в воде. Все рептилии любят тепло, ведь температура их тела такая же, как и температура окружающего воздуха. Если холодает, то эти животные засыпают и не проснутся, пока не потеплеет. У всех рептилий есть хвост, только у черепашек он почти не заметен. А вот ноги имеются не у всех. Кожа рептилий покрыта жесткими чешуйками, которые защищают ее от высыхания. Языком ящерицы и змеи ощупывают различные предметы и определяют их вкус. Рептилии, как и птицы, несут яйца, но их не высиживают, и детенышей не выкармливают.
Слайд 12.
Рыбы.
Рыбы – одни из самых древних животных на нашей планете. Они появились много миллионов лет назад. И теперь, самые разнообразные рыбы живут в холодных водах океана и в жарких морях, и в озерах, и в прудах, и даже в самых маленьких речушках. Рыбы питаются растительной пищей, мелкими рачками, есть среди них и хищники. Класс рыб резко отличается от всех позвоночных тем, что все рыбы живут в воде и дышат исключительно жабрами. Наружная форма их чрезвычайно разнообразна. Наружный покров рыб состоит из чешуек, щитков и пластинок самой разной формы. По окраске, рыбы не уступают никакому другому виду животных в смысле красоты и изменчивости цветов. Рыбы, подобно пресмыкающимся и амфибиям, обладают иногда способностью изменять свою окраску.
Слайд 13.
Земноводные.
Земноводные – это животные, которые могут передвигаться по суше и дышать воздухом, но стараются держаться вблизи водоемов. Вода им все же роднее. Выходят из воды земноводные обычно с заходом солнца. В это время воздух влажный, и их кожа не сохнет под лучами солнца. Кожа земноводных должна быть всегда влажной, иначе она высохнет, и животное погибнет. У всех земноводных две пары конечностей – это лапы для плавания и прыганья. Поскольку много времени эти животные проводят в воде, то лапки у них с перепонками. Такими лапками легко отталкиваться от воды. У некоторых земноводных длинные высовывающиеся языки, которыми они ловят насекомых. Хватают только тех, кто движется.
Слайд 14.
Птицы.
Птиц можно встретить везде: над морем, в лесах, в горах, в пустыне. Без этих пернатых созданий трудно представить природу. Птичьи голоса заполняют тишину лесов и полей, прорываются сквозь шум городских улиц. Птицы питаются фруктами, семенами, цветочным нектаром. Есть птицы, которые поедают только насекомых. Птицы – хищники охотятся на змей, рыб, мелких животных. У птиц несколько видов перьев: маховые, рулевые, пуховые. У птиц нет зубов, они защищаются и разрывают пищу при помощи клюва. Форма клюва зависит от того, чем питается птица. Сейчас численность очень многих видов птиц сильно сократилась, и они могут исчезнуть совсем, если человек не будет их охранять.
Слайд 15.
Млекопитающие.
Животные, которые выкармливают своих детенышей молоком, называются млекопитающие. Их очень много: от малютки мыши до великана слона. Человек – тоже млекопитающее. Тело большинства млекопитающих покрыто шерстью и имеет жировой слой под кожей. Это помогло им выжить, когда на земле наступили холода. Малыши млекопитающих рождаются на свет совершенно беспомощными и в первые месяцы своей жизни питаются молоком матери.

- Ребята, а что это за необычные «существа» изображены в учебнике? С. 21
Слайд 16.
- Это животные или растения? (На этом слайде есть звуковые файлы с информацией об актинии, морской звезде и кораллах. Эти файлы запускаются при помощи триггеров. Нужно щелкнуть на названии животного и включится звуковой файл).
IV. Повторение.
- А сейчас предлагаю вам немного поиграть, согласны? Я буду загадывать загадки, вы их будете отгадывать и отгадки распределять на две группы: - объекты живой природы; - объекты неживой природы.
Слайд 17.
- Он идет, а мы бежим. Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим, будет нам стучать в окно.
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг! (дождь) (По щелчку загадка исчезает, появляется рисунок – отгадка в нужном столбике)

- Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (дерево)

- Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка. Шляпка есть – нет головы. (гриб)

- Доброе, хорошее на людей глядит,
А людям на себя глядеть не велит. (солнце)

- Черный жилет, красный берет.
Нос, как топор, хвост, как упор. (дятел)

- На дворе - горой, а в избе – водой. (снег)
- Молодцы! Вы верно определили объекты живой и неживой природы.
V. Рефлексия.
- Нам пора возвращаться из этого удивительного мира - царства животных, части живой природы. Он очень богат и разнообразен.
- Что вам больше всего запомнилось?
- Чему вы удивились на уроке?
- Оправдались ваши ожидания, с которыми вы шли на урок?
- Кто желает, может на следующий урок приготовить сообщение о любом представителе мира животных, а кто-то , может, захочет нарисовать свое любимое животное. Желаю вам успехов. Урок окончен. Всем спасибо.
15