Рабочая программа Экология Бурятии




Тип урока
Элементы обязательного минимума образования
Требования к уровню подготовки обучающихся
Дополнительный материал
Виды контроля

Измеритель
Практическая работа
Домашнее задание
дата

Введение (2Ч)

1
1
Биоразнообразие природы Бурятии
Урок знакомства с новым учебным материалом
Проблемы сохранения биоразнообразия. Международная Конвенция о сохранении биоразнообразия. Национальная стратегия сохранения биоразнообразия России.
Называть:
-биоразнообразие царств (растения. грибы, животные. бактерии, вирусы);
-природные комплексы и сообщества Бурятии;
-отдельные массовые виды Бурятии.
Объяснять:
Актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Бурятии

Ответы на вопросы

Подобрать материал о грибах, растениях животных (стихи, загадки)


2
2
Проблемы сохранения биоразнообразия
История изучения природы Бурятии
Урок закрепления нового материала
Природные комплексы и биоразнообразие Бурятии
Называть:
-биоразнообразие царств (растения. грибы, животные. бактерии, вирусы);
-природные комплексы и сообщества Бурятии;
-отдельные массовые виды Бурятии.
Объяснять:
Актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Бурятии

Выборочное оценивание





Монологическое высказывание

Подготовить сообщение о ученом естествоиспытателе, изучавшем наш край.


Краткая физико-географическая характеристика территории республики Бурятия(3ч)

3
3
Географическое положение, рельеф Бурятии
Комбинированный уромк
Географическое положение, рельеф Бурятии
Называть
Основные крупные формы рельефа
Описывать
географическое положение. Рельеф Бурятии

Взаимоконтроль


реферат
Обозначение по к.к. границ области.
Сообщения


4
4
Климат. Поверхностные и подземные воды
Урок систематизации и обобщения знаний
Климат. Поверхностные и подземные воды
Описывать климат области по сезонам.
Приводить примеры рек, озер, источников, расположенных в своей местности.
Давать определения понятий климат, река, озеро, источник
Прогнозировать последствия резкой перемены погоды для живых организмов
Практическая работа

Ответы на вопросы
Обозначение по к.к. рек, озер, источников республики.
Подобрать материал о природных зонах Бурятии


5


5
Ландшафты и природные зоны Бурятии
Урок проверки и оценки знаний
Ландшафты и природные зоны области. отражение природно-климатических факторов в зональной растительности. Ландшафтно-экологические проблемы Бурятии
Называть: ландшафты и природные зоны области
Ландшафтно-экологические проблемы области
Описывать отражение природно-климатических факторов в зональной растительности

Самостоятельная работа

тест




Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников Бурятии (8 Ч)

6


6
Жизненные формы и экологические группы растений Бурятии
Комбинированный урок
Жизненные формы и экологические группы растений
Описывать морфолого-анатомические особенности растений Бурятии;
Сравнивать растения различных жизненных форм;
Растения экологических групп.

Выборочное оценивание

Ответы на вопросы
Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке
Эссе «Путешествие в живую историю»


7


7
Растения степей и полупустынь
Комбинированный урок
Понятие «степь». Типы степей и полупустынь: распространение, приспособленность к среде обитания
Называть:
типы степей области;
растения степей, полупустынь..
Описывать морфолого-анатомические особенности растений степей и полупустынь

Растения степей в Красной книге
Выборочное оценивание

Ответы на вопросы

Сообщение


8




8
Жизненные формы и экологические группы растений степей и полупустынь
Урок закрепления нового материала
Жизненные формы и экологические группы растений степей и полупустынь
Определять жизненные формы растений степей, полупустынь

Взаимоконтроль

Монологическое высказывание
Лабораторная работа «Определение по гербарию жизненных форм и экологических групп растений степей»



9



9
Растения леса. Экологические группы растений леса.
Урок систематизации и обобщения знаний
Растения леса. Экологические группы растений леса.
Характеризовать жизненные формы и экологические группы растений леса

Самостоятельная работа


тест

Подобрать стихи о лесе.







10

10
Растения леса. Экологические группы растений леса. Лабораторная работа «Определение по гербарию жизненных форм и экологических групп растений леса»
Урок закрепления нового материала
Растения леса. Экологические группы растений леса.
Определять по гербарию жизненные формы и экологические группы растений леса

Проверочная работа




тест
Лабораторная работа «Определение по гербарию жизненных форм и экологических групп растений леса»
Р.Т.№7,9


11
11
Искусственные растительные сообщества городов и поселков Бурятии
Комбинированный урок
Искусственные растительные сообщества городов и поселков Бурятии
Давать характеристику искусственным растительным сообществам городов и поселков области

Выборочное оценивание

Ответы на вопросы

Подобрать материал о Голосеменных растениях Бурятии


12
12
Голосеменные растения Бурятии
Урок систематизации и обобщения знаний
Голосеменные растения Бурятии
Называть систематические признаки голосеменных растений.
Распознавать и описывать наиболее распространенных голосеменных растений.
Определять по гербарию древесные и кустарниковые породы голосеменных растений республики

Самоконтроль


Ответы на вопросы

Подобрать материал о растениях водоемов и солончаков


14
13
Растения водоемов и солончаков Практическая работа «Определение жизненных форм и экологических групп растений водоемов»
Комбинированный урок
Жизненные формы и экологические группы растений водоемов и солончаков. Растения водоемов и солончаков
Называть особенности растений водоемов.
Распознавать и описывать наиболее распространенные растения водоемов области.
Определять жизненные формы и экологические группы растений водоемов.

Самоконтроль


Ответы на вопросы
Практическая работа «Определение жизненных форм и экологических групп растений водоемов»



Основные систематические группы растений республики Бурятия. Биоразнообразие грибов и лишайников (8Ч)

1154

14
Видовое разнообразие растений республики.
Систематика. Определители.

Урок знакомства с новым учебным материалом
Видовое разнообразие растений республики.
Систематика. Определители.
Признаки классификации растений.
Характеристика растений.
Структура определителей и определенных карточек
Называть:
Систематические категории растений;
Признаки классификации растений.
Описывать структуру определителей и определенных карточек;
Давать характеристику растений по плану : морфолого-анатомические особенности, распространение, экология и биология, использование и значение

Самоконтроль


реферат

Р.Т.№2,4


1165

15
Характеристика и видовое разнообразие растений семейства Розоцветные. Лабораторная работа «Характеристика и определение по определителям растений семейства Розоцветные
Комбинированный урок
Семейство класса Двудольные. Характеристика растений.
Описание по плану растений семейства Розоцветные.
Определять по определителю и по описанию растения семейства Розоцветные

Выборочное оценивание


тест
Лабораторная работа «Характеристика и определение по определителям растений семейства Розоцветные»



16

16
Характеристика и видовое разнообразие растений семейства Бобовые. Лабораторная работа «Характеристика и определение по определителям растений семейства Бобовые»
Комбинированный урок
Семейство класса Бобовые. Характеристика растений.
Описание по плану растений семейства Бобовые.
Определять по определителю и по описанию растения семейства Бобовые

Проверочная работа




тест
Лабораторная работа «Характеристика и определение по определителям растений семейства Бобовые»
Тестовое задание Стр.:3


17


17
Характеристика и видовое разнообразие растений семейства Сложноцветные
Комбинированный урок
Семейство класса Сложноцветные. Характеристика растений.
Описание по плану растений семейства Сложноцветные.
Определять по определителю и по описанию растения семейства Сложноцветные.

Самоконтроль


Ответы на вопросы
Лабораторная работа «Характеристика и определение по определителям растений семейства Сложноцветные.»
Р.№6,7


18


18
Характеристика и видовое разнообразие растений семейства Луковые и Лилейные
Комбинированный урок
Семейство класса Луковые и Лилейные. Характеристика растений.
Описание по плану растений семейства Сложноцветные.
Определять по определителю и по описанию растения семейства Луковые и Лилейные .

Выборочное оценивание

Ответы на вопросы
Лабораторная работа «Характеристика и определение по определителям растений семейства Луковые и Лилейные »
Подготовить рассказ о растениях семейства Лилейных


19



19
Характеристика, многообразие и значение растений семейства Мятликовые (Злаки)
Комбинированный урок
Семейство класса Мятликовые. Характеристика растений.
Описание по плану растений семейства Сложноцветные.
Определять по определителю и по описанию растения семейства Мятликовые.

Взаимоконтроль

Ответы на вопросы
Лабораторная работа «Характеристика и определение по определителям растений семейства Мятликовые.
Стр.72 ВОПРОСЫ №2,6


2200
20
Съедобные и ядовитые грибы Бурятии
Урок знакомства с новым учебным материалом
Съедобные и ядовитые грибы Волгоградской области. Биоразнообразие, значение и охрана грибов республики
Иметь представление о многообразии и значении грибов области.
Уметь применять знания работая с наглядным материалом

Самостоятельная работа


Реферат

ПОДГОТОВИТЬ РАССКАЗ О СЪЕДОБНЫХ ГРИБАХ


21


21
Разнообразие лишайников Бурятии
Урок систематизации и обобщения знаний
Разнообразие лишайников Волгоградской области Биоразнообразие, значение и охрана
Иметь представление о многообразии и значении лишайников области.
Уметь применять знания, работая с наглядным материалом

Проверочная работа

Ответы на вопросы

Стр.73 №6,8


Животный мир республики Бурятия(4ч)

22




22
Животные степей и полупустынь
Урок знакомства с новым учебным материалом
Общая характеристика животного мира республики.
Животные зональных степных биотопов.
Называть основные экологические группы животных.
Определять по таблицам виды животных степных сообществ.
Дать характеристику животным зональных степных биотов.

Выборочное оценивание

Ответы на вопросы

Составить кроссворд «Животные нашего края»


23


23
Животные древесно-кустарниковых насаждений
Комбинированный урок
Животные древесно-кустарниковых насаждений
Называть основные экологические группы животных.
Определять по таблицам виды животных лесных сообществ.
Дать характеристику животным древесно-кустарниковых насаждений.
Сравнение животных зональных степных биотопов и древесно-кустарниковых насаждений по приспособленности к данному местообитанию, по внешнему виду.
Самоконтроль

Монологическое высказывание

Р.Т. №4,7


24




24
Животные водоемов и околоводных пространств
Комбинированный урок
Животные водоемов и околоводных пространств
Называть основные экологические группы животных.
Определять по таблицам виды животных водоемов и околоводных биотопов сообществ.
Дать характеристику животным водоемов и околоводных биотопов.
Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых видов
Выборочное оценивание

Ответы на вопросы

Вопросы и задания стр.№81;
Повторить раздел о животных области


25


25
Обобщающее повторение по теме «Животные мир области»
Урок проверки и оценки знаний
Общая характеристика животного мира республики Бурятия.

Называть основные экологические группы животных.
Определять по таблицам виды животных сообществ.


Проверочная работа

Тест

Подготовить загадки о животных


Редкие и охраняемые представители флоры и фауны республики Бурятия(5)

26

26
Изменения в сообществах под воздействием человека
Комбинированный урок
Экологические факторы, их влияние на живые организмы. Изменения в сообществах, вызванные деятельностью человека
Приводить примеры изменений в сообществах, вызванных деятельностью человека.
Классифицировать экологические факторы.

Прогнозирование последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты области.
Выборочное оценивание

Ответы на вопросы

Р.Т.№6,8,9


27



27
По страницам Красной книги
Урок закрепления нового материала.
Основные категории растений, лишайников и животных: исчезнувшие виды, уязвимые виды; виды с неопределенным статусом.
Называть основные категории редких и охраняемых растений, грибов, лишайников.
Приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов и лишайников

Самоконтроль

Ответы на вопросы

Сообщение о растениях республики Бурятия, занесенных в Красную книгу


28





28
Охраняемые территории республики Бурятия: природные памятники, природные парки, заказники
Комбинированный урок
История создания, современное состояние и перспективы развития сети особо охраняемых территорий области: природные памятники, национальные парки, заказники.
Различать основные категории особо охраняемых территорий области.
Называть особо охраняемые территории области.
Объяснять необходимость создания условий для охраны органического мира своей области.

Взаимоконтроль

Реферат

Р.Т№5


29



29
Определение и описание редких и охраняемых растений, грибов, лишайников и животных области. Лабораторная работа « Определение и описание редких и охраняемых растений, грибов, лишайников и животных Бурятии
Урок систематизации и обобщения учебного материала
Определение и описание редких и охраняемых растений, грибов, лишайников и животных республики
Определять и описывать редкие и охраняемые растения, грибы, лишайники, и животные республики

Самостоятельная работа

реферат
Лабораторная работа «Определение и описание редких и охраняемых растений, грибов, лишайников и животных Волгоградской области»
Р.Т.№6-10


30


30
Биотопонимика Бурятии
Комбинированный урок
Связь регионального биоразнообразия с географическими названиями на карте области. Народные названия растений, животных и грибов области, их происхождение.
Находить на карте топонимы, связанные с биоразнообразие и этнографией региона.


Самоконтроль

тест

Вопросы стр.89


Экскурсии (2ч)

31
31
Экскурсии в лес (парк) и водоем
Урок систематизации и обобщения учебного материала
Биоразнообразие биотопов
Оформлять результаты экскурсий с помощью графиков, таблиц. Диаграмм.
Формулировать выводы на основе собранного материала

Самостоятельная работа

Ответы на вопросы

Оформление работы


32

32
Экскурсия в степь
Урок систематизации и обобщения учебного материала





Биоразнообразие биотопов
Оформлять результаты экскурсий с помощью графиков, таблиц. Диаграмм.
Формулировать выводы на основе собранного материала

Самостоятельная работа

Ответы на вопросы




33
33-34 -резерв





Литература:
Атлас Республики Бурятия. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 2000. – 48 с.
Бардаханова С.С. Бурятские сказки о животных. – Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1974.
Башкуев Б.В., Пастернак Л.Г. География Бурятской АССР: Учеб.пособ.для 8 кл. –Улан-Удэ: Бур.кн.изд-во, 1968. – 75 с.
Дроздов А.П. Байкал – море синее. – М.: Детгиз, 1982 – 190 с.
З. Д. Молодцова. В стране экологических загадок. Н-ск 1995 год
Заповедными тропами. – М.: Просвещение 1980. – 192 с.
Иметхенов А.Б. Памятники природы Бурятии. - Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1990. - 157 с.
Л.Н. Ердалов, О.Н. Чернышова. Задачи и вопросы по экологии. Пособия для учителей 5-8 классов. Новосибирск 1996 год.
Мельхеев М.Н. Топонимика Бурятии: История, система и происхождение географических названий. – Улан-Удэ. : Бурят.кн.изд-во, 1969. – 186 с.
Обручев В.А. Мои путешествия по Сибири. – М.: Изд-во АН СССР, 1983. – 288 с.
Под редакцией А.А. Касьяна. Современные проблемы экологии. М. Просвещение 1997 год.
С.В. Рянжин. Экологический букварь. Санкт-Петербург. Пит-Тал 1996 года
А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М. Посвещение 1984 год..
Интернет-ресурсы
http://www.buryatia.ru
http://baikalrav.narod.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki/Бурятия
http://gov/buryatia/ru









Требование к уровню подготовки учащихся.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:
определения основных экологических понятий (фитоценоз, сукцессия, гигрофиты, гидрофиты, ярусность, заповедник, заказник, национальный парк, реликт, агроценоз, фитоценоз, синузия, парцелла, интродукция, инвазия, экотоп, биотоп, экотон и др.);
об отношениях организмов в популяциях;
о строении и функционировании разных сообществ, ярусное распределение организмов в экосистемах;
о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоёма, луга, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций и биоценозов своей местности;
основные типы сообществ своего родного края;
растения и животные своей местности (обычные, редкие, лекарственные, охраняемые, категории охраны);
особенности искусственно создаваемых человеком сообществ – агроценозов своей местности;
сроки сбора лекарственных растений, правила заготовки лекарственного сырья;
роль растений и животных в природе и жизни человека, рациональное использование животного и растительного мира своей местности;
о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, её загрязнении, источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения);
о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнением, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод);
об использовании и охране недр (проблемы исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых своей местности);
о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушение почв, ускоренная эрозия, её виды);
современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);
о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений, Красная книга, МСОП и Красная книга Кировской области и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);
о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье-промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной книги Кировской области в охране редких и исчезающих видов).

Учащиеся должны уметь:
объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах.
строить графики простейших экологических зависимостей.
применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности человека.
охранять пресноводных рыб в период нереста.
охранять полезных насекомых.
подкармливать и охранять растительноядных птиц.
определять уровень загрязнения воздуха методом лихеноиндикации.
уметь проводить простейшие геоботанические описания леса, луга, болота, водоёма.
составлять флористический список растений различных фитоценозов своей местности.
предсказывать изменения, которые произойдут со временем в сообществе.
сравнивать естественное сообщество с созданным искусственно.
приводить примеры влияния местных проблем на решение глобальных проблем.
аргументировать свое мнение по ходу обсуждения конкретных экологических ситуаций.
самостоятельно анализировать различные экологические ситуации.
элементарно оценивать состояние окружающей среды своей местности.
анализировать литературу и составлять конспекты, доклады и рефераты.
грамотно работать с дополнительной литературой, картографическим и статистическим материалом.
объяснять многоаспектное значение окружающей природы в жизни и хозяйственной деятельности человека.
мыслить глобально, действовать локально.


























Пояснительная записка

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у учащихся.
Сложившаяся в настоящее время система школьного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
Изучение экологической культуры на ступени основного общего образования направлено на решение следующих задач:
углубление и расширение научных знаний об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту проживания;
ознакомление с общими экологическими законами и их применением при решении практических проблем сохранения природы родного края;
формирование научных представлений об основных способах сохранения природы родного края;
выработка устойчивых установок на практическое участие в различных экологических акциях, направленных на сохранение природы конкретной местности.
Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 11-х классах основной школы. Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний по биологии.
Количество часов: 34 часа, в неделю -1 час;
Практических работ-1
1.Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке

Лабораторных работ-9

1 Определение по гербарию жизненных форм и экологических групп растений леса
2 Определение по гербарию жизненных форм и экологических групп растений степей
3 Определение жизненных форм и экологических групп растений водоемов
4.Характеристика и определение по определителям растений семейства Розоцветные
5. Характеристика и определение по определителям растений семейства Бобовые
6Характеристика и определение по определителям растений семейства Сложноцветные.
7 Характеристика и определение по определителям растений семейства Луковые и Лилейные
8 Характеристика и определение по определителям растений семейства Мятликовые
9.Определение и описание редких и охраняемых растений, грибов, лишайников и животных Республики Бурятии

Форма проведения итоговой аттестации- тестирование.











Заголовок 5 Заголовок 915