Конспект урока по окружающему миру Разнообразие животных во 2 классе


Конспект урока окружающего мира во 2 классе
Тема: Разнообразие животных.
Цели: учить познавать, расширять свои знания о животных; воспитывать экологическую культуру учащихся.
Задачи деятельности учителя: создать условия для развития умения называть группы животных (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие), для ознакомления с новыми группами животных (земноводные и пресмыкающиеся); способствовать развитию умений выделять существенные признаки животных разных групп, сравнивать и выделять главное; воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты образования.
Предметные: научатся группировать объекты по их признакам (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие), называть группы животных по их характерным признакам.
Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).
Познавательные: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.
Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Коммуникативные: выразительно читать и пересказывать текст, слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке.
Личностные: демонстрируют навыки культурного поведения при общении.
Оборудование: учебник, хрестоматия; тетрадь для самостоятельной работы; загадки, фотографии с изображением животных, кроссворд «Животные», интерактивная доска, презентация к уроку.
Ход урока
I. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
Демонстрация на доске фотографии с изображением березы, кузнечика, медведя, окуня, смородины, голубя и др. Слайд 1
- Разделите все изображения на две группы. (Растения и животные.)
- Выделите общие признаки растений и животных. (Они относятся к живой природе.)
- Животные, как и растения, относятся к живой природе. Назовите признаки объектов живой природы. (Живые организмы рождаются, дышат, питаются, растут, размножаются – оставляют потомство.)
Слайд 2
- Расскажите на примере цыпленка. Слайд 3
- Выделите отличительные признаки растений и животных. (Различаются растения и животные по способу питания.)
- Расскажите о способе питания растений. (Зеленые растения сами производят пищу из воды и углекислого газа с помощью зеленых листьев на свету.)
- Расскажите о способе питания животных. (Животные создавать для себя пищу не могут. Они питаются растениями, или растениями и другими животными, или только животными.)- Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 5. Какие животные здесь изображены? Назовите среду обитания каждого.
- Особенностью пресмыкающихся является то, что они ползают, «пресмыкаются» (за что и получили название «пресмыкающиеся»). Их тело покрыто кожей с сухими чешуйками или панцирем.
Рассмотрите рисунки пресмыкающихся: прыткая ящерица, гюрза, степная черепаха. Какие пресмыкающиеся обитают в нашем крае? (Предположения детей.) Слайд 4
- На территории России обитают уж обыкновенный, уж водяной, гадюка обыкновенная, болотная и степная черепахи, ящерица живородящая.
- Рассмотрите и дополните Машину схему.
- По оглавлению учебника проверьте, сколько групп животных должно получиться? (6 групп.) Слайд 5
- Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 5. Назовите изображенных животных. Определите, к какой группе относится каждое из них. (Оса – насекомое, кобра – пресмыкающееся, ворона – птица, крот – зверь, жаба – земноводное, горбуша – рыба.)- Прочитайте дополнительные сведения о земноводных и пресмыкающихся в Словарике. От чего зависит температура тела земноводных? (От окружающей среды.)
- От чего зависит температура тела пресмыкающихся? (От окружающей среды.)
Физкультминутка
Игра «Рыба, птица, зверь».
Учитель называет животных: щука, налим, дятел, ёж, слон, чайка, скворец, карась, кабан, лось, снегирь, кот.Учащиеся, когда слышат название рыбы, то с помощью пантомимы показывают, как плавает рыба в воде. Когда слышат название птицы, машут руками – «крыльями», имитируя полет. А услышав названия зверей, топают ногами.
- Как вы думаете, ребята, какая тема сегодняшнего урока? (ответы детей)
II. Совместное открытие знаний.
- Рассмотрите в учебнике, как Маша разделила животных на несколько групп. Дополните Машину схему примерами животных нашего края.
- Назовите отличительные признаки насекомых. (Тело насекомых разделено на три отдела – голову, грудь, брюшко. У насекомых три пары ног.) Слайд 6
- Назовите признаки рыб. (Тело рыб покрыто чешуей, живут в воде.) Слайд 7
- Назовите признаки птиц. (Тело птиц покрыто перьями; есть крылья.) Слайд 8
- Назовите признаки зверей. (Тело зверей покрыто шерстью; у них четыре конечности.) Слайд 9
- Для всех ли животных нашлось место на Машиной схеме?
- Куда в схему Маши поместить лягушку? (Лягушка хорошо плавает, но это не рыба – у нее нет плавников и чешуи. Лягушка прыгает по суше, но это не зверь, она не покрыто шерстью, кожа у неё голая, влажная.)- Куда поместить змею? (У неё нет ни плавников, ни шерсти, ни ног.)
- По очереди, работая в парах, прочитайте два текста в учебнике. Затем расскажите, почему в этой схеме нет места для лягушки и для змеи. (Выполнение)
- Так к какой группе животных относят лягушек, жаб и тритонов? (К земноводным.) Слайд 10
- Жизнь земноводных связана и с водой, и с сушей. Рождаются земноводные в воде, а во взрослом состоянии эти животные часть жизни проводят на земле, а часть – в воде. Поэтому они и получили такое название.
Рассмотрите рисунки тритона и лягушек. Чем они похожи? (У них голая, влажная кожа.) Слайд 11
- К какой группе животных относят змей, ящериц, черепах, крокодилов? (К пресмыкающимся.)
Учащиеся читают рассказ в хрестоматии «Где змеи в наших лесах зимой тепло ищут?»
III. Применение новых знаний.
Работа в тетради для самостоятельной работы.
Задание 1. Учащиеся дополняют схему “Разнообразие животных” примерами животных своего края.
Задание 2. Учащиеся заполняют пропуски, вставляя слова: паукообразные, насекомые, рыбы, звери.
Задание 3. Учащиеся находят “лишнее” животное в каждом ряду:
бабочка, муравей, паук, стрекоза;
соловей, воробей, сорока, летучая мышь;
жаба, уж, лягушка, тритон.
Объясните, как вы рассуждали.
IV. Закрепление пройденного материала.
Учащиеся работают в парах. Одна пара устно описывает животного, другие должны определить, кого она описывает. (Например, она бродит по полям, по лесам. Хвост длинный и пушистый. Сама рыжая. Хитрый зверь)- К сожалению, мы не всегда относимся к животным бережно. Как часто ребята ловят и губят бабочек, стрекоз, шумом распугивают в лесу животных. Все это обедняет природу. Многие животные почти исчезли вблизи селений. Таких животных охраняет государство, они записаны в Красную книгу. (Рассказ учителя о Кичкетанском заповеднике, который расположен нашем районе , о белом журавле, орлане белохвосте.) Слайд12
V. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Назовите признаки земноводных, пресмыкающихся.
- Решите кроссворд и прочитайте ключевое слово в выделенных клетках.
1. Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки - ни одной. (Еж)
2. Ёжик вырос в десять раз,
Получился … (дикобраз)
3. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
4. На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно. (Сом)
5. Через море-океан
Плывет чудо-великан,
Прячет ус во рту,
Растянулся на версту. (Кит)
6. Кто на своей голове лес носит? (Олень)
7. Под полом таится,
Кошки боится. (Мышь)
8. Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)
Ключевое слово: «животные»
- О ком мы говорили на уроке?
- Что нужно, чтобы животные жили на Земле? (Тепло, воздух, вода, пища, свет.)
- Как надо относиться к животным? (Бережно, охранять их, заботиться о них.)
Домашнее задание: подготовить рассказ «Как зимуют животные».