Презентация мастер-классаПриемы формирования навыка самооценки в начальной школе


МБОУ «Верхне-Талецкая СОШ»Мастер-классПриемы формирования навыка самооценки в начальной школе Приемы формирования навыка самооценки в начальной школе «Тот, кто сумел оценить свою работу, тот и получает преимущества в движении вперед»Евгений Доманский
Актуальность темыВ современном мире каждый человек должен адекватно оценивать свои возможности. Суметь точно себе ответить, что я умею и что я могу. Поэтому у каждого человека должен сложиться образ собственного Я. Это складывается из осознания своих личных физических, интеллектуальных, нравственных качеств, их самооценки. смелость хвастовстводоброта грубостьлюбознательность леньтрудолюбие трусость вежливость завистьусидчивость лживостьчестность жадностьправдивость драчливостьнастойчивость жестокостьактивность обидчивость ИДЕАЛ АНТИИДЕАЛ Методика «Лесенка» 1-4 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная); 5-7 ступенька - средний уровень самооценки (адекватная); 8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная). здоровьеум, способностихарактеравторитет у сверстниковумелые рукивнешностьуверенность в себеПараметрКоличественная характеристика (балл)низкийсреднийвысокийОченьвысокийУровень притязанийМенее 6060-7475-8990-100Уровень самооценкиМенее 4545-5960-7475-100 Три основных вида самооценки: - адекватная самооценка; - завышенная самооценка; - заниженная самооценка. Самооценка учащихся 1-ой ступени  1-ый класс – Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь с объективными обстоятельствами. Их самооценка преимущественно завышенная. 2-3 класс – процент завышенной самооценки снижается , дети относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении.  4-й класс – самооценка становится в целом более адекватной, дифференцированной, заниженная самооценка повышается, завышенная самооценка понижается, а суждения о себе – более обоснованными.  «Только человек со здоровой самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, переводя их в задачи учения, а не обиды. В поводы к унынию и отказы от каких бы то ни было усилий» Г.А. Цукерман   Классификация приемов самооценки Словесные приемы1. Для развития самооценки в конце уроков задаются следующие вопросы:– Что ты узнал на уроке?– Чему научился?– За что себя можешь похвалить?– Над чем еще надо поработать?– Какие задания тебе понравились?– Какие задания показались трудными?– Достиг ли ты поставленную в начале урока цель? 2. Наглядное пособие, которое помогает в оценивании своих достиженийСегодня на уроке я …Мне удалось…Я могу похвалить…Я недостаточно…Я старался…3. Вариант организации работы по самооценке собственной деятельности при выполнении конкретного задания или проверочной работы*Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому что……………………………………*Наиболее трудным мне показалось……………………………*Я думаю, это потому что……………………………………… *Самым интересным было………………………………………*Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделалследующее………………………………………………………*Я хотел бы попросить своего учителя…………………………….  Символы1. Шкала самооценки:«+» - знаю и умею применять.«!» - знаю, но не всегда могу применить. «?» - не уверен в своих знаниях. «-» - пока не знаю и не умею.2. Отметка в балльной шкале90-100% - высокий66-89%- повышенный50-65%- среднийменьше 50%- ниже среднего Рисунки«Светофор»- внимание , мне нужна помощь /не справился с работой/ - нужна небольшая помощь - можно двигаться дальше , все удалось «Говорящие рисунки»- все получилось , доволен собой - не все получилось , было непросто - многое не получалось ,было сложно «Лесенка успеха» 1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил. «Волшебные линеечки»Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. ПометкиНа уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки: V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО + - НОВОЕ ? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС 0 – ДУМАЛ ИНАЧЕ Самооценка знанийПосле выполнения какой-либо работы, учащиеся рисуют один из предложенных рисунков. Технологические карты по разным предметам Лист самооценки своей деятельности во время работы над проектом№ ВопросыУдовлетворительноХорошоОтличноПримечания1.Моя работа над проектом в группе2.Своё выступление с результатом проекта я оцениваю3. Я научился формулировать гипотезы4. Я научился делать выводыпо этому проекту5.Меня оценила группа в работе над проектом Вид работыЗнак (! ? )1 2 3456Моя успешность на урокеСегодня на урокеЗнаю/умеюХочу знать/научитьсяУзнал/научился Задание № 1: Возьмите лист бумаги и заставьте его улететь как можно дальше.Задание № 2:Нарисуйте дом Самооценка:1.Какое задание было дано?2.Довольны ли вы полетом своего самолетика? 3.Почему?4.Что нужно сделать в следующий раз?   Взаимооценка рисунков. А теперь оцените рисунок по таким критериям как1.Фундамент – 1 балл2.Стены -1 балл 3.Крыльцо, ступени –1 балл4.Перила – 1балл5. Дверь – 1 балл6. Окно - 1 балл7. Окно на чердаке – 1 балл8. Водосточная труба – 1 балл9. Труба на крыше дома – 1 балл10. Трава или деревья возле дома – 1 баллМаксимальное количество баллов -  10 0-4 балла -       «2»5-6 баллов -     «3»7-8 баллов -     «4»9-10 баллов - «5»   Какие виды оценивания были применены?Какую оценку вам было легче всего поставить и почему?Насколько отличались оценки и почему?Какой из оценок вы остались довольны и почему?Рефлексия по заданию:  Формативное или формирующее оценивание. Оно применяется для получения данных о текущем состоянии дел, отражает внутренний контроль качества и направлено для определения ближайших шагов в направлении улучшения методов и форм обучения.  (что сделано, как, получилось или нет, ошибки, что предстоит сделать.)Формативное оценивание осуществляется в виде качественного показателя: словесные высказывания о процессе и результате работы, эмоциональная реакция. Сегодня на уроке я понял…Я узнал больше о ………….Я понимаю __________ и могу объяснитьЯ все еще не понимаю _________Я не совсем уверен в _______________Я изменил свое отношение к……….     ƒЯ удивился тому, что……                      ƒЯ почувствовал …Хотелось бы узнать…Мне удалось…..Я могу себя похвалить за то, что……Я не справился…………На следующем уроке я………….. Суммативное (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний, умений, навыков, компетентностей при завершении изучения темы, раздела к определенному периоду времени. Суммативное оценивание проводится по результатам выполнения различных видов проверочных работ (теста, контрольной, лабораторной, исследовательской работ, сочинения, эссе, проекта, устной презентации и т.п.). Оценивание осуществляется в виде количественного показателя: отметка, баллы и т.п. Этапы формирования самооценки1 классВиды контрольно- оценочных действий:1. Критериальное оценивание - умение сопоставлять свои действия с заданным образцом. 2. Пооперационное (пошаговое)3. Ретроспективное - оценивает то, что он уже сделал, совершил, пережил.  4. Рефлексивная оценка – знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях ФормыНа этом этапе обучения, безотметочном, используются различные приемы оценочной деятельности:«волшебные линеечки», Лесенка ,Светофор , Смайлики.   Алгоритм самооценивания 1 класс  1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы) 2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью) 3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки) 4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс). 2 классВиды контрольно- оценочной деятельности1.Происходит совершенствование работы учащихся над пооперационным контролем освоения способов деятельности, переход к итоговому оцениванию.2.Во 2 классе начинается работа над формированием  рефлексивного контроля , направленного на анализ основания собственно способа действия.3.Начинается работа над прогностической оценкой. Дети уже начинают задавать себе вопросы типа: «Справлюсь ли я с решением?», выбираются задания для самостоятельной работы на «уровень притязания» – из данного пакета заданий с обозначенной сложностью требуется взять какое-то для решения и т.п.4.Что касается действия оценки, то на этом этапе оно должно полностью дифференцироваться. Алгоритм самооценивания во 2 класс  1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы) 2.Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью) 3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки) 4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс) 5. Какое умение развивали при выполнении задания? 6. Каков был уровень задания (задачи)? 3-4 класс Виды контрольно- оценочной деятельности:На заключительном третьем этапе  учащиеся вместе с учителем выходят на полный цикл контроля и оценки. На ведущее место в обучении (учении) выходит рефлексивный контроль и рефлексивно-прогностическая оценка в новых, нестандартных ситуациях.  Алгоритм самооценивания в 3 - 4 классе 1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы) 2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью) 3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки) 4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс) 5. Какое умение развивали при выполнении задания? 6. Каков был уровень задания (задачи)? 7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу. 8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.   Результаты самооценивания можно фиксировать в ПортфолиоЛисты учебных достижений Лист рубежного контроля. Журнал учёта учебных достижений Дневник первоклассника Тетрадь открытий Тетрадь «Что я знаю и умею». Эти документы постоянно хранятся в классной комнате, и все заинтересованные (ученики, учителя, администрация школы) могут в любое время ознакомиться с ними. приём «Дерево успеха»вы потрудились на славу, честь и хвала вамвы потрудились впол силы, могли бы лучшесегодня вы мало потрудились,надо приложить усилия СПАСИБОЗАВНИМАНИЕ