конспект урока по Окружающему миру 3 класс Охрана животных

Калашникова М. Н. учитель начальных классов МОУ – СОШ №2


Окружающий мир. 3 класс


Тема урока: «Охрана животных».

Урок разработан по интерактивной технологии обучения по методике Джозефа Корнелла.

Цель урока:
углубить представления детей о необходимости охраны животных;
развить навык наблюдательности, творческих способностей;

способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер, плакаты, раздаточный материал, наглядные пособия.

Ход урока.

1. Организационный момент.
.- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста в окно. Какой сегодня день? А у нас в классе уютно и тепло. Да к тому же и солнышко заглянуло.
- Какие у вас ассоциации возникают, когда вы смотрите на солнце? ( тепло, свет, лето, цветы, радость, игры)
- У меня солнышко ассоциируется с нашим уроком, потому что я хочу, чтобы он получился таким же светлым, тёплым и ярким, как наше солнышко.
Пусть тепло этого солнышка сопровождает вас весь урок и придаст вам силы.

2. Пробуждение энтузиазма.
- А сейчас посмотрите на свои столы. Возьмите карточку синего цвета. У каждой группы задания – ребусы. Отгадав их вы ответите на вопросы: куда мы сегодня отправимся, что там увидим, чему научимся и с чем познакомимся.

- Да, ребята, сегодня мы отправимся в природу, поговорим о животных, узнаем, что нужно сделать, чтобы они не исчезли, познакомимся с правилами охраны природы..

Тема нашего урока: «Охрана животных».

3. Сосредоточение внимания.
- Сегодня мы отправимся в «храм природы». Природа многообразна и непредсказуема. То она ласковая мать, лелеет и ласкает, то, как злая мачеха, строга и непреступна.
Солнце часто затягивают тучи, и на Землю обрушиваются струи дождя. В такую погоду не обойтись без зонта. Я предлагаю вам совершить прогулку не под простым зонтом, а под волшебным. Под ним светло и празднично. Вокруг шелестит листва, щебечут птицы, порхают бабочки.
А всё хмурое и печальное останется снаружи.
В середину купола поместим то, что украшает нашу планету, без чего не смогут жить люди на Земле. Как вы думаете, что это такое? Отгадайте.
Голубой платок, красный колобок
По платку катается, людям улыбается. (солнце на небе)

Для чего нужно солнце на земле?

- А кого мы ещё поместим под зонтиком? Вы узнаете, поработав в группах.
- Возьмите оранжевые карточки.

Задания : 1 гр. Расскажите другим группам о рыси, не называя её.
2 гр. Изобрази дятла.
3 гр. Расскажи о стерляди, не называя её.
4 гр. Изобрази бабочку.

( появ. слайды с изображением рыси, дятла, стерляди, бабочки)

1 группа
- у меня короткое туловище на удлинённых ногах;
- окраска с выраженной пятнистостью на спине и конечностях;
- передвигаюсь лёгкими шагами, но способна делать большие прыжки;
- я питаюсь зайцами, лесной дичью, мышевидными грызунами;
-меня можно встретить на границе с Пензенской и Ульяновской областями;
- у меня уши с длинными кисточками на концах.

2 группа
Ученик .- у дятла довольно яркая окраска, долотообразный клюв, короткие ноги;
- добывая пищу долбит кору деревьев и кустарников;
- питается насекомыми и их личинками.
3 группа

- я речная рыба;
- у меня удлинённое тело, покрыто пятью рядами костяных жучек,4 усика на нижней губе;
- длина моего тела может достигать 1м 25 см;
- из-за загрязнения водоёмов, моя численность составляет 50 тысяч;
- меня можно увидеть на Гербе Саратовской области.

4 группа

Ученик. Бабочка Махаон - редкий, встречающийся вид. Встречается по всей области. Запрещён отлов бабочек.


-Ребята , всех их мы поместим куда? Под зонтик рядом с солнышком или снаружи? Почему вы так думаете? ( дети прикрепляют картинки этих животных под зонт)
- Вспомните: как можно классифицировать животных?
- Молодцы, ребята! Вот и под нашим зонтиком есть место и животным, и птицам, и рыбам, и насекомым. Снаружи нашего зонта мы оставим то, что губит флору и фауну, что ведёт нашу планету к катастрофе.

Входит Хозяйка леса.
Была речка чистая, называлась Прозрачной, да стала грязной – разноцветной. Была многоводной, а стала маловодной: уж много воды выпивают. А потом грязную опять в реку спускают.

Учитель. А вы, кто?

Хозяйка леса. Я – Хозяйка леса! А теперь из-за людей, испортивших речку, я - разноцветная Баба- Яга! Постирала в этой воде платье, видите, на кого стала похожа.
А речка –то наша постепенно погибает. Её живая вода становится «мёртвой» - ни попить, ни искупаться. Даже мой знакомый водяной убежал из такой речки. Эх вы, люди! Разве вам нравится жить в грязи?
Я приготовила вам тест: «Природа в опасности». Найдите ответы на него.
Учитель. Давайте проверим как вы справились с тестом.

Учитель. Хозяйка леса, не все люди обижают природу. Наши ребята знают, как беречь природу.

Хозяйка леса. Сейчас проверим. У меня есть волшебная книга с экологическими знаками. Подумайте, что обозначает каждый знак. А поможет вам в этом учебник на с. 115.
Прочитайте и постарайтесь запомнить как нельзя поступать с природой. (чтение по учебнику)
Поместите правила Друзей природы с наружной стороны купола зонтика!

Учитель. Ребята! Какие правила вы знаете?

1 правило. Не ломай ветки деревьев и кустарников. Растение – живое существо. Ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там, где много растений, легко дышится.


2 правило. Не рви цветов в лесу и на лугу. Цветок в вазе – это пленник. Пусть это чудо радует всех, кто придёт следом за нами. Привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.

3 правило. Нельзя брать яйца из гнёзд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.

Учитель . А кто знает из вас, ребята, какую пользу приносят муравьи?
( Муравьи – санитары леса. Они уничтожают насекомых – вредителей леса, многие птицы принимают муравьиные «ванны» для очищения перьев)

4правило. Не разводите костёр в лесу. Кострище – это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15 – 20 лет. От костра может возникнуть пожар.
Физминутка.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём
И назад в гнездо кладём.

Впереди из- за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.

На полянку мы заходим,
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться.

Как много мы увидели:
И речку, и цветы.
Узнали много нового
И я, и ты, и мы!

Хозяйка леса: Спасибо вам, ребята. Теперь я могу быть спокойна: мои леса и животные в них под вашей надёжной охраной! А я поспешу скорее в лес, обрадую своих лесных жителей.

Учитель. К сожалению, не все люди выполняют правила. В результате на Земле исчезают растения и животные, сокращаются площади лесов, превращаются в пыль миллиарды тонн почвы.

- Ребята, как вы думаете, почему эти знаки обведены в красный кружок?

- Да! красный цвет – цвет опасности! И люди, чтобы сохранить флору и фауну Земли создали необычную книгу.
(учитель переворачивает знаки.)

КРАСНАЯ КНИГА

- Как же она называется?
- Как вы думаете, что в этой книге?
- Да, ребята, вы правы! В эту книгу занесены растения и животные, которых на земле осталось очень мало. Их надо спасать и охранять.
Как вы думаете, кто наносит вред нашей флоре и фауне? Вырубая леса, загрязняя реки, моря, мы, люди, губим множество животных. А для животных леса, реки, озёра – это дом.
Поэтому Красная книга в нашей стране учреждена в 1974 году. А наши учёные создали Красную книгу Саратовской области.
Ребята! А вы знаете, что многие животные Петровского района тоже нуждаются в охране и защите! В лесах стало мало лосей, кабанов, куниц, косуль и многих других животных. Но мы, люди, можем их сохранить и защитить!
4. Получение прямого опыта. (практическая работа)

Учитель. На ваших столах лежат картинки животных. Выберите тех животных, которые нуждаются в охране в нашем Петровском районе. Поместите их под свои зонтики и подумайте, почему их нужно охранять? А ещё Хозяйка леса – наша гостья, приготовила
вам небольшие подсказки с редкими видами зверей, птиц, рыб, насекомых. ( Работа в группах. У каждой группы свой вид животных)

Каждая группа защищает свой мини – проект.
Почему же надо охранять животных?

5. Передача своего вдохновения другим.
Учитель. Возьмите в руки свои зонтики. А теперь давайте встанем, возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу.
Сейчас мы будем передавать зонтики из рук в руки, продолжив фразу:
«Я желаю нашей планете». Начну – я. Я желаю нашей планете голубого неба.
Люди, берегите всех животных на нашей прекрасной Земле!
6. Итог урока.
Вот и подошёл к концу наш урок. Каким он оказался для вас?
Какое открытие вы сделали?
Заканчивается наш урок. А солнышко по – прежнему согревает нас своим теплом. Но у вас оказалось не одно солнышко, а засияло намного больше. Посчитайте, сколько у каждого солнышек?

Оценки за урок.
7. Домашнее задание: прочитать с 112 – 117; подготовить сообщение о животном Петровского района.


Спасибо за урок!









































13PAGE 15


13PAGE 14415




15