Конспект урока по окружающему миру на тему Охрана животных (3 класс)


Конспект урока окружающего мира в 3 классе
по теме «Охрана животных»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
МКОУ Поселковой СОШ
Лушникова Татьяна Ивановна


2013год
Тема: «Охрана животных».
Предметная программа и её автор:
УМК «Школа России» Окружающий мир А.А.Плешаков
Задачи деятельности учителя:
Образовательные: Формирование представления о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных, познакомить с Красной книгой России, Красной книгой Воронежской области, с редкими животными, занесенными в Красную книгу;
Развивающие: способствовать развитию умения характеризовать меры по сохранению природы; развивать чувство ответственности за жизнь на планете; повторить правила поведения в природе;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к живым существам, к окружающей природе; пробуждать у детей интерес к своей Земле и родному краю, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть животных, занесённых в Красную книгу, формулировать правила друзей природы, делать выводы.
Личностные: проявлять ценностное отношение к природному миру, осознавать важность Красной книги для сохранения редких и исчезающих видов животных. УУД Познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения
Коммуникативные: совместно договариваться о правилах поведения в природе и следовать им
Тип урока: Изучение нового материала
Оборудование:
1.Мультимедейный проектор, экран, ноутбук.
2. Знаки «Правила поведения в природе».
3. Визуальный ряд: фотографии животных
Вид используемых средств ИКТ: Учебная презентация Power Point «Охрана животных»
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная
Основные понятия: Красная книга России, Красная книга Воронежской области, вымершие виды, исчезающие виды, заповедник, заказник, зоопарк
Организационная структура урока:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Звонок прозвенел и напомнил опять,Что время нельзя нам напрасно терять.Кто временем нашим привык дорожить,Тому будет легче победу добыть.
II. Актуализация опорных знаний.
Ребята, на предыдущих уроках мы изучали темы о животных. Для проверки ваших знаний о животных, я предлагаю выполнить задания на экране:
-На какие группы можно разделить всех животных? (слайд 2)
(звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся)
-Какие животные откладывают яйца? (слайд 3)
(птицы, пресмыкающиеся, насекомые)
-Кто мечет икру? (слайд 4)
(земноводные, рыбы)
-Похожи ли детеныши животных млекопитающих на своих родителей? (слайд5)
-- Кто и как развивается? Ответь устно, какие слова пропущены. (слайд 6 )
Яйцо - … - взрослая птица.
Икринка - … - взрослая лягушка.
… - малёк – взрослая рыба.
Яйцо – личинка - … - бабочка.

III. Постановка учебной задачи.
- А теперь давайте переместимся в сказочный лес наполненный звуками природы (слайд 7)
Как прекрасен этот мир и как великолепны творения природы. Ими бы только восхищаться, удивляться выдумками природы, если бы не одно тягостное обстоятельство: многим из животных угрожает опасность исчезновения с лица Земли. Чтобы узнать тему урока, вы должны определить группу животных по их основным признакам и отгадать его представителя (слайд 8)
а) 4 ноги, тело покрыто шерстью
Как большая кошка он грациозен и умён.
Но не любит разных игр
Полосатый, грозный…..(тигр)
б) тело покрыто перьями, 2 крыла
Гордая птица, воды не боится
Очень пригожа, на двойку похожа,
Как зовут, ответь!
Это белый….(лебедь)
в) тело покрыто чешуёй, плавники
С хвостом, а не зверь,
С перьями, а не птица.
В воде она живёт,
Нет клюва, а клюёт….(рыба)
г) живут в воде и на суше, 4 ноги, голая кожа
Из малька выходят лапки,
Длинноногие ребятки.
В луже прыгает квакушка
Пучеглазая…..(лягушка)
д) 4 ноги, тело покрыто роговыми чешуйками
Живёт спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха
Гуляет ….(черепаха)
е) 6 ног
Над цветком порхает, пляшет
Веером узорным машет….(бабочка)
(выставляется тема урока – приложение 1)

Тема нашего урока «Охрана животных». (слайд 9 )
На этом уроке мы постараемся ответить на волнующие вопросы

(вывешиваем на доске – приложение 2):
- Какое значение имеют животные в жизни человека и растений?
- Почему нужно охранять животных?
- Как надо относиться к окружающему миру?
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Первичное усвоение новых знаний.
Вводная беседа
- К нам пришло письмо с просьбой о помощи.
Прочитаем его. (ученик открывает конверт и зачитывает письмо – приложение 3)
«Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, им мой не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Я одна уничтожаю за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна. Вся беда в том, что нас становится все меньше».
- Кто обратился к нам за помощью? (сова) ( рисунок )
- Что вы узнали об этой птице из письма?
Ребята давайте позволим Сове остаться у нас на уроке и помогать нам!
- Какое значение имеют животные в жизни человека ? (ответы детей)
2. Значение животных в природе и в жизни людей ( слайд 10)
Пища (молоко, мясо, яйца, мед)
Одежда (шерсть, кожа, замша)
Обувь (кожа, замша, валяная шерсть)
Лекарства (яд змей, пчелиные продукты)
Помощники (собака, лошадь, кошка, верблюд)
Предметы домашней обстановки (ковры,подушки)
Красота природы
Помощь растениям
-Как вы думаете, почему многих животных становится меньше на Земле? (высказывания детей)
3. Причины исчезновения животных: ( слайд 11)
Вырубка лесов.
Уничтожение растений.
Загрязнение воды.
Охота.
Разрушение и загрязнение почв.
4. Знакомство с Красной книгой
-С начала 17 века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. Поэтому люди решили выпустить Красную книгу.
- Для чего нужна Красная книга? (слайд 12)
(Она нас информирует - какие растения и животные в опасности).
- Хотите узнать, откуда к нам пришла Красная книга?
В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список животных и растений. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.
Послушайте стихотворение о книге: (учитель читает стих)
Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы!
А как вы думаете, почему назвали книгу именно Красной, а не желтой, синей?
( Красный цвет- это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения)
Красная книга- это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.
Составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет.
В нее уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц. Но записать животное или растение в красную книгу – еще не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги о том, чтобы не навредить всему живому. На страницах Красной книги имеется список исчезнувших животных.
Это- морская корова, пингвин-дронт, странствующие голуби. (слайды 13-16)
К сожалению, этих прекрасных по-своему животных, можно увидеть только на рисунках.
5. Знакомство с животными Красной книги. (слайды 17-23)
-Давайте послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране и все они занесены в Красную книгу. (Рассказы учащихся о животных сопровождаются слайдами)
Жук-красотел (слайд18 ) особенно известен. Он красивого темно-синего цвета с золотисто-зелеными, имеющими обычно красный отлив надкрыльями, длина 24—32 мм. Этот вид очень полезен, так как истребляет вредных гусениц и других лесных вредителей. Активный хищник охотится днем. Один жук может уничтожить за время своей жизни до 900 больших гусениц вредителей. В последние годы численность резко сократилась. Красотел относится к исчезающим видам и занесен в Красную Книгу России.
Тигр (слайд 19)- прекрасный охотник. Он быстро бегает, способен долго преследовать добычу. Обычно он нападает из засады. Любимая его добыча- олени, дикие свиньи, антилопы. Если охота неудачна, тигр ест лягушек, мышей, саранчу. Когда-то их было много, а теперь тигры стали редкими животными, потому что их уничтожали из-за красивого ценного меха. Оказался на грани вымирания амурский тигр- самый крупный подвид тигра в мире. Его длина более 3–х метров. Сильный, ловкий, красивый зверь. Живёт в лесах на востоке нашей страны. Сейчас тигры взяты под охрану во всём мире.


Фламинго ( слайд 20) встречаются в Евразии, Африке и Южной Америке .Они населяют мелководные солёные озёра и морские отмели. Эта птица обладает самой длинной шеей и самыми длинными ногами. Оперение у фламинго рыхлое, ярко- розовое. Крылья - короткие и широкие. Изогнутый коленообразный клюв имеет своеобразный цедильный аппарат. С его помощью фламинго отцеживают из ила мелких рачков, моллюсков и водоросли, которыми питаются. Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым клювом и ходят 2 года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд.

Беркут ( слайд 21) - очень крупная хищная птица. Это очень осторожная птица. Гнездо устраивает на крупных боковых ветвях в верхней части кроны старых сосен или осин на высоте 12-20метров. Гнёзда беркутов представляют массивные многолетние сооружения из сучьев. Кормится беркут крупными птицами (глухарями, журавлями) и млекопитающими (лисицами, енотовидными собаками), но основным его питанием становятся тетерева, утки, зайцы. Причины резкого уменьшения численности беркута различны, но основная - преследование и беспокойство на гнездовьях.
Морж ( слайд 22 ) - самое крупное ластоногое животное северного полушария. Длина его тела достигает 4метров, а масса около двух тонны. Живут моржи только на мелководных участках морей. Питаются они моллюсками, червями, ракообразными, которых достают со дна. Когда-то моржи водились во всех арктических морях, их насчитывали сотни и даже тысячи зверей. Теперь эти звери уцелели в считанных местах. Но современные условия обитания не дают гарантии того, что эти животные сохранятся на долгие годы.

Владыка Арктики – белый медведь (слайд 23). Это самый крупный зверь. Живёт он почти 40 лет. У него нет постоянного дома. У медведицы бывает 2-3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Весит медвежонок 800грамм, а длина туловища – 30см. подошвы лапок голые, коготки прозрачные. А нос розовый. Питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды. В результате началось сокращение численности белых медведей.
- Большое спасибо! Нашей мудрой сове очень понравились рассказы ребят, а вам?
6. Физкультминутка.
Наша сова так заслушалась, чуть не задремала. Давайте поможем ей взбодриться и проведем физкультминутку.
Мы шагаем, мы шагаем
Руки выше поднимаем
Голову не опускаем
Дышим ровно, глубоко.
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда
Тихо птенчика берем
И назад его кладем.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса
Мы лисицу обхитрим
На носочках побежим.
На полянку мы заходим
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться.
7. Работа по учебнику.
- Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых пока еще много. Это хорошо вам известные белки, бурундуки, синицы, галки, лягушки, жабы.
А сейчас покажем сове, как мы умеем работать по учебнику. Откройте учебник
на стр. 108 и прочитайте текст.
- Каких животных удалось спасти?
(Бобра, соболя)
8. Знакомство с Красной книгой Воронежской области.
- Красная книга России не может охватить все проблемы регионов и поэтому во многих областях стали составлять собственные Красные книги. В нашем регионе была создана Красная книга Воронежской области. ( слайд 24-25 )
Наша уважаемая Сова покажет вам, какие животные находятся под охраной в нашей области.
Выхухоль, Норка европейская, гадюка степная, заяц - беляк, аист черный, Орел степной, орлан - белохвост, ( слайды 26-32 )
- Ребята, как вы думаете, где смогут звери найти защиту и понимание?
( в зоопарке , заповеднике, национальных парках)
9. Сообщение о заповедниках Воронежской области.
На территории области существуют 172 охраняемые природные территории. Самые крупные из них – Хопёрский и Воронежский заповедник. Воронежский заповедник – это лесной островок в степи, где живёт много лисиц, куниц, горностаев, косуль, оленей. Но особенно славится заповедник бобрами. Первоначально заповедник и создавался для увеличения исчезающей популяции бобров. В данный момент такой угрозы уже не существует.
А кто поможет найти ответ СОВЕ -для чего нужны
заповедники? ( слайд 34)
Что такое заказники? ( слайд 35)
Для чего нужны зоопарки? ( слайд 36)
10. Знакомство с экологическими правилами.
Мудрая сова опасается вас пропускать в лес, она не совсем уверена, что вы знаете правила поведения в природе. По дороге в лес она расставила экологические знаки и просит их разъяснить.
Раздаются экологические знаки (приложение 4).
-Ребята, сова с радостью приглашает вас в лес, где вы будете настоящими друзьями природы. (слайд 37)
А кто забудет эти правила, вы можете их найти в учебнике на стр. 109.
V. Закрепление изученного материала
Вспомните, о каких животных мы говорили ?
Где могут найти защиту животные?
Ответьте на вопросы анкеты о правилах поведения на природе (приложение 5)
А что мы с вами можем сделать для охраны животных?
Берегите и охраняйте природу!
Ведь как ты будешь относиться к природе, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.
VI. Рефлексия учебной деятельности.

-Что нового узнали?
- Над чем вы задумались на уроке?
- Какое впечатление произвёл на вас наш урок?
Чтение стихотворения
(слайд 38)
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живется с нами рядом!
Бабочку не трогай!
Будем помнить мы всегда –
Их не так уж много!
Домашнее задание. С.106-111, придумать и нарисовать новые знаки правильного поведения в природе.

Приложение 1.


Приложение 2.
- Какое значение имеют животные в жизни человека и растений?
- Почему нужно охранять животных?
- Как надо относиться к окружающему миру?
Приложение 3.

Приложение 4.


Приложение 5.