Формирование адекватной самооценки результатов учебной деятельности у учащихся


Предмет: Математика
Уровень: Школа
Тема статьи: Формирование адекватной самооценки результатов учебной деятельности у учащихся.
Я работаю учителем математики в среднем звене. В своей работе я использую различные способы и приёмы оценивания учебной деятельности учащихся. Сегодня хочу поделиться приёмом, который был реализован среди пятых классов. На мой взгляд, приём можно считать эффективным, поскольку он хорошо формирует самооценку результатов учебной деятельности у учащихся.
5 класс. Урок обобщения знаний перед контрольной работой. В конце такого урока учащимся я объявляю, что завтра будет контроль знаний по главе. Поэтому, необходимо для успешного выполнения всех заданий контрольной работы ещё раз посмотреть в учебнике темы данной главы, разобрать все примеры, вспомнить и повторить правила, определения. Полезным также будет посмотреть конспекты уроков в тетради и обратить внимания на ошибки, которые были допущены при выполнении домашних заданий в рамках тех тем, по которым намечен контроль знаний. В день проведения контрольной работы я сообщаю детям, что им предстоит оценить: насколько усердно, с отдачей подошли они к подготовке к данной контрольной работе. Далее, я раздаю заготовленные варианты с заданиями контрольной работы на листах А4. Перед текстом заданий на каждом листе имеется следующая таблица:
Этапы контрольной работы Оценка ученика Отметка учителя
1. Подготовка к контрольной работе -
2. Контрольная работа 3. Подведение итогов, комментарий Учащиеся должны оценить, насколько ответственно они подошли к подготовке к сегодняшней контрольной работе, и поставить балл «2», «3», «4» или «5» в соответствующей графе. Далее идёт работа над заданиями. Учащиеся сдают работу в конце урока. Затем, я проверяю работу, исправляю в ней ошибки (если имеются) и возвращаю работу каждому учащемуся для дальнейшей самооценки. Ученик оценивает свою работу после проверки учителя в графе «Контрольная работа. Оценка ученика». После этого, я ставлю отметку рядом с той, которую учащийся поставил себе сам. На следующем уроке я сообщаю детям: что в журнал выставляется отметка, поставленная учителем, но при совпадении его отметки с оценкой ученика, последний получает бонусный балл. В конце четверти все бонусные баллы суммируются, и на классном часу, посвящённом завершению четверти, учитель может торжественно вручить самым самокритичным дипломы 1-ой, 2-ой и 3-ей степени «За критическое мышление». Считаю, что данный прием является довольно эффективным средством для формирования у учащихся адекватной самооценки результатов собственной учебной деятельности.