Конспект урока по музыке на тему: Тайны нотного королевства


План урока
Дата:09.04.2015 год
Класс: 6 класс
Тема урока:   «Тайны нотного королевства»
Цель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся  с элементами творческих заданий, нотной грамоты.
Задачи
Образовательные:
- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
- формировать музыкально-эстетический словарь;
- формировать ориентировку в средствах музыкальной  вы разительности;
- совершенствовать певческие навыки; развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
- создать живой, эмоциональный, добрый настрой в классе.
Коррекционно-развивающие:
- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Воспитательные:
- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
- содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
- активизировать творческие способности.
Вид урока:
-Введение в тему урока
Оборудование (ТСО):
-Синтезатор
-Музыкальный центр
-Ноутбук
- Видеопроектор
- интерактивная доска
Музыкальный материал:
Песня: муз.сл «Маленькая страна» трек -26
Слушание: народные танцы бнп, рнп, тнп, мнт. - треки № 2, 8, 11, 12.
Песня: - «Семь нот» трек № 13(плюсовка) 48 (минусовка)
Наглядный материал:
- Презентация
- иллюстрация картин
- карточки
Ход урока
Организационный момент.
) музыкальное приветствие
) организационный момент
) психологический настрой учащихся
Введению в тему урока
Музыкальные задания:
- музыкальная грамота
- песня
- ребусы
- кроссворды
- музыкальные инструменты
- загадки
- слушание народных танцев
- высказывание о музыке
III.Работа над песней.
- Песня c плюсовкой «Семь нот»
IV.Итог урока-обобщение,-анализ урока,-оценивание учащихся,
Д/з Повторить пройденный сегодняшний материал и нарисуйте скрипичного ключа.
Конспект урока
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся путешествовать в нотное королевство и узнаем все его тайны.
Слайд 1
И тема нашего урока таки и называется «Тайны нотного королевства». Будем слушать музыкальные произведения, решать ребусы, кроссворды, отгадывать загадки, петь и конечно активно работать на уроке.
Для начало посмотрите пожалуйста, что здесь вы видите?
Введению в тему урока
Слайд 2 (нотный стан)
У: «Пять линеек нотной строчки
Мы назвали нотный стан
И на нём все ноты-точки
Разместили по местам.
Конечно же это нотный стан совершенно верно!
- А для чего нам нужен нотный стан? Да для нот. Скажите мне, а перед тем, чтоб нарисовать ноты, что еще не хватает?
Слайд 3 (скрипичный ключ)
У:«Открывает нотный стан
Музыкальный капитан
Капитан отличный
Славный ключ …(хором –скрипичный)
У: Ребята, вы видите, что к нам на праздник пришёл сам король нот–скрипичный ключ и принёс с собой нотную лесенку–чудесенку с заданиями.
Слайд 4
Он будет смотреть и оценивать ваши знания.
У: Сколько нот вы ребята знаете?
Все хором:
Семь всего лишь нот на свете
До, ре, ми, фа, соль, ля, си
Ты запомни ноты эти
И в сердечке сохрани.
Первое задание, которое приготовил скрипичный ключ с нотой «ДО» - исполнить любую песню по желанию. Давайте мы с вами встанем все вместе, вспомним нашу правилу все хором
Если хочешь стоя петь
Головою не вертеть
Встань красиво подтянись
И спокойно улыбнись
А теперь споем песню «Маленькая страна» муз.сл.
У: Молодцы вот и справились первым заданием.
У: Ребята, а второе какое задание?
Д: Ребусы
У: Скрипичный ключ и нота «РЕ» приготовил нам ребусы. Давайте мы с вами будем их решать.
Слайд 5
( дорога, берет, домик, фамилия, фасоль, соль, коляска, спасибо, помидор, сирень )У: Ребята какие вы молодцы так быстро и активно решили все ребусы. Так идем дальше, что же приготовил нам Скрипичный ключ и нота «МИ». Нам нужно разгадать кроссворд «Нотный стан».
Слайд 6
1) Назовите русский народный инструмент, похожий на   гармонь? (баян)
2) Какой лад имеет светлый характер? (мажор)
3) Как называется чередование длительностей нот? (ритм)
4) Какой лад имеет печальный характер? (минор)
5) Как по-башкирсики называется «эпос»? (йыр)
6) Как называется словесное состязание акынов на домбре? (айтыс)
7) Какая нота пишется на 3-ей линейке нотного стана? (соль)
8) Как называется скорость движения в музыке? (темп)
9) Назовите героя героического эпоса? (алпамыш)
10) С помощью чего композиторы пишут произведения? (нот)
Слайд 7
У: Вот молодцы вот и кроссворд решили.
У: Ребята, а как называют людей, которые зная все ноты, сочиняют музыку?
Дети: Композиторы.
Слайд 8
У: Если композиторы пишут музыку? А кто исполняет их нии музыку? Музыканты. А музыканты на чем исполняют музыку? На инструментах.
Вот Скрипичный ключ и нота «Фа» хотят узнать какие вы музыкальные инструменты знаете? Перед вами лежат листочки. В этом задании надо соединить красиво точки-цифры друг  за другом последовательно, чтобы получился музыкальный инструмент. Потом каждый встает и показывает свои музыкальные инструменты.
Слайд 9
Учитель: Хорошо  вы ребята рисуете и угадываете музыкальные инструменты. А любите  ли вы отгадывать загадки про инструменты? Следующий задание от ноты « Соль»
На руках плачет, кто слушает-скачет» (балалайка)
«Зубы чёрные и белые выстроились в ряд,
Их не бойся - не кусаются,
А если тронешь - зазвучат» (рояль, аккордеон)
«Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, ребят созывает» (барабан)
«То толстеет, то худеет,
На весь дом голосит» (баян)
«У него есть язык,
Он болтать им привык,
Но, когда болтает он,
Слышно не слова, а звон» (колокол)
Учитель: Отлично поработали. Но, чтобы с лёгкостью преодолеть ещё 2 ступеньки лесенки, проведём музыкальную Физминутку «Тик- так».
Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так.
Тик-так, тик-так,
И мы тоже можем так!
Смотри скорей, который час,
Тик-так, тик-так,
Налево раз, направо раз,
Тик-так, тик-так.
Слайд 10
У: Нота « ЛЯ» нам приготовил слушание народных танцев
Слайд 11
Татарский
Русский
Башкирский
Марийский
Учитель:  Последний конкурс называется  «Высказывание о музыке».
Слайд12
Задание:  та команда, которая быстрее  всех  соберёт в  правильной  последовательности полоски  с  буквами,  чтобы  получилось  высказывание  русского  композитора  о  музыке
(«Музыка – душа  моя» М.И.Глинка)
Работа над песней.
Учитель: Ребята, мы с вами прошли все ступени нотного королевства. Семь нот, с которыми мы путешествовали, будут и дальше сопровождать нас в течении всей жизни. Так давайте завершим наше путешествие весёлой песней «Семь нот».
Слайд 13
Исполнение песни «Семь нот».
IV. Итог урока
Учитель: Ребята, вы все сегодня отлично поработали, показали свои знания и умения по музыке. Спасибо вам за урок! Спасибо тебе скрипичный ключ, что пришёл к нам в гости и открыл нам тайны своего королевства. Всем до свидания! До новых встреч в нотном королевстве!
Слайд 14