Сообщение на тему «Внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе»


«Внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе»
Внеурочная деятельность- это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, она способствует реализации требований ФГОС в полном объеме. А что такое внеурочная деятельность? Внеурочная деятельность – это понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.Она ставит перед собой следующие задачи: -обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; -оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; -улучшить условия для развития ребенка; - учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Внеурочная деятельность - это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса. Направления внеурочной деятельности :- Спортивно-оздоровительное- Духовно-нравственное - Социальное - Общеинтеллектуальное- Общекультурное Следует учитывать, что внеурочная деятельность:-является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе;-способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов начального и общего образования;-преимуществами данного компонента образовательного процесса является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника;-наполнение конкретным содержанием данного компонента находится в компетенции образовательного учреждения. Требования стандарта к организации внеурочной деятельности школьников - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе - способствует в полной мере реализовать требования ФГОС - внеурочная деятельность включается в вариативную часть базового плана школы и на нее отводится 9 часов в неделю в первом классе и 7 часов в неделю во 2-4 классах - наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения - часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся - аудиторных занятий не должно быть более 50% - все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты
Преимущества: предоставление учащимся возможность широкого спектра занятий, направленных на развитие обучающихся. При организации внеурочной работы в условиях стандартов второго поколения от руководителей и педагогов образовательных учреждений требуется знание методов и подходов осуществления данной деятельности. Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействует переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека (своими руками сделал подарок маме, вместе с друзьями ходили в поход, рисовали панно для проведения праздника, подготовили концерт). Процесс воспитания в школьном пространстве непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. Основой формирования гражданской позиции и социальной активности может явиться внеурочная деятельность школьников. Она имеет своё временное пространство, большее количество субъектов – участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств. С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает (при определённых условиях) огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствии со своей шкалой ценностей. Таким образом, внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время. Рассматривая внеурочную деятельность как основу процесса формирования гражданской позиции и социальной активности, следует заметить, что внеурочная деятельность, в первую очередь, должна провозглашать и гарантировать условия осуществления этого процесса. Во-вторых, внеурочная деятельность не должна быть догматической или насильственной (приказной) и формальной. В-третьих, при организации внеурочной деятельности необходимо максимально опираться на позитивный опыт ребёнка. Следует рассматривать обозначенные направления внеурочной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. А разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на выделенных видах внеурочной деятельности.
Образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трёх уровней. Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Формы внеурочной деятельности :Экскурсия ,кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые, научные исследования , общественно полезные практики . Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно- нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на весь процесс развития личности ребенка.


МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа № 2»
СООБЩЕНИЕ НА ШМО
ТЕМА : «Внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе»
ПОДГОТОВИЛА :МАЛИКОВА О.А.учитель начальных классов
октябрь 2016г.