Конспект урока по русскому языку на тему Сочинение по картине Е.Широкова Друзья

Урок развития речи
Подготовка к сочинению по картине Е.Широкова «Друзья»
Русский язык, 7 класс
Учитель – Наймушина Лариса Николаевна
Цель – научить составлять собственный текст на основе увиденного, используя языковые нормы русского литературного языка
Задачи:
- продолжать формировать умения понимать смысл изображённого;
-совершенствовать навыки описания произведений живописи;
- развивать воображение;
-воспитывать художественный вкус;
-воспитание чувства ответственности «за тех, кого приручили»;
 
Оборудование – репродукция картины, портрет художника, медиапроектор, слайд-шоу «Собаки», учебники русского языка для 7 класса под. ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской
Ход работы
Целеполагание                                                    
Цель урока – подготовиться к  написанию  сочинения по картине.
Просмотр Слайд-шоу «Собаки».
2.Запишите 6 слов-ассоциаций, которые возникли у вас, при просмотре ролика. Запишите их в столбик. Прочитайте друг другу в паре записанные слова.
3.Предлагается посмотреть на репродукцию картины Е. Широкова «Друзья». Учитель предлагает подобрать и записать прилагательные или причастия, с помощью которых вы хотели бы её охарактеризовать. Прочитайте друг другу полученные словосочетания.
4. Знакомство с творчеством художника Е.Н. Широкова. 
Перед вами автопортрет художника Евгения Николаевича Широкова. Евгений Николаевич Широков - Народный художник СССР (1986), один из ведущих художников Урала, яркий мастер русского реалистического искусства 2 половины XX века. Награжден орденами «Знак почета»(1981) и «Петр Великий», дипломом Академии художеств(1979), медалями и грамотами Министерства культуры СССР и РСФСР, Верховного Совета РСФСР(1973).
Широков - профессор отделения живописи факультета искусств Пермского государственного института искусств и культуры. Народный художник СССР, один из самых ярких мастеров портретной живописи нашей страны второй половины ХХ века. 
Произведения Широкова хранятся более чем в 15 музеях России, в том числе в главной сокровищнице национального искусства - Государственной Третьяковской галерее. Есть его работы и в частных собраниях России и за рубежом.
Творчество Широкова представлено достаточно полно и в жанровом плане: тематические картины, пейзажи, натюрморты, но в большей степени портреты. Ведь именно портретами он знаменит более всего.
4.Анализ картины «Друзья».
Ребята, попробуем проанализировать средствами художественной выразительности картину Широкова “Друзья” и определить основное настроение данного произведения.
- К какому жанру и виду относится картина? (Вид – портрет, жанр – бытовой сюжетно-тематической картины). 
- Какие тона использовал художник, чтобы создать определённое настроение? 
- Какое настроение возникло у вас при рассматривании данной картины? Почему?
5. Подготовка к сочинению.
- Какие типы речи вы знаете? Описание, повествование, рассуждение
- Что такое повествование? Это такой тип речи, где мы рассказываем о каких-то событиях
- Что такое рассуждение? Это такой тип речи, где мы выдвигаем тезис, доказываем его и приходим к выводу
- Что такое описание? Это такой тип речи, в котором мы что-то описываем
- Что можно описывать? Человека, природу, предметы, картину, обстановку (интерьер)
Ребята, еще раз внимательно рассмотрите картину.
Почему Е.Н. Широков назвал свою картину “Друзья”?
Какой смысл вы вкладываете в слово дружба!
(Дружба - это чувство доверия к человеку, полной уверенности в нем, совпадение множества интересов, разнообразных увлечений, привычек, общие переживания, совпадение мнений по самому неожиданному поводу, одним словом, длительные добросердечные, чистые отношения между людьми, которые во всем поддерживают друг друга.)
- Чтение словарной статьи.
“Друг” – (словарь С.И.Ожегова)
1) тот, кто связан с кем-нибудь дружбой; 
2)сторонник, защитник кого-нибудь или чего-нибудь. 
Не зря народная мудрость гласит: Старый друг лучше новых двух. (Пословица)
- Как вы думаете, почему художника заинтересовали эти герои?
- Согласны ли вы, что можно многое прочесть, вглядываясь в лица окружающих людей? 
- Ребята, давайте вспомним, в какой последовательности мы описываем внешность?
Учитель: Глаза – зеркало души 
Глаза – самая выразительная деталь на лице. Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а глубинная наполненность глаз, их выражение.
- Скажите, пожалуйста, что может служить источником описания внешности помимо картины? (воображение, память, прочитанное, наблюдение.)
 
 
6. Словарная работа. Составим таблицу ключевых слов, которые помогут нам в описании.
Чтобы избежать повторов при написании сочинения, Как по-другому мы можем называть мальчика? ( хозяин собаки, он) 
- Каким настроением проникнуты оба персонажа?
Что можно прочитать, вглядевшись в лицо мальчика?
На какую деталь во внешности мальчика следует обратить внимание? 
(Лицо и глаза)
- Каким вам представляется четвероногий друг мальчика (опишите собаку)
(В собачьих глазах тоска. Одно ухо у лежащей собаки стоит торчком: она чутко улавливает настроение своего хозяина и друга)
- Какие жесты, выражение лица, поза мальчика говорят о том, что он огорчен?
(Мальчик сидит, скрестив ноги, в углу, на подстилке собаки. Судя по опущенным глазам, чуть надутым щекам и губам, настроение у мальчика грустное).
- Что могло произойти до того момента, который изображен на картине?
- Чем огорчен мальчик?
– Какова композиция картины? (Пространство картины занято двумя фигурами)
- Имеют ли значение для портрета мальчика его одежда и предметы интерьера? О чём они могут рассказать?
Попробуйте подобрать сравнения и эпитеты к тому, что вы видите на картине.
Какие тона использовал художник, чтобы создать определённое настроение?
7. Работа над жанрами. Ребятам предлагается соотнести карточки: название – определение. После этого работаем над названиями сочинений. Например:
Эссе – «Мир слишком сложная штука», - подумал пёс, собирая капли собачьих слёз у носа»;
Заочная экскурсия - «Дом, где ждут друга»;
Рассказ - «Отчего грустит собака»;
Сказка «Путешествие маленького Дружка» и другие.
11. Написание черновика сочинения
12. Домашнее задание: Закончить работу над сочинением.
13. Итог урока. Можно зачитать строки из стихотворения.
Когда собака с человеком рядом, Уходит из души по каплям зло. Она всегда поймет вас с полувзгляда, Наполнит дом уютом и теплом.
«Врачеватели души» Оксана Пастухова

 


15