Конспект урока по русскому языку на тему Знаки препинания при обособленных членах предложения (8 класс)


СОГЛАСОВАНО Подольская Ирина Александровна
завуч по УВР Бласбаев С.К. русского языка и литературы___________ высшей категории второго уровня
«_____» ______________ 2017г. КГУ СОШ №4 г.Семей ВКО РК
КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 классе «Б»
67-68/12 - 13 Знаки препинания при обособленных членах предложения Автобусная остановка
Синквейн  Знают об основных условиях обособления.
Употребляют в речи предложения с обособленными членами.
Умеют грамотно использовать оборот с союзом как сложные предложения с союзом как. Формативное оценивание
«Оценочный лист» для группы по критериям, «Словесная оценка»,«Все в твоих руках».
Суммативное
Оценивание / критериальное Умеют работать в группе, парах, совместно решают поставленные учебные задачи. Слушают выступления других групп и оценивают их. Презентация к уроку.
Раздаточный материал по теме
1
ПРЕДМЕТ КЛАСС К-ВО УЧАЩИХСЯ ДАТА УРОК СМЕНА ВРЕМЯ урок № 67-68 по КП
урок № 12-13 по ССП
русский язык 8 «Б» всего: на уроке 1 Ссылка Госстандарт, календарное планирование, среднесрочное планирование
УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ по предметам образовательной области «Язык и литература» уровня основного среднего образования (5-9 классы) – Астана, 2013.- 183с.
Планирование составлено на основе Государственного общеобязательного стандарта начального, основного среднего, общего среднего образования РК, утвержденного HYPERLINK "http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1002578866" \t "_parent" постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года № 1080, и по учебным программам для средней школы, утвержденным приказом Министра образования и науки РК №115 от 3 апреля 2013 года.Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан № 8424 от 10 апреля 2013 года.
Источники
учебники и учебные пособия Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательной школы /Сулейменова Э.Д., Алтынбекова О.Б., Мадиева Г.Б. 2-е изд., переработ. - Алматы: Атамұра, 2007. – 320 с.
Русский язык. Методическое руководство: Для учителей 7 класса общеобразовательной школы.Сулеймеова Э., Алтынбекова О., Мадиева Г. – Алматы: Атамұра, 2003.-144с.
Русский язык. Сборник диктантов и тестов для изложений: Для учителей 7 класса общеобразовательной школы. Сулеймеова Э., Алтынбекова О., Мадиева Г. – Алматы: Атамұра, 2003.-136с.
Раздел учебной программы Грамматика.
Тема урока Знаки препинания при обособленных членах предложения §, с.
Тип урока Комбинированный урок
Ученик должен ЗНАТЬ УМЕТЬ ВЛАДЕТЬ КОМПЕТЕНЦИЯМИ
Знаки препинания при причастных, деепричастных оборотах.
Обособления при приложениях и приложениях с союзом как.
Обособленные обстоятельства, выраженные существительным с предлогом. уметь формулировать высказывание,
понимать причины успеха;
видеть уточняющие члены предложения,
уметь конструировать предложения по образцу,
употреблять в речи предложения с обособленными членами. владеть навыками работы с различными источниками информации;
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.
Общие цели Повторение понятий об обособлении, условия обособления, изучение условий обособления уточняющих членов предложения.
Цель урока Совершенствование коммуникативной компетенции посредством изучения знаков препинания при обособленных членах предложения.
Формирование навыков распознавания и выделения уточняющих членов знаками препинания, определение уточняющих членов.
Задачи урока Образовательный аспект: обобщить и закрепить знания учащихся об обособлении второстепенных членов предложения, совершенствовать умение применять полученные знания на практике.
Развивающий аспект: выработать умение самостоятельно образовывать предложения с уточняющими членами предложения по аналогии; развивать связную речь.
Воспитательный аспект: создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность на уроке.
Ключевые идеи Использование стратегий КМ, УиЛ, ТиО позволит учащимся развить навыки самостоятельного обучения через поисковую деятельность, работу в группе, самостоятельную работу.
Использование стратегий позволит ученикам развить навыки управления информацией, овладеют навыками употребления в речи уточняющих членов предложения, будут выражать свои мнения, научатся быть ответственными за результат обучения.
По результатам проведенной работы учитель сможет увидеть, на какой ступени находится ученик в процессе обучения.
Ожидаемые результаты Учащиеся усвоят правила обособления при уточняющих членах предложения, научатся находить уточняющие члены в предложении, научатся правильно интонировать предложения с уточняющими членами.
Результаты обучения Умение самостоятельно изучать новую грамматическую тему: анализировать и систематизировать полученную новую информацию.
Умение формативно оценивать результаты, проводить рефлексию своей деятельности и деятельность группы, всего класса.
Модули НПО, УиЛ, ТиО, ИКТ, ВО, ОдО, КМ.
Методические приемы повторение ранее изученного материала,
объяснения учителя,
работа с таблицами,
тренировочные упражнения.
Формы контроля и оценка результатов деятельности Формативное и суммативное оценивание - ОдО Взаимопроверка, самопроверка.
Неоконченные предложения.
Пирамида собственной деятельности.
Необходимые предварительные знания и умения Опорные знания
Повторить обособленные определения, выраженные причастными и деепричастными оборотами (§52, с.133, 6 класс).
Повторить постановка знаков препинания перед союзом как. (§52, с.133, 8 класс).
Культура речи Употребление причастных, деепричастных оборотов, уточняющих членов предложения.
Целесообразное использование деепричастий и уточняющих членов в собственных высказываниях школьников. Расширение речевой компетентности.
Развитие речи формировать умения опознавать уточняющие члены предложения, определять их значение и роль в предложении, правильно использовать в речи;
обогащение словарного запаса учащихся вставными конструкциями;
составление монологического выступления на лингвистическую тему.
Внутрипредметные связи Морфология – культура речи – развитие речи
Синтез Русский язык – литература - информатика
Домашнее задание §32,с.114-116; Упражнение № 256, с.117.
Слова в рамочках учить.
Дополнительные задания = «5» Интеллектуальную карту по теме «Обособленные члены предложения».
= «4» Составить словарный диктант в программе Excel.
= «4» Составить «3 толстых и 3 тонких вопроса» с ответами по изучаемому материалу, используя программу PowerPoint.
ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ и ДИДАКТИЧЕСОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ средства обучения
Оборудование Оборудование SMART: компьютеры, магнитная доска
Программное обеспечение Компьютерные программы
Дидактическое обеспечение SMART Словари-справочники
Дидактические материалы Таблица «Знаки препинания перед союзом как». РДМ – карточки с заданием, слова для запоминания
Ключевые понятия Глоссарий
ВикипедияОснащение Маркеры, бумага формата А4, фломастеры,
ключевые характеристики оценивания для обучения
Список литературы, используемой для разработки занятия Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 272с. – (В помощь школьному учителю).
БабайцеваВ.В. Русский язык. 8 класс: Поурочные планы по учебному комплексу под ред. В.В. Бабайцевой / Авт.-сост. М.Е. Кривоплясова. — Волгоград: Учитель, 2005. — 269 с.
Бакулина Г.А. Конспекты уроков для учителя русского языка. Интеллектуальное развитие школьников. 7 класс. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 303 с. – (Конспекты уроков).
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы. –2-е изд., испр. и доп.– М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока время ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ОдО модуль РЕСУРС
І. ПОБУЖДЕНИЕ
 
Оргмомент1
Приветствует учеников.
Проверяет готовность учеников к уроку. Докладывают о готовности к уроку Словесная оценка Учебник
2 Настраивает учащихся на урок путем создания коллаборативной среды
Показывают пальцами, какое у них настроение:
поднятый вверх большой палец – настроение отличное,
вниз – плохое,
в сторону - нормальноеСтратегия «Большой палец» МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деление на группы 2 Делит учеников на группы:
из коробочки вытягивают карточки цветные колечки.
- По какому принципу вы разделились на группы?

2. Знакомит с правилами работы в группе:
Понять задание и подумать о решении самостоятельно.
Выслушать мнение каждого.
Найти общее решение.
Выбрать выступающего.
3.Чтобы ученики почувствовали дух коллективизма, проводит разминку. Вытягивают цветные колечки, группируются и
 
 
 Проговаривают правила работы в группе Постановка целей и задач урока. Сформулируйте тему и задачи урока.
Сегодня мы вспомним,
что называют обособлением,
повторим случаи обособления второстепенных членов предложения,
познакомимся с условиями обособления уточняющих членов предложения. Формулируют  цель
и задачи урока.
Осмысливают поставленную цель. Словесная оценка и поощрение доска
 
ПОДГОТОВКА К ОСОЗНАННОМУ ВОСПРИЯТИЮ ТЕМЫ
Речевая разминка Фронтальный опрос по §28-32. Речевая разминка.
ЗАДАНИЕ. По ходу чтения предложений определите тип речевой ошибки, допущенной в предложениях, и пути ее устранения ГРУППОВАЯ РАБОТА
Читают.
Обсуждают.
Конструируют предложение. самооценивание ТиО
КМ Туристы делились полученными впечатлениями о Кавказе за время похода. Прошу вас ответить на волнующий вопрос не только меня, но и многих других. Он оглядывается и видит напряженное лицо сына, внимательно прислушивающееся к их разговору. Глядя на эту картину, у нас невольно сжимается сердце. На катке всегда весело и интересно, но, покатавшись, болят ноги. РЕФЛЕКСИЯ - Как вы считаете, зачем мы выполняли данную работу?
- Оцените свои знания на данном этапе урока. Отвечают на вопрос.
Оценивают свои знаня, выставляя себе оценку от «0» до «5» САМО
оценивание ОдО Лист самооценивания
УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ Работа с текстом ИНСТРКЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.
Прочитайте текст.
Выполните следующее задание:
1 группа
выпишите предложение с обособленным приложением, подчеркните его;
2 группа
Выпишите предложение с обособленными определениями, подчеркните их, укажите вверху: согласованное или несогласованное. ГРУППОВАЯ РАБОТА
Работают по заданию.
По истечении времени суммируют все написанное  и готовятся к выступлению.
Анализируют запись, выписывают предложения, формулируют выводы. Само
оценивание Карточки
Учебники
маркеры
ВЫВОД Координирует работу групп, слушает, анализирует выступление спикеров. Контролирует правильность сделанных выводов Формулируют вывод.
- Какие предложения вы выписали?
Прочитайте.
- Прокомментируйте знаки препинания в оставшихся предложениях текста. Отвечают на вопросы.
Слушают ответы. Дополняют.
Слушают учителя. ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Объяснительный диктант Объяснительный диктант
ЗАДАНИЕ.
Запишите предложения на разные правила обособления второстепенных членов, включая и обособление обстоятельств. Расскажите, что вы знаете о них.
1. Однажды летом, бродя за грибами, я увидел несколько ворон, преследовавших большого зайца. Спасаясь, заяц повертывался иной раз на спину, отбиваясь от нападавших сильными ногами. (24 слова)
(И. Соколов-Микитов.)
2. Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось. (7 слов)
(А. Фадеев.)
3. Но, несмотря на грузность комплекции, человек этот был на ногу быстр и в делах дотошен. Вопреки заводским обычаям, он ко всем, даже и работникам своей группы обращался на «вы».
(29 слов)
(Б. Полевой) Читают предложения, расставляют знаки препинания.
Формулируют вывод. Рабочая тетрадь
Рефлексия Цифровой тест ЦИФРОВОЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
ЗАДАНИЕ. Впишите в прямоугольник номера предложений, в которых есть это синтаксическое явление.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Групповая работа. Выполняют задание. Проверяют ответы.
Контроль по образцу правильных ответов.
Выставляют оценки. САМОоценивание ОдО
КМ
УиЛ
ТиО Карточки
Лист самоконтроля
Грамматическое задание к тексту.
- Выпишите предложения 3, 7, 10.
Составьте пунктуационные схемы этих предложений.
- Выполните полный синтаксический разбор предложения 9. Учащиеся читают предложения.
Выполняют задания по тексту.
ВЫВОДЫ и ОБОБЩЕНИЯ Учитель подводит учащихся к самостоятельному выводу.
Какие правила обособления второстепенных членов предложения мы повторили сегодня на уроке? Учащиеся самостоятельно формулируют вывод.
Отвечают на вопросы.
Слушают ответы одноклассников.
ИТОГ УРОКА Проводит рефлексию.
- Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
- Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?
- Как вы оцените свою работу? Фиксируют и анализируют выводы по уроку.
Оценивают свою работу. РЕФЛЕКСИЯ Слушают учителя
Учащиеся оценивают свою деятельность. саморефлексия СЛАЙД
Инструктаж по выполнению домашнего задания. §32, с. 114 – 117 – учить
Упражнение № 257 – по заданию.
Выписать 5 предложений, в которых встречаются предложения с уточняющими членами. Фиксируют ДЗ в дневник,
уточняют его выполнение. дневник
 Итог урока:_____________________________________________________________________Положительные стороны урока:____________________________________________________Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
ИНСТРКЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.
Прочитайте текст. Выполните следующее задание:
1 группа
выпишите предложение с обособленным приложением, подчеркните его.
2 группа
Выпишите предложение с обособленными определениями, подчеркните их, укажите вверху: согласованное или несогласованное.
В одно ясн__е х__лодное утро Иван Петрович Бер__стов вы__хал пр__гуля(ться, тся) верхом на всякий случ__й взяв с с__бой пары три б__рзых стремя(н, нн)ого* и (не)скольких дв__ровых мальчишек с трещ__тками. В (то) же самое время Гр__горий Иванович Муранский с__блазнясь хорошей п__годой велел ос__длать куцую св__ю к__былку и рысью п__ехал около св__их англизирова(н, нн)ых вл__дений. Под__езжая к лесу увидел он с__седа св__его гордо сидящ__го верхом в чекмене* п___дбитом лис__им мехом и подж__дающего зайца к__торого мальчишки криком и трещ__тками выг__няли из кустарника.
…Муранский как (а,о)бразованный европеец под__ехал к св__ему пр__тивнику и уч__тиво его пр__ве(тст, цт)в(а, о)вал.
1 группа
выпишите предложение с обособленным приложением, подчеркните его.
2 группа
Выпишите предложение с обособленными определениями, подчеркните их, укажите вверху: согласованное или несогласованное.
В одно яснОе, хОлодное утро Иван Петрович БерЕстов выЕхал прОгулятЬся верхом, на всякий случАй взяв с сОбой пары три бОрзых, стремяННого* и НЕскольких двОровых мальчишек с трещОтками. В то же самое время ГрИгорий Иванович Муранский, сОблазнясь хорошей пОгодой велел осЕдлать куцую свОю кОбылку и рысью пОехал около свОих англизироваННых влАдений. ПодЪезжая к лесу, увидел он сОседа свОего, гордо сидящЕго верхом, в чекмене*, пОдбитом лисЬим мехом, и поджИдающего зайца, кОторого мальчишки криком и трещОтками выгОняли из кустарника.
…Муранский, как Образованный европеец, подЪехал к свОему прОтивнику и учтиво его прИветствОвал.
А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка»
ЗАДАНИЕ.
Запишите предложения на разные правила обособления второстепенных членов, включая и обособление обстоятельств.
Расскажите, что вы знаете о них.
1. Однажды летом бродя за грибами я увидел несколько ворон, преследовавших большого зайца. Спасаясь заяц повертывался иной раз на спину отбиваясь от нападавших сильными ногами. (24 слова) (И. Соколов-Микитов.)
2. Несмотря на сильное переутомление спать не хотелось. (7 слов) (А. Фадеев.)
3. Но несмотря на грузность комплекции, человек этот был на ногу быстр и в делах дотошен. Вопреки заводским обычаям, он ко всем, даже и работникам своей группы обращался на «вы». (29 слов) (Б. Полевой)
ЗАДАНИЕ.
Запишите предложения на разные правила обособления второстепенных членов, включая и обособление обстоятельств.
Расскажите, что вы знаете о них.
1. Однажды летом бродя за грибами я увидел несколько ворон, преследовавших большого зайца. Спасаясь заяц повертывался иной раз на спину, отбиваясь от нападавших сильными ногами. (24 слова) (И. Соколов-Микитов.)
2. Несмотря на сильное переутомление спать не хотелось. (7 слов) (А. Фадеев.)
3. Но несмотря на грузность комплекции, человек этот был на ногу быстр и в делах дотошен. Вопреки заводским обычаям он ко всем даже и работникам своей группы обращался на «вы». (29 слов) (Б. Полевой)
ЗАДАНИЕ.
Запишите предложения на разные правила обособления второстепенных членов, включая и обособление обстоятельств. Расскажите, что вы знаете о них.
1. Однажды летом, бродя за грибами, я увидел несколько ворон, преследовавших большого зайца. Спасаясь, заяц повертывался иной раз на спину, отбиваясь от нападавших сильными ногами. (24 слова) (И. Соколов-Микитов.)
2. Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось. (7 слов) (А. Фадеев.)
3. Но, несмотря на грузность комплекции, человек этот был на ногу быстр и в делах дотошен. Вопреки заводским обычаям, он ко всем, даже и работникам своей группы обращался на «вы». (29 слов) (Б. Полевой)
ЗАДАНИЕ.
Запишите предложения на разные правила обособления второстепенных членов, включая и обособление обстоятельств. Расскажите, что вы знаете о них.
1. Однажды летом, бродя за грибами, я увидел несколько ворон, преследовавших большого зайца. Спасаясь, заяц повертывался иной раз на спину, отбиваясь от нападавших сильными ногами. (24 слова) (И. Соколов-Микитов.)
2. Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось. (7 слов) (А. Фадеев.)
3. Но, несмотря на грузность комплекции, человек этот был на ногу быстр и в делах дотошен. Вопреки заводским обычаям, он ко всем, даже и работникам своей группы обращался на «вы». (29 слов) (Б. Полевой)
1 Кустарник, по которому пробирался Акимов, отступал. 2 Берег снова вздымался вверх, и начиналось редколесье: ель, сосна, береза. 3 Увидев внизу землянку, Акимов направился к ней.
4 Окруженная слева и справа желтыми зарослями осоки, она приютилась возле самой воды. 5 Он раскрыл дверь, и на него пахнуло копченой рыбой, нежным ароматом скошенного сена. 6 Над столом висела на веревках, протянутых из угла в угол, подвяленная рыба, на железной печке стоял чугунок.
7 На полочке — еда: банка с солью, кусок вареного мяса, коврижка ржаного хлеба.
8 Все говорило о том, что недавно здесь были люди. 9 Он заспешил назад, встав под елью, и, прикрытый ее пушистыми ветвями, стал напряженно ждать4. 10 Ветер свистел, раскачивая деревья, похрустывали под его напором стволы, с беспокойным шумом плескалась о берег волна.
11 Никаких иных звуков не было слышно. 12 Совсем стемнело, и ветер заметно притих, но зато небо очистилось от туч, и звезды, ярко заблиставшие на небосклоне, могли помочь ему найти дорогу. (По Г. Маркову.)
ЗАДАНИЕ. Впишите в прямоугольник номера предложений, в которых есть это синтаксическое явление.
В каком предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом? (3, 9, 10)
В каком предложении есть однородные члены с обобщающим словом? (2, 7)
В каком предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом? (4, 6, 9, 12)
В каком предложении обособленные определения относятся к личному местоимению? (4, 9)
Какое из предложений можно назвать неполным? (7)
Какие из предложений являются сложными и состоят из двух простых предложений? (1, 2, 5, 6, 8)
В каком из предложений 3 грамматических основы? (10)