Конспект урока русского языка на тему: Понятие об обособленных членах предложения.

Урок русского языка в 8 классе.
Учитель русского языка и литературы средней школы № 26 г. Орла
Лукина С.Л.

Тема урока: Понятие об обособленных членах предложения
Цель:
Дать понятие об обособлении.
Сформировать умение выделять интонационно обособленные члены и правильно ставить знаки препинания.
Повторить основные сведения о причастных и деепричастных оборотах, отдельные правила правописания причастий.
Ход урока.

·. Повторение.
Индивидуальные задания.
Карточка 1.
Почему в 1-ом предложении может быть выделено запятыми, а во втором – нет? Вы, может быть, хотите знать окончание истории Бэлы? Рассказ может быть интересным.
Объясните написание гласной перед нн в словах расстрелянный (враг), застреленная (птица). Состав какого слова соответствует схеме ¬
· ^ ^ ?
Карточка 2.
Как изменится синтаксическая структура и смысл предложения, если в нем опустить запятую? Таким образом, неисправность обнаружить не удалось.
Какое общее правило объединяет слова заклеил, посеявший, услышанный, увидев? Почему в слове высушенный перед нн пишется е?
Карточка 3.
Исправь ошибку. Наверное, я буду обязательно заниматься плаванием.
Как изменится смысл предложения Вести наблюдение было не за чем, если незачем написать слитно?

В это время с классом повторяются правила слитного и раздельного написания НЕ с причастиями и деепричастиями, НН и Н в причастиях.
(Устно.) Сформулировать правила орфографии, представленные следующими примерами: среди никем не нарушаемой тишины, непродуманное решение, стены не выкрашены (кр. прич.), не склеив конверты.
Записать и обозначить орфограммы: нетерпящий боли, не выпуская из рук, задание не выполнено, неразгаданные тайны, незаметивший неприятеля.
Слово учителя.
Итак, мы с вами вспомнили отдельные орфограммы, связанные с правописанием причастий и деепричастий, случаи употребления вводных слов и омонимичных им членов предложения. А теперь перейдем к новому материалу. Запишите тему урока.
Мы закончили изучение темы «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями».
- Что общего между этими словами? Таких слов не так уж много в русском языке. Большинство же слов, попадая в предложения и выполняя в нем различную роль, становятся членами предложения.
- Какие вы знаете члены предложения? (Главные и второстепенные, однородные.)
- Приведите примеры распространенных членов предложения, выраженных причастными и деепричастными оборотами.
Сегодня мы познакомимся с обособленными членами предложения, будем учиться находить их и выделять в устной речи и на письме.


·
·. Объяснение нового материала.
Понятие об обособленных членах предложения.
Анализ текста.
Лес звенел после дождя. Сверкающие капли срывались с веток березы. Земля, обласканная солнцем, разомлевшая от его тепла, кружила голову крепким запахом прелых листьев и распаренной хвои. Где-то в лесу из-под кореньев дерева вырвался томившийся в неволе ручеек и запел о маленьких радостях своей короткой жизни. (В.Тендряков)
- Определите стилистическую принадлежность текста.
- Какую картину нарисовал писатель словами? Благодаря обилию эпитетов, олицетворений и метафор, мы живо представляем описанное явление природы.
А сейчас с помощью этого текста попробуем разобраться в некоторых грамматических понятиях, используя лингвистический эксперимент. Запишите это словосочетание на доске и в тетради. Понятно значение слова «лингвистический»? Что такое лингвистика? Подберите синоним к слову эксперимент.
- Найдите и отметьте в тексте определения.
- Есть ли среди них несогласованные определения?
- Прочитайте определения и скажите, чем они выражены.
- Распространите определение «сверкающие» зависимым словом. Чем будут отличаться эти два определения?
- Почему в 3-ем предложении определения, выраженные причастным оборотом, выделяются запятыми?
Изучая причастия, мы познакомились с правилом, что причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова, но не задумывались над вопросом почему? А теперь задумаемся.
- Давайте вспомним, какое место по отношению к определяемому слову занимают согласуемые слова при обычном порядке слов?
- Прочитайте последнее предложение.
- Прочитайте еще раз это предложение, поставив определение, выраженное причастным оборотом, после определяемого слова.
- В каком предложении определение несет в себе большую смысловую нагрузку?
- Как нам удалось усилить значимость определения в этом предложении?
Вывод: Смысловое и интонационное выделение членов предложения называется обособлением. Это слово для вас новое, хотя со случаями обособления мы с вами уже встретились, выделяя запятыми причастные и деепричастные обороты. Но мы не называли их обособленными членами.
- Повторим еще раз, что мы называем обособлением?
Выполняем 2-е задание. Перестройте 1 и 2 предложения так, чтобы определения стали обособленными.
- Как вы добились решения поставленной перед вами задачи?
- Прочитайте 3-е предложение так, чтобы было понятно, что девочка замолчала потому, что была удивлена.
- Какими средствами вам удалось выделить по смыслу определение удивленная и придать ему новый смысловой оттенок? (Средствами интонации: на это слово падает логическое ударение и после него делается пауза.)
- А на письме, как вы думаете, нужно выделять эти определения?
- Итак, какие же члены предложения мы будем называть обособленными?
Вывод: Обособленными называются члены предложения, которые выделяются по смыслу с помощью интонации и порядка слов. Смысловое выделение – это цель обособления, интонация и порядок слов – средства, способ.


·
·
·. Закрепление.
Найти обособленные члены, определить, какие это члены предложения, выделить при чтении интонацией, определить их роль.
Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернаву
И наказывает ей,
Сенной девушки своей,
Весть царевну в глушь лесную
Вывод: 1) обособленные члены свойственны прежде всего книжной речи. Они широко используются в художественных произведениях, помогая писателю в экономной форме подробно живописать предмет.
2) Обособляться могут только определения, но и обстоятельства, приложения.

Следующие 2 задания выполняются самостоятельно.

Преобразовать 2 простых предложения в одно с причастным и деепричастным оборотом.
1) За деревней протекает река. Она неторопливо несет свои воды к дальнему озеру.
2) Снег осыпался с вершины деревьев. Он сверкал на солнце.
3) Степь очаровала нас. Она была покрыта ярким ковром пестрых цветов.
Конструирование предложений с деепричастным оборотом.
1 вар. Продолжить предложения
Побродив по лесу
Лежа на горячем песке
2 вар. Закончить предложения деепричастным оборотом.
Ребята решили передохнуть
Цвели фруктовые деревья
Дополнительное задание: разобрать по составу слова побродив, торопливо, томившийся.






·Y. Обобщение.
Мы знакомились сегодня с новым понятием, опираясь на уже изученный вами материал. На следующих уроках мы будем рассматривать разные случаи обособления второстепенных членов предложения.

Y. Домашнее задание: выписать из художественного текста 5 предложений с обособленными членами предложения.