Урок — практикум: “Правила написания письма».


Урок - практикум: “Правила написания письма».
Номинация: «Лучшая методическая разработка проведения Урока письма»
Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.
Форма урока: урок - практикум
Метод: комбинированный, игровой.
УМК: «Перспектива»
Класс: 3
Цель урока: возрождение российских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма.
Задачи урока:
Предметные:- формирование системы знаний о правилах написания и оформления письма, его различных видах;
- обеспечение глубокого понимания понятия «эпистолярный жанр»; - формирование навыка самоконтроля;
- расширение словарного запаса учащихся;- овладение навыками использования различных обращений, слов-приветствий.
 Метапредметные:- планирование способов и путей достижения учебных и прикладных целей;- умение работать с различными источниками информации;- использование устной и письменной речи для аргументированного отстаивания своей точки зрения;- владение первичными навыками учебно - исследовательской деятельности.
Личностные: - воспитание патриотизма и любви к своей семье, Родине;- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другим людям;- обучение навыкам коммуникативной компетентности;- воспитание культуры письменной речи.
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку;
видео-отрывок из мультфильма «Трое из Простоквашино»;
раздаточный материал:
Приложение 1 «Культура написания письма»
Приложение 2 «План написания письма»
Приложение 3 «Образцы фраз для написания письма»
Ход занятия
4158615161290I этап. Организация класса (орг. момент)
Прозвенел уже звонок -Начинается урок.
А теперь все повернитесьИ друг другу улыбнитесь.Улыбнитесь мне, друзьямИ садитесь по местам.
II этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Слайд 2
Учитель: Прочитайте отрывок из стихотворения В. Шефнера «Устная речь» и подумайте, каким образом то, о чём говорится в этом стихотворении, может быть связано с нашим уроком.
(Обратить внимание детей на выразительное чтение, а также на главный смысл данного отрывка)
Сотни слов родных и метких,Ты их выпусти оттуда,
Сникнув, голос, потеряв, В быт обыденный верни,
Взаперти, как птицы в клетках,Чтобы речь – людское чудо
Дремлют в толстых словарях.Не скудела в наши дни?
(Дети высказывают собственное мнение, учитель подытоживает)
Учитель: Сегодня мы будем работать над формированием речи. С помощью слова мы выражаем свои мысли не только вслух, но и на бумаге. Наш урок посвящён овладению первоначальными навыками написания письма. Но прежде, чем приступить к письму, нам нужно выяснить правила его написания и оформления; подумать, что поможет сделать письмо ярким, образным, эмоциональным, интересным.
К нам в гости приехал герой из мультфильма «Трое из Простоквашино», отгадайте кто он:
4339590-81915Кто приносит нам с собой
Письма, поздравленья,
И кого мы ждём порой
Дома с нетерпеньем?
Ну, конечно, это он – долгожданный … почтальон!
Слайд 3
(Просмотр видео-отрывка из мультфильма «Трое из Простоквашино»).
Почтальон Печкин посетовал, что многие дети и даже взрослые не умеют правильно оформлять письма. Он приготовил для вас конверты с приложениями, которые помогут вам научиться правильно их писать.
(На партах лежат конверты с приложениями 1-3)
III этап. Формирование новых знаний и умений .
Знакомство с понятием эпистолярный жанр
Учитель:
36252151270- Как вы думаете, существуют ли правила, законы написания письма? (Да).
- Писать письмо совсем не просто. Это целое искусство. Написание писем — это эпистолярный жанр. А что же это такое? Несколько учеников с помощью словаря выяснили, что…
Слайд 4
1-й ученик: Эпистолярный – имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определённых сведений.
Учитель: Кого называют адресатом и адресантом?
(Дети высказывают собственное мнение)
2-й ученик: Адресат – это тот, кто пишет письма.
Адресант – тот, кому предназначено письмо.
История письма.
Слайд 5
Учитель: А сейчас совершим небольшое путешествие в прошлое.
3-й ученик: В XVII веке и в начале XVIII, когда еще не существовало почтовой службы, письма (их называли “грамотки”) передавали с гонцом или через знакомых. Касались они, обычно, лишь неотложных хозяйственных дел или деловых отношений. Из грамоток, дошедших до наших дней, ученые узнали множество сведений о жизни того времени, о круговороте мелких и крупных проблем, из которых складывалась жизнь обыкновенного человека.
На протяжении многих столетий переписка была единственным способом общения на больших расстояниях. Их писали с помощью узлов, на бересте, глине, на пергаменте. Найдены даже письма в картинках.
Учитель: Несмотря на достижения технического прогресса, эпистолярный жанр имеет право на существование. Письмо – это не просто бездушный носитель информации, оно может много рассказать о своём авторе: его настроении, характере. Получать письма – большое удовольствие. Но этому искусству нужно учиться. Письмо – способ общения на расстоянии. Кому чаще всего люди пишут письма?
(Высказывания детей)
Учитель: Родным и близким людям (личные) и деловые письма.
- Как вы думаете, чем отличаются деловые письма от личных?
(Ответы учащихся)
Учитель обобщает ответы учащихся:
 Деловое (служебное) письмо. Основные черты: убедительность, строгая последовательность, информативность. Деловая переписка во многом близка официально–деловому стилю.
 Личное письмо. Основные черты: эмоциональность, непринужденность, передача собственных впечатлений, довольно большой охват событий и сведений из жизни адресата и адресанта. Это письмо – рассказ, письмо – поздравление, письмо – просьба, благодарственное письмо.
Культура написания письма.
Учитель: Мы с вами сегодня будем учиться писать личные письма. Главное — научиться на бумаге выражать доброе отношение к человеку, показать свои чувства, выразить их с помощью слов.
- А что вы знаете о написании писем?
(Письмо всегда начинается с обращения к тому человеку, которому оно адресовано, потом следует основное содержание письма. В конце письма обязательно нужно попрощаться с адресатом. Если что-то забыл написать в основной части письма, то можно это написать в постскриптуме. Обозначается постскриптум так: P.S. Писать письмо нужно аккуратно и красиво, чтобы его приятно было читать. А еще по содержанию письмо должно быть интересным).
Учитель: Слова в письме должны быть понятными и простыми. Следует быть внимательным к каждому слову, чтобы случайно не обидеть человека. Прочитаем советы почтальона Печкина в приложении 1.
(Дети достают из конверта Приложение 1 и по очереди читают)
Письмо состоит из нескольких частей: обращения, вступления, рассказа о себе, пожеланиях, заключения, подписи; может быть P.S. — постскриптум.
3777615179070Отвечать на письма нужно как можно быстрее (не позднее чем через 3—4 дня после их получения). Поздравительные письма отправляйте заранее.
Бумага для письма должна быть чистой и аккуратно обрезанной.
Пишите ручкой, не допускайте исправлений.
В правом верхнем углу должна быть поставлена дата.
Не вскрывайте чужих писем и не читайте уже вскрытые. Эти письма вам не предназначены.
Чистый, неизмятый конверт подписывается четко, аккуратно.
Физминутка (методика Базарного)
План написания письма
Слайд 6
Учитель: Обратите внимание на слайд. Давайте вспомним план написания письма.
(Учащиеся зачитывают план в приложении 2)
Слайд 7
Обращение пишется с новой строки, включает в себя имя получателя или его фамилию. (После обращения ставится восклицательный знак или точка. А если письмо за границу, то запятая или двоеточие).
Близкому человеку можно писать в тех выражениях, в каких ты привык с ним говорить. Человеку малознакомому пишем сдержанно.
Слайд 8
Текст письма начинается с красной строки и естественно с заглавной буквы. После текста письма идёт заключительная формула вежливости, подпись и дата.
Слайд 9
Заключительную формулу вежливости и подпись лучше написать справа, внизу.
Закончи письмо пожеланием здоровья, успехов или выражениями: «Счастливо!», «Всего доброго» и т.д.
Слайд 10
Дату не следует обозначать цифрами (12.4.2005).
Историческая справка: Дело в том, что в США первая цифра обозначает месяц, а в Англии первая цифра обозначает число. Следует написать 12 апреля 2005г.
Слайд 11
Работа с деформированным письмом.
Учитель: Прочитайте письмо девочки и найдите ошибки.
(Проводится обсуждение текста письма)
IV этап. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач)
Учитель: Ребята, прежде чем приступить к написанию письма, определитесь, кому вы будете его писать. Перед вами несколько тем. Учитывайте, что это письмо будет личное.
3815715-2540 Слайд 12
«Письмо Президенту»
«Письмо другу. Однажды со мной случилось…»
«Письмо моему учителю»

Старайтесь писать письмо в соответствии с теми правилами написания и оформления, которые мы сегодня повторили. В построении письма вам поможет приложение 3
(Использование приложений 1-3)
Практическая работа по написанию писем
Зачитывание черновых работ учащихся.
V этап.  Рефлексия. Итог урока
3187065806450Учитель: Не забывайте о своих близких и друзьях. Пишите им письма, рассказывайте о себе, интересуйтесь их жизнью. Как приятно, придя домой, услышать: “А тебе письмо!” Значит, о тебе помнят, хотят поделиться с тобой своей радостью, узнать, как ты живешь.
Учитель:
Продолжите предложения:
Мы учились на уроке…Мне понравилось…Я могу …
Домашнее задание
Учитель: Вы дома, используя материал нашего урока, допишите личное письмо. Внесите, если это необходимо, в него коррективы и перепишите аккуратно. Завтра я с нетерпением буду ждать ваших писем. На следующем занятии мы будем учиться заполнять почтовый конверт и узнаем, как отправить письмо. Пожалуйста, у взрослых уточните адрес получателя вашего письма.