Обособление уточняющих членов предложения 8 класс

Русский язык 8 класс
08.02.2017.

Тема: Обособление уточняющих членов предложения.
Цель урока: дать понятие об обособлении уточняющих членов предложения, научить их видеть в предложении, расставлять знаки препинания.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебники, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА
Психологический настрой.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.


Экспресс-тест
В итоге у вас получилась геометрическая фигура – многоугольник.

А об этой фигуре, нам расскажет Кипка Вероника (8 б класс), Садчикова Лена (8 а класс).


4. Синтаксическая пятиминутка.
И начинаем мы сегодняшний урок с теоретической минутки.
-Что такое обособление?
-Какие члены предложения могут быть обособлены?
-Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства?
Анализ предложений, записанных на доске:
Снег шел с самого утра весь день,/не переставая/(нераспространенное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием).
-Когда обособляются приложения?
Онегин (сущ.), добрый мой приятель, родился на брегах Нивы (приложение относится к имени собственному и стоит после него).
-Чем могут быть выражены обособленные определения?
Ответы учащихся по карточкам.
Итак, ребята, мы с вами продолжаем изучать тему «Обособленные члены предложения». Мы вспомнили, когда обособляются определения, обстоятельства, приложения. Тема сегодняшнего урока тесно связана с предыдущими.

Объявление темы урока. Совместное целеполагание. (знать, уметь)

V. Объяснение нового материала.
- Как вы понимаете значение слова «уточняющие»?
-Рассмотрим значение слова «уточняющие», используя словарь (может быть индивидуальным заданием ученика).
Уточнить – сделать точнее.
С. Ожегов.
Уточнить – конкретизировать, детализировать, поставить точку над «i».
Словарь синонимов русского языка.
Уточнение – служение объема понятия, его ограничение.
Д. Розенталь.
Вспоминаем, что обособление – значит выделение, в том числе и пунктуационное. «Уточняющие» - те, которые делают точнее, понятнее, конкретнее, подробнее.
У уточняющих членов предложения должен быть объект для уточнения. Он называется близким по звучанию, но абсолютно противоположным по значению словом «уточняемые».

Работа с учебником. Изучение правила. Выводы.
-Чем отличаются лексически и грамматически слова «уточняющий» и «уточняемый»?
Работа с текстом.
Задание. Прочитайте текст.
Какие запятые использованы как разделительные знаки, а какие являются выделительными при обособленных обстоятельствах?
Семен глядел на середину реки. Там, на перекате, звенели, ошибаясь, сильные водяные струи, под солнцем они сверкали, ослепляя, и неслись куда-то, а здесь, у берега, вода была спокойной, небольшие синевато-прозрачные волны, негромко шуршала, лизали мокрый песок.
(А. Иванова).
Какими членами предложения являются наречия там-здесь?
Достаточно ли конкретно их значение?
Сравните:
там
там, на перекате,

здесь
здесь, у берега,

В каком случае место действия обозначено конкретнее, точнее?
Поставьте вопрос а именно? от обстоятельства, выраженного наречием, и дайте на него ответ:
там (а именно?)
здесь (а именно?)
Определите, какую роль, на ваш взгляд, играют обстоятельства, стоящие после наречий.
Какие знаки препинания стоят при них?
Можно ли эти члены предложения назвать обособленными?

Ребята, уточняющими могут быть любые члены предложения – и главные, и второстепенные. И еще одно: уточняющие и уточняемые являются одним и тем же членом предложения.

Физминутка.
Закрепление материала.

Карточка № 1
Спишите, расставьте знаки препинания, подчеркните уточнение.

1. Бросились за доктором то есть домашним лекарем Харитоном. (И.Тургенев) 2. Бабушка вообще очень любила грибы грузди в особенности. (М.Горький) 3. Бархат амурский или пробковое дерево растет в лесах Приморья. 4. Самые скороспелые грибы например березовики и сыроежки достигают полного развития в три дня. 5. Много витаминов содержат в себе некоторые ягоды в частности ягоды смородины.

Проверка по готовой карточке. Поменяйтесь тетрадями и проверьте, поставьте оценку по критериям.

Бросились за доктором, то есть домашним лекарем Харитоном. (И.Тургенев) 2. Бабушка вообще очень любила грибы, грузди в особенности. (М.Горький) 3. Бархат амурский, или пробковое дерево, растет в лесах Приморья. 4. Самые скороспелые грибы, например березовики и сыроежки, достигают полного развития в три дня. 5. Много витаминов содержат в себе некоторые ягоды, в частности ягоды смородины.

2. Работа в группе. Письменное задание: списать предложения и расставить знаки препинания.
Для 1-ой группы:
1)Все ребята особенно любители лыжного спорта радовались наступлению зимы. 2)Некоторые ученики нашей школы а именно Сапаров, Ергалиев, Амиров отлично играют в шахматы. 3) Внизу над рекой раздаётся топот конских копыт. 4) В это время река часто затопляет левый более низкий берег реки.
Индивидуальная работа: синтаксический разбор 4-ого предложения.
Для 2-ой группы:
1)Ученики нашей школы в том числе и наш класс участвовали в городском субботнике. 2) Регулярно раз в неделю в нашем городе бывает ярмарка. 3) Там далеко в переулке я вижу знакомый дом. 4) Крошечный всего в три пальца ростом человечек стоял чуть ли не под носом у Гулливера.
Индивидуальная работа: синтаксический разбор 4-ого предложения.


3. Тестовые вопросы. Работа в группе. Задание: указать, чем осложнено предложение. Из четырёх вариантов ответа выбрать один правильный.
Для 1-ой группы:
1.Брат её, Фёдор Алексеевич, незаметно ушёл с театра.
2. Поздно вечером, в одиннадцать часов, Арман приехал с города.
А) уточняющим определением
Б) уточняющим приложением
В) уточняющим обстоятельством места
Г) уточняющим обстоятельством времени
Для 2-ой группы:
1. Однажды, ещё в сентябре, мы получили от брата письмо.
2. На пристани никого не было, кроме сторожа.
А) уточняющим определением
Б) уточняющим дополнением
В) уточняющим обстоятельством образа действия
Г) уточняющим обстоятельством времени


VII. Подведение итогов. Рефлексия.
Итак, ребята, сегодня вы еще раз убедились, как важно изучать синтаксис, орфографию, пунктуацию. Это нелегко, но это в ваших руках! Под таким девизом прошел наш урок.
А теперь послушайте притчу:
Жил замечательный учитель, у него были великолепные ученики. Но однажды один ученик засомневался, что их учитель все знает. Он решил найти вопрос, на который учитель не сможет ответить. Пошел ученик в поле, поймал бабочку, зажал ее между ладонями, готовый в любой момент плотно сжать ладони, и пришел к учителю.
-Скажите, учитель, - спросил он, - у меня между ладонями живая или мертвая бабочка?
Учитель внимательно посмотрел на ученика и сказал:
-Все в твоих руках!
-Ребята, скажите, как поступил ученик?
-Он выпустил бабочку.
-Вот и я хочу, чтобы вы верили, что овладеть грамотным письмом возможно.
Это в ваших руках!

Рефлексия "Светофор" У учеников есть красные, желтые и зеленые карточки, которые они поднимают в воздух. (красная = не понимаю, жёлтая = есть вопросы, зеленая = все предельно понятно)

Домашнее задание.
С. 174 упр. 359, выучить правило.































Приложение

Экспресс-тест

Что такое многоугольник
Многоугольник – это плоская геометрическая фигура, состоящая из отрезков, пересекающихся в трех или более точках. При этом многоугольник является замкнутой ломаной линией.
В многоугольнике точки - это вершины, а отрезки – стороны. Вершины, принадлежащие одной и той же стороне многоугольника, называются смежными. Отрезок, который соединяет любые две вершины, не лежащие на одной стороне, называется диагональю. 

Уточнить – сделать точнее.
С. Ожегов.
Уточнить – конкретизировать, детализировать, поставить точку над «i».
Словарь синонимов русского языка.
Уточнение – служение объема понятия, его ограничение.
Д. Розенталь.



Семен глядел на середину реки. Там, на перекате, звенели, ошибаясь, сильные водяные струи, под солнцем они сверкали, ослепляя, и неслись куда-то, а здесь, у берега, вода была спокойной, небольшие синевато-прозрачные волны, негромко шуршала, лизали мокрый песок.
(А. Иванова).




Карточка № 1
Спишите, расставьте знаки препинания, подчеркните уточнение.

1. Бросились за доктором то есть домашним лекарем Харитоном. (И.Тургенев) 2. Бабушка вообще очень любила грибы грузди в особенности. (М.Горький) 3. Бархат амурский или пробковое дерево растет в лесах Приморья. 4. Самые скороспелые грибы например березовики и сыроежки достигают полного развития в три дня. 5. Много витаминов содержат в себе некоторые ягоды в частности ягоды смородины.

Проверка по готовой карточке. Поменяйтесь тетрадями и проверьте, поставьте оценку по критериям.

Бросились за доктором, то есть домашним лекарем Харитоном. (И.Тургенев) 2. Бабушка вообще очень любила грибы, грузди в особенности. (М.Горький) 3. Бархат амурский, или пробковое дерево, растет в лесах Приморья. 4. Самые скороспелые грибы, например березовики и сыроежки, достигают полного развития в три дня. 5. Много витаминов содержат в себе некоторые ягоды, в частности ягоды смородины.

2. Работа в группе. Письменное задание: списать предложения и расставить знаки препинания.
Для 1-ой группы:
1)Все ребята особенно любители лыжного спорта радовались наступлению зимы. 2)Некоторые ученики нашей школы а именно Сапаров, Ергалиев, Амиров отлично играют в шахматы. 3) Внизу над рекой раздаётся топот конских копыт. 4) В это время река часто затопляет левый более низкий берег реки.
Индивидуальная работа: синтаксический разбор 4-ого предложения.


Для 2-ой группы:
1)Ученики нашей школы в том числе и наш класс участвовали в городском субботнике. 2) Регулярно раз в неделю в нашем городе бывает ярмарка. 3) Там далеко в переулке я вижу знакомый дом. 4) Крошечный всего в три пальца ростом человечек стоял чуть ли не под носом у Гулливера.
Индивидуальная работа: синтаксический разбор 4-ого предложения.


3. Тестовые вопросы. Работа в группе. Задание: указать, чем осложнено предложение. Из четырёх вариантов ответа выбрать один правильный.
Для 1-ой группы:
1.Брат её, Фёдор Алексеевич, незаметно ушёл с театра.
2. Поздно вечером, в одиннадцать часов, Арман приехал с города.
А) уточняющим определением
Б) уточняющим приложением
В) уточняющим обстоятельством места
Г) уточняющим обстоятельством времени


Для 2-ой группы:
1. Однажды, ещё в сентябре, мы получили от брата письмо.
2. На пристани никого не было, кроме сторожа.
А) уточняющим определением
Б) уточняющим дополнением
В) уточняющим обстоятельством образа действия
Г) уточняющим обстоятельством времени



Ф. И.
Экспресс-тест
Карточка№1
Задание в группе №1
Задание в группе№2











Итоговая оценка








Критерии оценивания

0 ошибок – 5 баллов
1 ошибка – 4 балла
2 ошибки – 3 балла
Больше 2 ошибок – 2 балла