Тесты по теме : Обособление уточняющих членов предложения


Знать: правило обособления уточняющих членов предложения.
Уметь: находить уточняющие члены предложения, выразительно читать предложения с уточняющими членами, правильно расставлять знаки препинания при них.
Оборудование: таблица «Знаки препинания в предложении с уточняющими членами», демонстрационные карточки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте! На сегодняшнем уроке мы закрепим тему «Обособление уточняющих членов предложения». Научимся правильно ставить знаки препинания в предложениях с уточняющими членами. Откройте тетради, запишите дату и тему. Начнем урок с орфографической пятиминутки.
2. Повторение.
А) орфографическая пятиминутка (2 ученика у доски)
Задание: объясните выбор орфограммы в данных словосочетаниях, составьте предложение с одним из словосочетаний.
Карточка №1.
Делиться по-братски, преобразиться за какое-то время, встретились ровесники, двигаться навстречу.
Карточка №2.
Привязать крепко-накрепко, ревностный почитатель, опоздать на встречу, вследствие дождя.
Б) синтаксический разбор.
- Пока учащиеся готовятся у доски, для остальных я продиктую предложение, ваша задача – расставить знаки препинания и произвести синтаксический разбор предложения.
Поздно вечером, часов в одиннадцать, я вышел в сад. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распростр., полное, осложнено уточняющим обстоятельством времени).
В) проверка индивидуального задания. (учащиеся вслух объясняют выполнение задания, класс находит ошибки)
- Пользуясь таблицей, расскажите о знаках препинания в предложениях с уточняющими членами.
3. Совершенствование умений и навыков.
А) Комментированное письмо.
- Я диктую предложения, ваша задача – найти уточняющие члены предложения, правильно расставить знаки препинания и определить синтаксическую функцию уточняющих членов.
1) Она была воспитана по-старинному, то есть окружена подружками и сенными девушками (уточняющее обстоятельство образа действия)
2) Это был Александр Тимофеевич, или попросту Саша, приехавший из Москвы(уточняющее приложение с союзом или (= то есть) ; обособл. согласов. распростр. определение)
3) По всей ширине Лены торчали в разных направлениях огромные льдины, или, по-местному торосья (уточняющее приложение с союзом или (= то есть) 
Б) Самостоятельное творческое задание.
- У вас на партах лежат карточки с предложениями. Вам нужно их распространить, добавив уточняющие члены, и определить их тип. Задание выполняете самостоятельно, в конце урока сдадите тетради на проверку.
1) На опушке леса, под березкой, я нашла гриб (уточняющее обстоятельство места)
2) На рассвете, в шесть часов утра, подул сильный ветер (уточняющее обстоятельство времени)
3) Внизу, у оврага, виднелись заросли кустарника и молодых деревьев (уточняющее обстоятельство места)
4) Наверху, под крышей, раздался шум (уточняющее обстоятельство места)
В) Объяснительное списывание
- Обратимся к упражнению 340-му. Прочитайте задание вслух. Выполняем упражнение с последующим объяснением.
Внизу, под глинистым обрывом, поблескивало Азовское море (уточняющее обстоятельство места). По утрам, до ухода в питомник, Тихон Петорович работал у себя в саду (уточняющее обстоятельство времени).
Грузовик подобрал нас через три часа, то есть к вечеру (уточняющее обстоятельство времени с союзом). Иногда в общей массе железного лома попадались какие-нибудь редкостные вещицы, например замок с фокусом и таинственным механизмом (уточняющее приложение с уточняющим словом «например»). Земля окружена воздушной оболочкой, или атмосферой (уточняющее приложение с союзом или (= то есть). На пристани никого не было, кроме сторожа с фонарем (уточняющее дополнение с уточняющим предл. «кроме» ) 
4. Итог урока.
 Беседа.
- Какие члены предложения называются уточняющими?
- Как обособляются на письме уточняющие члены?
- Какие союзы и слова часто употребляются при обособленных уточняющих членах?
5. Домашнее задание.
Параграф 31, упр. 341
6. Выставление оценок.