Урок русского языка в 8-м классе по теме Обособление уточняющих членов предложения

Урок русского языка в 8-м классе по теме "Обособление уточняющих членов предложения"

Цели урока:
I. Образовательные:
1)отработать умение употреблять в устной речи и находить на письме уточняющие члены
предложения;
2)закрепить навыки постановки знаков препинания при уточняющих членах предложения
на письме и правильного чтения в устной речи.
II. Развивающие:
активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы, развивать память, внимание, быстроту реакции.
Ход урока.
I. Актуализация.
1. Буквенный диктант.
На слух записать первые буквы слов грамматических основ:
Храпит у костра усталый охотник. Рассветает. Первым очнулся Шурик. Отлично отдохнул!
(хорошо)
2. Цели урока.
Хорошо – ключевое слово на сегодняшнем уроке.
Сегодня мы должны:
- познакомиться и хорошо изучить новую тему;
- хорошо и активно работать на уроке;
- показать хорошие знания в конце урока.
II. Введение в тему.
1.Заполнение “слепой” таблицы.
 
 
Обстоятельство

 
Вопросы косвенных падежей
 

- Как определить, каким членом предложения является слово?
- Вывод по таблице.
2. Работа с доской.
1) Записать только те предложения, в которых есть обстоятельства. Подчеркнуть их.
Определить их вид. (В случае затруднения обращаться к учебнику, стр.79.)
(* Учебник: Русский язык. 9 класс. С.Г. Бархударов и др. “Просвещение”, 2002г.)
1) Постепенно гаснут в небе звезды.
2) Проходит летняя гроза.
3) Воздух чист и прозрачен.
4) Золотая осень землю наряжает.
5) Завтра мы пойдем в лес за грибами.
Вывод.
2) В каком предложении есть определение, дополнение?
III. Объяснение нового материала.
1. На доске остались предложения:
Постепенно гаснут в небе звезды. Золотая осень землю наряжает. Завтра мы пойдем в лес за грибами.
- Попробуйте конкретизировать данные члены предложения, сделать их более точными, ясными.
Постепенно – очень медленно. Завтра – после работы. За грибами – подосиновиками и подберезовиками. Золотая – с жёлтыми листьями.
- Какие члены предложения называют уточняющими?
- Какие члены предложения могут выступать в роли уточняющих?
- Выделение в устной речи, постановка запятых в письменной.
2. Работа с таблицей.
Запятые в предложениях с уточняющими членами предложения.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
IV. Закрепление.
1.Уточнить предложения (запись на доске).
(Обстоятельство времени) + проходят занятия кружка юннатов (словарная работа).
(Обстоятельство места) + поднималось солнце.
(Обстоятельство образа действия) + раздался оглушительный звук.
Красивая п
·тица встретилась нам по пути.
Бабушка очень любила грибы.
2.Дифференцированное задание.
I группа – придумать свои предложения, используя таблицу, на каждый вид уточнения (можно использовать материал учебника упр. 330, 331); при проверке зачитать вслух.
II группа – списать предложения, расставить знаки препинания – упр. 332 (4,5,6).
Проверка с обратной стороны доски.
Итог.
V. Первичная проверка.
Выписать предложения, которые имеют уточняющий член предложения, расставить знаки препинания (предложения записаны на доске).
1)Весной в лесу особенно хорошо.
2)Весной в начале мая в лесу особенно хорошо.
3)Рано-рано на мгновенье зарделось окошко (словарная работа).
4)Рано-рано румяной зорькою на мгновенье зарделось окошко.
- У кого правильно?
Итог.
VI. По следам ошибок.
В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
(Предложения написаны на карточках, лежащих перед каждым учащимся.)
1)Болото было покрыто мелким ольшаником, или порослью ольхи.
2)Всходила ясная луна, и звёзд на небе становилось больше.
3)Дополнение – второстепенный член предложения.
4)Вечером, на детской площадке, играли весёлые малыши.
VII. Итог. Поиграем!
Угадайте слово, используя предложения предыдущего задания.
1) В первом предложении найдите сказуемое, возьмите у него приставку.
2) Из определения второго предложения возьмите корень.
3) Добавьте суффикс подлежащего третьего предложения.
4) Окончание возьмите у обстоятельства четвёртого предложения.
(по-ясн-ени-е)
- Как это слово связано с темой сегодняшнего урока?
- Какие члены предложения называются уточняющими?
- Какие члены предложения могут быть уточняющими?
- Как они выделяются на письме, в устной речи?
VIII. Проверка (диагностика).
Работа по карточкам.
Расставьте знаки препинания при обособлении уточняющих членов предложения.
I вариант.
1. Внизу в закурившемся тумане шумел лес.
2. Мы помимо судовых работ занимались ещё погрузкой угля.
3. У забора на груде досок уже поджидали Васька и Сашка.
4. Однажды уже в сентябре мы получили письмо.
5. Вопреки воле родителей она отложила подготовку к экзаменам.
II вариант.
1. Известно, что смерчи или водяные столбы разбивают ядрами с кораблей.
2. Внизу в закурившемся тумане глухо шумел лес.
3. За исключением отдельных учеников все учатся хорошо.
4. Многие газы например водород легче воздуха.
5. Мы беседовали хорошо по-дружески.



Заголовок 1 Заголовок 315